Духовная природа затмений.

затменияЧитая рассказ о сотворении мира мы находим, что когда Б-г творил светила, Он сказал: «Да будут светила в тверди небесной, чтобы светить на землю, и будут они знаками…»[1]. Слова «будут они знаками» Мидраш[2] объясняет так: когда происходят затмения, это являются плохим знаком, как написано: «Знаков небесных не бойся…»[3], из чего видно, что бояться есть чего, но ты не бойся, ибо те, кто исполняют волю Творца, затмений могут не бояться.

Сразу возникает вопрос: затмения – явления природные, они заложены в самом движении планет, и оно рассчитано заранее, повлиять на него невозможно. Затмения можно вычислить на много лет вперед, почему же они являются плохим знаком? Какой смысл в этом скрыт?

Это противоречие (между тем, что затмения – явления природы и тем, что они являются плохим знаком) использовалось не раз для подтверждения той ложной идеи, что не все, что написано в мидрашах и Талмуде, истинно (упаси нас Б-г от самого такого предположения!), и этим оправдывалось несоблюдение законов Б-га, там описанных.

Однако не это есть причина того, что человек разрешает себе запрещенное и не выполняет того, что предписано. Не в видимых противоречиях дело. А в том, что человеку хочется вести себя именно так, как хочет он, а противоречия используются задним числом. Такие люди вовсе не стремятся их (проитворечия) разрешить, найти на них достойный ответ.

Очевидно, что мудрецы времен Талмуда астрономию знали отлично и умели вычислять движение звезд и планет. Мудрецы разных народов Востока тесно общались между собой, а астрономия была наукой востребованной – ею занимались активно – что знали одни, сразу узнавали другие. Невозможно оспорить: в те времена умели точно вычислять моменты затмений, ведь на этом построен лунный календарь, которым тогда пользовались все, а евреи (и некоторые другие) пользуются до сих пор. Достаточно почитать Маймонида, чтобы увидеть, насколько точными были астрономические знания тех времен.

Ясно, что смысл мидраша следует искать где-то в другом месте, а вовсе не там, где он, как кажется, противоречит науке. Не, как говорится, под фонарем, да еще который мы сами же установили.

На первый взгляд объяснение должно быть таковым[4]: знаком является не само затмение – явление природы – а то, что люди имеют возможность его наблюдать. Б-г показывает людям «плохой знак» для того, чтобы побудить их исправить свое поведение. А это (возможность наблюдать затмение) зависит от поведения человека. Когда люди ведут себя плохо, они получают возможность наблюдать затмения светил, а если ведут себя хорошо, то небо, к примеру, закрывает облаками, и затмения не видны.

Однако объяснение это не может быть признано самодостаточным, ведь есть такие места, где облаков практически нет, такие, как, например, Египет. Невозможно там воспрепятствовать наблюдению небесных явлений тем образом, чтобы закрыть облаками небо. Нельзя ожидать от Б-га, чтобы Он делал подобные чудеса, ведь Б-г не делает чудес просто так. Чтобы чудо произошло, нужна на то очень веская причина.

Да и слова мидраша «когда происходят затмения» указывают на то, что речь идет о самих затмениях, а не о чем-то другом (возможности их увидеть). Другими словами, когда есть те, кто исполняет законы Б-га, попросту, ведет себя хорошо, затмений быть не должно. И мы возвращаемся к тому, с чего начали: почему затмений надо бояться?

Здесь мы вынуждены ввести новое понятие – мазаль. Это такая штука, которая из духовного образует материальное, переводит духовное в материальное, материализует духовные явления. К примеру, на Небесах постановлено, чтобы человек заработал столько-то и столько-то. Это находится в духовных мирах, и через мазаль облачается в действия человека (или других людей по отношению к нему): человек находит (или теряет) работу, его дятельность приносит успех (или нет), удача сопутствует его делам, и так далее. В народе мазаль используются как синоним счастья. Ведь если механизм мазаля исправен, материализация духовного происходит удачно. Но мазаль может быть неисправен, и тогда, что бы человек ни делал, оно не имеет успеха. Такого называют «шлимазл» – безмазальный, по-нашему – «неудачник». И это потому, что мазаль оказывает влияние и на поведение человека и на все, что тот делает, а делает он все неудачно.

Пример. Талмуд говорит[5], что большую часть своей мудрости человек приобретает ночью. Это вовсе не значит, что днем мудрость к нему не идет, что, мол, он старается, но не понимает то, что изучает. Вовсе нет. Но ночью это делать легче, и меньшие усилия дают лучший результат. Это и называют мазалем: ночью есть мазаль на учебу.

Мазаль не отбирает свободу выбора, нет! Он ничего не определяет! Но он создает в природе склонность к определенному течению событий. И если если человек уловит эту струю, то будет ему удача. А если наоборот, или, не про нас будет сказано, то будет наоборот.

Через мазаль также посылаются человеку наказания и награда. Мазали бывают разные, есть, к примеру, такие, что зависят от времени, например, временем суток (мы об этом только что говорили). Есть мазаль, который связан со временем года, например в месяц адар удачно побеждать своих врагов. Об этом рассказывается в книге Эстер (Эсфирь), одной из книг Библии. Так и сегодня, если у человека есть враг, с которым ему, к примеру, надо судиться, то лучше это делать в месяц адар.

И вот есть такой мазаль, который активизируется во время затмений светил. Он влияет на то, что в природе образуется склонность к таким вещам, что в это время Небесам легче посылать на землю наказания людям.

Другими словами. Сами по себе затмения не приносят несчастья, они всего лишь природные факты. Но во время затмений в природе образуется порядок вещей, когда Небесам легче наказывать. Еще раз: затмения не определяют, а создают склонность. Если человек не грешил, бояться ему нечего. И даже если – не дай Б-г! – такое случилось, все равно в его силах преодолеть природу. Но для этого нужны особые действия, оно не происходит само по себе. Грешники отданы на откуп природных процессов, но те, кто служат Б-гу, изымаются из-под управления природы и управляются Б-гом напрямую, и над ними никакие мазали сил не имеют.

Таково объяснение, почему затмения являются «плохим знаком», и почему это не расходится с законами астрономии. Есть люди, которым следует этих знаков бояться, что, само по себе очень полезно, ибо когда человек боится, он себя исправляет.

А есть, которым бояться не надо. Зависит от того, управляется ли жизнь человека природой или же Б-гом, что есть управление чудесное, не зависимое от каких бы то ни было естественных процессов.

Статья основана на беседе Любавичского ребе, Ликутей Сихот, том 15, стр. 7 и дальше.

Примечания

[1]  Берешит, 1:14.
[2]  Тосефта Сукка, 2:7; Сукка 29:1; Мехилта, гл. Бо, 12:2.
[3]  Ирмеяѓу, 10:2.
[4]  ШЛО, гл. Ноах, 274:2, в примечании (по поводу радуги).
[5]  Рамбам, законы изучения Торы, 3, 13.

Автор Р. Хаим Фильцер