Запрет сожительства с замужней женщиной

Странствуя по Земле Ханаан, Авраам попадает в страну Филистимлян. Сказано в Торе (Берешит 20:1-2): «Авраам направился оттуда, и сказал Авраам о своей жене Саре: “Она — моя сестра”. [Тогда] царь Грара Авимелех послал [людей] и взял Сару [к себе]. Ночью, во сне, Бог пришел к Авимелеху и сказал: — Ты умрешь за то, что взял [себе] эту женщину, ведь она замужем!». Всевышний предостерегает Авимелеха о том, что тот заслуживает смерти за сожительство с замужней женщиной, что ему запрещено даже прикасаться к ней, и что ему следует вернуть ее мужу. Отсюда мудрецы Талмуда вывели несколько законов для Бней Ноах. Остановимся на двух пунктах, связанных с запретом касательно замужней женщины.

1.​ Бней Ноах запрещено сожительство именно с замужней женщиной.

Иначе обстоят дела с запретом для Сынов Израиля: статусом замужней женщины (а точнее женщины, предназначенной для определенного мужчины) наделяется женщина до замужества, которая была помолвлена и посвящена мужчине (своему будущему мужу). И с момента помолвки и посвящения она становится подобно замужней женщине, и сожительство с ней запрещено кому бы то ни было, так же, как и с замужней женщиной (под угрозой смертной казни). Для Бней Ноах запрещенной является исключительно женщина, которая уже живет со свои мужем и имеет с ним интимные отношения. На Бней Ноах не распространяется запрет на сожительство с женщиной, которая была помолвлена.

Существует три аспекта брака.

а) Дружба между женщиной и мужчиной, партнерство, любовь.

б) Строительство и упрочение семейной ячейки, а именно – рождение детей.

Два данных аспекта впервые были изложены в отношении Адама и Хавы в качестве основных постулатов понимания семьи. Как сказано (Берешит 2:24): «Вот почему мужчина оставляет отца и мать, соединяется со своею женой и становится [с нею] единой плотью». «…соединяется со своею женой» — неразрывная дружба, жизнь душа в душу двух любящих друг друга людей. «…И становится [с нею] единой плотью» — рождение детей.

в) Освящение партнерских отношений – «Кидушин». Такой аспект существует только у Народа Израиля. Стремление двух людей (мужчины и женщины) выполнить сообща заповедь Творца о создании и строительстве семьи, их совместное решение и обоюдное желание само по себе является святым деянием (на иврите «Кидушин»). И именно силой этого совместного решения, силой совместного осуществления святого деяния, выражением которого является, кроме всего прочего, надевание кольца на палец женщине, женщина называется посвященной мужчине, замужней женщиной. К мужчине и женщине, которые только решили пожениться, но еще не живут вместе, невозможно применить первые два аспекта – партнерство, настоящая любовь, а тем более – строительство семьи. Однако, несмотря на это, в народе Израиля желание выполнить какую-либо заповедь, а также решение об этом, само по себе является священным.

У Бней Ноах третий аспект проявляется не в такой полной мере, как у Сынов Израиля. Поэтому для Бней Ноах понятия помолвки и посвящения не существует.

Из двух первых аспектов, относящихся к заключению брака, первый аспект устанавливает определение замужней женщины: замужняя женщина – это женщина, у которой есть муж. О детях в данном случае ничего не говорится. У Авраама и Сары во время странствий по Ханаану еще не было детей. Однако у женщины есть надежный и любящий друг, партнер – это ее муж, а она в свою очередь для него является надежным другом и партнером. И именно поэтому она называется замужней женщиной. Заметьте, замужней женщиной не называется женщина, у которой есть ребенок от определенного мужчины. Замужней женщиной называется женщина, постоянно проживающая с мужчиной, со своим мужем.

2.​ У запрета сожительства с замужней женщины существует две стороны.

а) Запрет нарушения заповеди Всевышнего – запрет греха по отношению к Творцу, благословенно Его Имя. Б-г заповедует мужчине и женщине, которые решили жить вместе, называться мужем и женой, то есть заключить брачный союз, а не находится в так называемых свободных отношениях. Нарушающий такую заповедь грешит по отношению к Всевышнему.

б) Запрет греховных действий по отношению к человеку, а именно – запрет воровства. По мнению Рамбана (Берешит 34:13), человек, изнасиловавший даже незамужнюю женщину подлежит смертной казни по законам Бней Ноах, поскольку совершает воровство. Изнасилование женщины является видом воровства, поскольку представляет собой использование ее тела против ее воли, а кроме того, насильник как будто отнимает у нее право на честь и достоинство. Даже если не назначать смертное наказание насильнику, согласно Рамбану, так или иначе, такой человек должен быть наказан, и наказание его должно быть равносильно наказанию, назначенному вору.
Даже в том случае если женщина дает свое согласие на совершение такого греха, остается факт воровства по отношению к ее мужу. Ведь она его жена, его партнер, а тот, кто вмешивается в их семейную жизнь, отнимает у мужа моральное право, данное ему фактом заключения брака. Однако даже в случае если и муж, и жена согласны на совершения греха, грех по отношению к Всевышнему остается неизменным.

Это подобно запрету на убийство: ведь грех не только в том, что убийца лишает жизни ближнего, он еще и грешит по отношению к Творцу, ненавидящему убийства! Поэтому даже если жертва выражает согласие и желание быть убитой, даже если жертва требует и умоляет кого-либо о том, чтобы ее лишили жизни (даже для того, чтобы избежать мучений и боли, при том, что такая причина считается оправданной в человеческом обществе), в любом случае, это непозволительно и является грехом по отношению к Всевышнему!

Подобно этому разврат является не только грехом по отношению к ближнему, но также и грехом относительно Творца.

Жизнь человека не является его личным имуществом и собственностью, а была получена им Всевышним: Творец вдохнул жизнь в тело человека, и только Он вправе забрать у него жизнь.

Подобным же образом обстоят дела с семейной ячейкой: она безраздельно принадлежит Всевышнему, и разрушать этот Б-жественный институт брака не имеет право ни посторонний человек, ни сами супруги, даже если они приняли обоюдное (но ошибочное) решение об этом. Подобное положение вещей мы учим из нашей главы Торы. Б-г говорит Авимелеху «Ты умрешь за то, что взял [себе] эту женщину, ведь она замужем!». Несмотря на то, что в данном отрывке мы имеем дело с благоречием, слова Торы точны и полны смысла. Всевышний предупреждает Авимелеха о наказании за то, что он взял ее, имея в виду, что он украл ее у мужа, у Авраама.

В продолжение событий, когда защищаясь, Авимелех приводит в свое оправдание тот факт, что он допустил ошибку, и что изначально ему не было известно о том, что Сара является замужней женщиной, говорит ему Творец (Берешит 20:6): «… и Я удержал тебя от согрешения предо Мною», не дал тебе совершить грех по отношению ко Мне... (а не по отношению к Аврааму!). Ведь сожительство с замужней женщиной запрещено и является грехом не только в отношении человека, но и по отношению к Творцу; и не важно, что по этому поводу думает сама женщина или ее муж, согласны они или – нет.

Человеку, совершившему такой грех, будь то мужчина или женщина, следует раскаяться и просить прощения не только у Всевышнего, но также у людей, которые пострадали от его поступка, поскольку он совершил грех и по отношению к ним.

Автор: раввин Мойше Вайнер