Зачем нужно счастье?

счастьеПод лежачий камень вода не течет…

В статье «Как ноахиду служить Б-гу?» на этом сайте мы говорили о том назначении, для которого Всевышний помещает человека в этот мир. Всевышний сотворил мир, чтобы человек заселял его, усовершенствовал материально, осознавая, для Кого и для чего он это делает, и наполнял мир духовностью, чтобы тот стал пригодным для Него жилищем. Итак, цели ясны, задачи поставлены. Как там говаривали? За работу, товарищи?

А почему, собственно? Зачем лежачему камню сдвигаться с места?

Один из законов, который Всевышний встроил в этот мир – закон инерции. Мы его помним еще из школы. Если что-то лежит себе неподвижно – так и останется лежать. Если что-то движется по прямой с постоянной скоростью, так и продолжит далеко идти, пока не остановят. Принцип инерции универсален для всех уровней творения: и для живых существ, и для психологии человека, и для социальных систем. Ничто не может изменить существующее положение вещей – будь то зеркальная гладь пруда или постоянное движение по маршруту дом-работа-дом, — если только не подействует какая-то сила, не придет в действие какой-то специальный механизм.

Какая сила способна побудить человека сделать хоть что-нибудь, привести его в движение? Не мудрствуя лукаво, находим ответ, как в клубе веселых и находчивых: что может привести в движение? – двигатель! Ну, а если теперь скажем то же самое по-иностранному, получится очень даже по-научному: мотив! – «Ах, мотив? Ну, теперь, конечно, понятно!» — сделаем мы умный вид, так ничего и не уяснив.

Но есть все-таки более четкое определение этого двигателя-мотива. Мотив – это «опредмеченная потребность». Потребность, которая определилась, чего конкретно она хочет, и теперь движет всем поведением человека. Потребность определилась со своим объектом, направляет действия на его достижение, и когда с ним встречается, достигает удовлетворения. В зависимости от силы и глубины возникающего при этом внутреннего отклика, это переживание называют удовольствием или счастьем.

Получается – если отвлечься от всего множества конкретных потребностей и еще большего множества объектов их удовлетворения – все устремления человека направлены на достижение счастья.

Итак, чтоб мысль не потерять, промежуточный итог. Потомки Ноаха служат Творцу, занимаясь продуктивной работой по освоению, усовершенствованию этого мира для жизни человека на основе этических ценностей Торы. Деятельность по реализации задачи народов имеет конечной целью духовное преобразование материального мира через выполнение заповедей евреями.

Поскольку определяющим для всего плана творения является деятельность человека, Всевышний творит человека с заложенным в него универсальным стремлением, которое и побуждает человека к действию – стремлением к счастью.

Потребности в системе сфирот

Стремление к счастью – общий знаменатель всей сложной мотивационной системы личности, определяющей поведение, все человеческие поступки. В мотиве, как мы упоминали, выделяются потребность и ее предмет.

Человеческие потребности, мотивация – весьма популярная тема социальных наук, маркетологии, экономики: ведь они определяют те ключи, которые можно к человеку подобрать, те рычаги, которыми можно на него воздействовать, те ниточки, которые управляют нашим поведением. Тема очень важная не только для многочисленной армии манипуляторов – идеологов, политиков, торговцев, — ориентация в вопросах мотивации позволяет самому человеку быть в контакте со своим подлинным «я», работать над своим развитием, замечать ловушки, расставленные всевозможными социальными технологиями, и не попадаться в них.

Мы взглянем на тему потребностей с точки зрения учения о душе.

Еврейская традиция говорит о семи эмоциональных силах души (три интеллектуальные силы оставим за рамками нашей статьи). Эти силы души соответствуют универсальным силам, действующим во всем мироздании, семи сфирот, каналам, через которые Божественная жизненность, энергия передается всем мирам и творениям. Вот список этих универсальных сил души. Напишем несколько граней каждой из них, чтобы представить чуть более объемно, а в скобках укажем название соответствующей сфиры.

Любовь, милость, доброта, желание отдавать (хесед)999+

Суровость, страх, дисциплина, сдержанность (гвура)

Милосердие, гармония, красота (тифэрет)

Победа, постоянство, доверие (нецах)

Смирение, искренность, цельность (ѓод)

Основательность, истинность, осуществление (йесод)

Царственность, скромность (малхут)

Теперь, чтобы легче было разобраться в связи силы души с потребностями человека, выделим условные «уровни восприятия окружающей реальности». И вместе с тем, попробуем проследить, как универсальная система управления всем в мироздании, система сфирот, работает на уровне поведения человека в этом «низшем из миров».

