Знания о чистых и не чистых животных

Вопрос: Если люди до Ноаха питались только растительной пищей — так почему Б-г принял мясную жертву Авеля? И по какому критерию Ноах отбирал «чистых» животных для жертвоприношения, если животных до потопа не ели? Когда и кому были даны знания о чистых и не чистых животных?

Ответ: Спасибо за вопрос. Он возникает, наверное, у тех, кто читает серьезно и размышляет о том, как все, описанное в Торе, происходило в реальности. Ведь многие и сегодня отказывают себе в мясе, они чувствуют, что уничтожают жизнь, и на это у них нет права.

Действительно, нет у нас права уничтожать жизнь. Даже лист дерева сорвать просто так, без нужды, нельзя. Однако, мы должны помнить, что жизнь создана, чтобы вернуться к Б гу. Природу мы делим на четыре основных уровня: неживая, растения, животные, человек. Так она и творилась: сначала свет, вода, земля, солнце и звезды, потом растения, потом животные и, в конце, человек. Человек венчает пирамиду, и его задача поднять всю природу к Б-гу, сделать так, чтобы природа не скрывала Б-га, а, наоборот, проявляла.

Не зря Б-г создал всех таким образом, чтобы все нуждались в еде. Питательные вещества из почвы усваиваются растениями и становятся их частью, они поднимаются на уровень выше – уровень растений. Растения съедаются животными и поднимаются на их уровень. Животные съедаются человеком и становятся частью человека (вообще, все люди на земле состоят из тела Адама, сделанного руками Б-га, плюс вся еда, которую люди съели на протяжении своей истории). Так природа поднимается в человека, а человек служит Б-гу – и тем вся природа включается в Б-га. Поэтому очень важно кушать не просто потому, что голодно, а уж тем более не потому, что вкусно, а потому, чтобы были силы служить Б-гу. Если человек кушает не ради себя, а ради Б-га, то он может кушать все, что Б-г разрешил, и человек будет отвечать перед Б-гом за все, что он мог съесть и не съел [1].

До Потопа мясо не ели. Но приносили жертвы. А иначе, как оно поднимется к Б-гу? Сжигание животного на жертвеннике, это не просто демонстрация того, что вся жизнь принадлежит Б-гу. Она действительно ему принадлежит, и она к Нему возвращается: огонь спустился с Неба и пожрал жертву Авеля. А как иначе стало понятно, что жертву Авеля Б-г принял, а жертву Каина – нет?

Теперь о том, по какому критерию Ноах отбирал животных. Он их не отбирал, они пришли сами [2]: наступавшие воды гнали животных из насиженных мест; они уходили на высокие места, потом в горы, кого не отрезало, конечно, водой; какие-то животные набились в ковчег. Как потом оказалось, тут было от всех видов, по крайней мере по паре от каждого [3]. А домашних животных Ноах взял сам, и из того, что их нужно было их взять по семь пар, Ноах понял, что это для жертвоприношений (после окончания потопа) [4]. Отсюда мы видим, что Ноах знал Тору [5], разве что теперь нам нужно определить, что такое Тора?

Слово «Тора» происходит от слова «ѓораа», что означает указание. Это указание, как себя вести, ведь звери и птицы сами знают, как жить, а человек, если живет, как они, человеком не является. Чтобы быть человеком, нужно строить свое поведение на основе моральных ценностей, которые – вне самого человека – он не может их подстраивать под себя, а он должен себя перестраивать под них.

До дарования Торы эти знания передавались от Адама изустно, это было философией жизни, как сегодня есть много таких философий, да не будут помянуты рядом. Люди пытались понять, чего же Б-г хочет от них, и делали это либо разглядывая природу, либо получая указания от Б-га, либо шли к старцам слушать предания, полученные ими от Первого Человека.

Поэтому, когда Б-г заговорил с Ноахом о чистых животных тот знал, о чем речь. А из того, что их было определенное число, и большее, чем всех остальных, он понял, что это для жертвоприношений. Вообще, в Торе есть много мест, откуда видно, что люди знали Тору еще до Синайского откровения. Тогда – в чем суть Синайского откровения? Это другая тема для отдельной статьи.

Что касается того, что до потопа людям не было разрешено мясо. Многие так считают и основываются на том, что написано: «И сказал Б-г: Вот Я дал вам всякую траву семяносную, что на поверхности всей земли, и всякое дерево, на котором плод дерева, семяносный, вам будет это в пищу, и так далее»[6], из чего видно, что мясо разрешено не было. А после потопа написано: «Все ползающее, что живо, вам будет в пищу…», из чего видно, что мясо стало разрешено после потопа.

Для чего же написано: «и властвуйте… над всяким животным…»? Чтобы использовать их для ремесла и одежды. Поэтому Авель занимался скотоводством.

Однако то, что до потопа мясо было запрещено вообще, не столь очевидно. Возможно, и так считают серьезные раввины древности [7], что было запрещено убивать животных, но если животное умирало само, то есть было можно. (Не будем забывать, что в те времена не было старости в том виде, как это сейчас, старики были здоровы до самой смерти и выглядели молодыми, внешне их невозможно было отличить. Поэтому и старые животные были здоровыми, и не было ничего плохого есть умершее животное). Причиной запрета было то, что человек не имел право отделять душу животного от тела, а не запрет самого мяса, как такового. После потопа, когда животные спаслись в заслугу человека, ему было разрешено их есть [8].

1. Кицур Шулхан Арух, 59: 19: «В будущем человеку придется отвечать перед Б-гом за все, что он видел и не попробовал. Рабби Элъазар копил мелкие деньги, покупал понемногу от каждого нового вида фруктов раз в год и съедал».
2. Тора, гл. Ноах, 7:9. Комментарий Раши.
3. Там же.
4. Там же, 7:2.
5. Там же.
6. Берешит, 1:29.
7. Раши: «не разрешил Адаму и его жене убивать животных, чтобы кушать…». Мизрахи там.
8. Рамбан.