Зло существует для добра

Одно из самых важных и фундаментальных принципов иудаизма — принципа свободы выбора. В Торе Вс-вышний говорит так: «Смотри, сегодня Я дарую тебе благословение и проклятие: благословение — если будешь внимать заповедям Г-спода, вашего Б-га… а проклятие — если не послушаешь заповедей...».  [1]

Несколько выражений в этом стихе требуют объяснения. «Анохи» ( на иврите слово «я» обычно переводится как «ани», в исключительных случаях употребляется выражение «анохи».)  обычно выражает проявление высочайшего благословения и блага.

Например, Десять Речений, сказанных Вс-вышним на горе Синай, начинаются со слов: «Я (Анохи), Г-сподь, Б-г твой...». В слове «дарую» тоже есть оттенок благословения, как сказано у мудрецов: «Тот, кто дарует — дает от всей души» [2] . В свете этого нужно понять, как эти слова, проявляющие благо, изобилие, могут быть связаны не только с благословением, но и с проклятием? Как может быть, что от «Анохи» придет проклятие, и как можно назвать проклятие «подарком», который Вс-вышний «дарует» нам?

Чтобы понять это, нам нужно поглубже взглянуть на причину дарования благословения и проклятия, или, другими словами, понять цель существования добра и зла. Не раз, видя постоянную борьбу добра и зла, мы спрашиваем себя: зачем Вс-евышний вообще сотворил зло?

Зачем Он вообще создал реальность, противоречащую добру, которая борется с ним, затрудняет нам возможность поступать правильно и хорошо?

Ответ в том, что существование зла позволяет существовать свободе выбора. Если бы в мире существовало только добро, и у человека не было бы никакой склонности и никакой возможности поступать плохо, то он не выбирал бы добро свободным образом, а был бы вынужден поступать хорошо, поскольку у него не было бы другого выбора. Чтобы был выбор, нужны два пути, нужно добро и зло, и тогда человек может выбрать свой путь совершенно самостоятельно.

Свобода выбора необычайно важна в жизни человека. Она — одна из главных основ, делающих его человеком. Все остальные творения в мире не имеют свободы выбора. Их поведение естественным образом вытекает из их природы и качеств. Единственное существо в мире (причем не только в этом мире, а вообще во всех мирах — ведь и ангелы тоже не имеют свободы выбора), обладающее могуществом свободно выбирать — это человек.

На этом построена и вся система награды и наказания. Если бы не было выбора — не было бы основания для награды и оправдания для наказания. Животные не получают награду за свои «хорошие» поступки, их не наказывают за «плохие» поступки, ведь они не выбирают свои поступки. Лишь человек заслуживает награды за хорошие дела, и наказания на плохие, и только по той причине, что у него есть выбор, и каждый его поступок записывается ему в «плюс» или «минус».

Получается, что существование зла не плохо для человека, а наоборот, — это великое благо, которое Вс-вышний дал ему, поставив его перед возможностью выбора. Если бы не было зла, у человека не было бы возможности выбирать между добром и злом.

Именно это имеет в виду Вс-вышний, употребляя слова «Анохи» и «дарую». Он намекает нам, что зло создано не для того, чтобы противостоять и мешать нам, а наоборот, оно предназначено для нашего блага, чтобы у нас было, что взвешивать, и чтобы мы сознательно и свободно выбрали правильный путь.

Это знание дает нам силы не пугаться зла, ведь мы понимаем, что все его предназначение — только дать нам выбрать хорошее. Отсюда следует, что у зла нет никакого самостоятельного существования, а вся его роль — только создать свободу выбора добра.

Примечания

1. Тора, Реэ
2 «Бава Батра», 43а