Я и мир

Для существования в материальном мире любой живой организм нуждается в ресурсах. Зеленое растение – в воде, свете и углекислом газе. Животное — в пище, воде, кислороде, партнере для сохранения вида. У человека, как нам представляется, отношения с миром как с источником ресурсов, связано с силами души, соответствующими сфире тифэрет и сфире йесод. Тифэрет определяет отношения с ресурсами самими по себе: что нужно мне и другим, в каком соотношении, в какой системе приоритетов. Йесод регулирует процесс получения ресурсов: степень последовательности и основательности. Эти силы души порождают потребности в ресурсах и их приобретении. В какой-то степени это соответствует нижнему слою классической иерархии потребностей, «пирамиды Маслоу», уровню базовых, в частности, физиологических потребностей. Для этого уровня субъект – «я», а окружающая реальность – объект для получения ресурсов.

ZUjWB-YlGFQ

Следующий уровень – восприятие реальности с точки зрения источника существования. Этот источник может восприниматься как находящимся в рамках материального, физического, мира, так и выходящим за его рамки в метафизику. Такой уровень восприятия реальности отличается от предыдущего, ресурсного. Он обращен не к отдельным ресурсам, а к существованию (экзистенции) в целом и связан с силами души, соответствующими сфире нецах и сфире ѓод. Нецах регулирует активную составляющую взаимодействия с источником существования: использование его как опоры, полагание, настойчивость, победу. Ѓод определяет пассивную составляющую: принятие, смирение, искренность, цельность. Они пробуждают экзистенциальные потребности, в частности, потребность в безопасности. На этом уровне субъект – это окружающая реальность, дающая возможность существованию «я» как объекта или, по крайней мере, субъекта с гораздо более ограниченными возможностями.

Еще один уровень – восприятие реальности с точки зрения взаимоотношений с ее субъектами. Хесед определяет процессы отдачи, расширения, приближения. Гвура – сдерживания, сжатия, отдаления. Они регулируют базовые эмоции, любовь и страх, соответственно, и все их производные. Эмоции ведь могут возникать только по отношению к тому, кто (или что) воспринимается как субъект, действующее лицо. По отношению к декорации или к реквизиту – какие могут быть эмоции? В иерархии потребностей этот уровень соответствует потребностям социальным.

И наконец, уровень, где реальность воспринимается как поле деятельности, предмет преобразования. Этот уровень соответствует категории малхут. Малхут, царство, контролирует реальность, поддерживает баланс между потребностями собственными и потребностями другого, общества в целом. Эта сила души определяет потребность в достижении, выполнении поставленной цели, в статусе, уважении.

Интересно отметить, что один и тот же предмет может быть связан с разными потребностями, и поведение, связанное с этим предметом, будет направляться самыми разными мотивами.

«Почему он пьет?»

Возьмем, к примеру, алкоголь. Для кого-то потребность в нем является физиологической. Такой случай будет предметом заботы наркологов.

Как этот предмет будет выглядеть на следующем уровне? Перед нами знаменитое экзистенциальное восклицание: «Пить или не пить? – вот в чем вопрос!» Для того, чье «питейное» поведение продиктовано этой группой мотивов, алкоголь становится целью, посредством которой достигается ощущение безопасности и разрешимости всех проблем.

Выпивка в компании, бутылка как средство коммуникации будет в фокусе того, кто руководствуется социальными потребностями.

Наконец, вопросы престижа, статуса. Слышали анекдот: «Слабые засыпают в салате, а сильные – в десерте»? Сакраментальный вопрос: «Вася, ты меня уважаешь?» Или другая фраза, относящаяся к той же группе мотивов: «Такое пить – себя не уважать!»

Духовность духовная и бездуховная

Может показаться парадоксальным, но и «духовность» тоже может быть продиктована любой из приведенной группы мотивов. При этом по отношению к духовности мы можем разглядеть два крайних полюса: полюс, где основной акцент будет стоять на самом себе в связи с духовностью (назовем его «полюс я»), и полюс «чистой» духовности (назовем его «полюс Он»). Конкретная реальная картина будет, как обычно, где-то посредине.

