Закон 2: Запрет Б-гохульства

man11

Уважай Творца!

Что Это Означает?

На самом базовом уровне это означает, что человек не должен проклинать Творца одним из святых Имен, под которыми Он известен. Людям дан уникальный дар речи, являющийся отражением Б-жественного величия, дарованного человеку. Трудно придумать большее злоупотребление этим даром, чем признание существования Творца, и одновременно – низменное, мстительное выражение пожелания, чтобы Ему был причинен вред. Такой поступок показывает, что человек не только недостаточно верит и доверяет бесконечно доброму Б-жественному Провидению (которое может быть временно завуалировано), но он открыто восстает против Него.

Из предисловия раввина Иммануэля Шохета к разделу о запрете Б-гохульства в книге «The Divine Code», ч. III:

В самом центре нашего мира находятся люди, homo sapiens, по Б-жьей воле наделенные интеллектом. Это позволяет нам анализировать и оценивать как себя, так и окружающий нас мир. Однако без данных Б-гом критериев истины и морально-этических норм наше критическое мышление в лучшем случае абстрактно и, разумеется, способно допускать ошибки.

Б-г открыл человечеству знание Своего непостижимого желания через Его пророков и через Тору, чтобы люди знали, что хорошо, а что – нет, что является добром, а что – злом. Б-жественное Откровение Торы на горе Синай и Б-жественное обозначение Моисея как самого великого пророка всех времен стало основой для абсолютной проверки на истинность всех будущих пророков, т.е. на совместимость с Торой и ее вечными заповедями. И все же этот юридический и моральный Кодекс имел смысл только тогда, когда применяется другой особый дар, данный людям – свобода самостоятельно выбирать, будут ли они следовать нормам правильного поведения.

Непредубежденное и последовательное рассуждение приводит к осознанию того, что наш столь сложный, и при этом невероятно точный мир имеет Высшую Причину. Так, мы приходим к осознанию и признанию Б-га как Творца и Повелителя, поддерживающего существование мира. Это заключение не остается чисто логическим рассуждением, а приводит к конкретным практическим результатам. Осознав, что жизнь, здоровье, все нужды и благословения человека непрестанно исходят от Творца, мы должны это, несомненно, признать в мысли, речи и действии. Мы должны выражать благодарность за Б-жественную благожелательность, от которой мы постоянно зависим, и сделать из себя достойных ее получателей. Это – простая формула служения Б-гу, одинаково относящаяся ко всем людям в мире.

Диаметральной противоположностью этого абсолютного благоговения перед Б-гом является грубое и греховное поведение, когда человек осуждает Б-га или Его верховную власть. Это именуется Б-гохульством. Как правило, словом «Б-гохульство» называется любое проявление непочтительного или кощунственного отношения к Б-гу. Это акты неповиновения, цель которых – ослабить подобающее уважение и благоговение к Б-гу.

Итак, запрет Б-гохульства против благословенного Имени Творца и обязанность относиться к Нему с уважением и почтением происходят от Его абсолютного верховенства и суверенитета. Отсюда следует, что:

  • Каждого человека касается заповедь трепетать и благоговеть перед Б-гом, что обычно называется Б-гобоязненностью.
  • Никто не имеет права упоминать имя Б-га напрасно. Напрасное упоминание Его имени является нарушением закона о Б-гохульстве и является явной формой неуважения. В это входит также запрет ложно клясться именем Б-га. Поэтому, как известно, к клятве с самых давних времен относились как к священному обязательству (см. Бытие, 21:22 и далее; Бытие, 26:28 и далее).

Библейские источники

В книге Левит, 24:10-17 рассказывается об инциденте, в котором еврей нарушил прописанный в Исходе, 22:27 запрет, и в гневе проклял Б-жье имя. Б-жественным указанием он был приговорен к смертной казни. Более того, в Левит, 24:15 сказано: «Иш, Иш (Любой человек), проклинающий Б-га, понесет свой грех». Почему сказано дважды Иш, иш (человек, человек)? Этими словами Тора распространила данный закон на все человечество.

Некоторые детали и принципы

  • Обязанность уважать имя Б-га.
  • Обязанность бояться Б-га.
  • Запрет проклинать Б-га (не дай Б-г!).
  • Запрет напрасно клясться (например, давать бессмысленную клятву или клясться ложно)
  • Порядок определяющий, какие обеты могут быть аннулированы, а также пути и причины, по которым это может быть сделано.

Перевод:  Рувен Куравский

Источник: asknoah.org