Мир как источник ресурсов

Отношение к миру как к источнику ресурсов может выражаться в отношении к духовным сущностям в связи с получением этих ресурсов. На «полюсе я» при этом окажется человек, который молится исключительно для того, чтобы что-то нужное ему получить. На «полюсе Он» будут архетипические воплощения соответствующих сфирот. Согласно еврейской традиции, каждой из семи сфирот соответствует определенный персонаж Торы. Так, сфире тифэрет соответствует третий из праотцев еврейского народа Яаков, а сфире йесод – его сын, Йосеф-праведник.

Взглянем на некоторые события из жизни Яакова сквозь призму приобретения ресурсов. Яакову приходится покинуть свою землю и отправиться в сложное и рискованное путешествие. Всевышний обещает хранить его на этом пути. В ответ Яаков дает обет: от всего, что получит для удовлетворения своих насущных потребностей («хлеб, чтобы есть, и одежду, чтоб носить»), выделять для Него десятую часть. Ресурсы представляют для Яакова не самостоятельную ценность – они нужны для поддержания существования. Для него важно служение Всевышнему, выполнение своего предназначения в этом мире. Всевышнему Яаков посвящает и то, что только предстоит получить. Там, куда он приходит, у обманщика Лавана, Яаков тяжело трудится, зарабатывая на свадьбу, а потом для своей семьи. При этом он строит духовно совершенную семью, воспитывая всех детей праведниками. Большую часть заработанного в Харане впоследствии отдает на урегулирование отношений с братом злодеем Эсавом (говорит: «Бери… есть у меня все!»), а потом еще добавляет, чтоб выкупить его долю в усыпальнице праведных предков. Эта покупка, как сказали бы психологи, «завершает гештальт», дополняет до целостного образа картину, начатую самым первым приобретением Яакова, когда в 15-летнем возрасте за собственноручно сваренный суп он приобрел у злодея Эсава первородство.

Это далеко не полная картина – лишь некоторые штрихи. Тема ресурсов проходит через жизнеописание Яакова красной нитью, при ее посредстве осуществляется его служение Всевышнему.

Сфира йесод, как мы говорили, определяет динамику приобретения ресурсов. Попробуем прочертить некоторую шкалу по отношению к духовности также и здесь. На «полюсе я», при этом, окажется человек, рассчитывающий на непосредственную «награду» — материальную или духовную.

На «полюсе Он», как мы говорили, — праведник Йосеф. Первый же поступок, о котором упоминает Тора (вскользь, лишь порядком слов) – когда он при встрече со злодейским дядей Эсавом заслонил собой мать, Рахель. Он – сама сдерживающая сила. Позже мы читаем, как, ставя под угрозу отношения с братьями, Йосеф считал своим долгом сдерживать их неправильное, в его понимании, поведение, рассказывая обо всем отцу. Наиболее яркий поступок, в подробностях обрисованный Писанием, – когда 17-летний парень, раб, не внемлет соблазнам госпожи и даже в самый кульминационный момент вырывается и убегает от искушения, поплатившись свободой. Урок, который он получает в тюрьме, едва отклонившись от своей линии. Человек должен готовить естественные средства, чтобы ускорить свое спасение. Но Йосеф, архетип сдержанности и всего связанного со сфирой йесод, из-за обращения за помощью к вельможе оставался в яме два дополнительных года. Именно он был единственным человеком, который был в состоянии целенаправленно и планомерно запасать урожай в течение семи лет изобилия, а затем распределять его в голодные годы. Ну и, конечно, тщательно продуманное и осуществленное испытание подлинности раскаяния братьев. И еще интересная деталь: он побудил всех египтян сделать обрезание, а ведь известно, что сфира, которую Йосеф олицетворяет, соответствует репродуктивному органу.

Мир как источник существования.

На «полюсе я» потребности в духовности, продиктованной этой группой мотивов, мы встретимся с весьма распространенным «бегством в религию» от перипетий суровой реальности. Такие люди ищут в духовности «тихую гавань», защиту.

На «полюсе Он» – фигуры Моше (сфира нецах) и Аарона (сфира ѓод). Оба они проникнуты беспредельным упованием на Всевышнего. У Моше это выражено настойчивостью и постоянством. Эти качества проявляются у него повсеместно: и в отношениях с еврейским народом, который он выводит из Египта, иногда оказываясь «под двойным огнем» фараона и евреев, а затем ведет 40 лет по пустыне, твердой рукой направляя на служение Всевышнему; и в отношениях со Всевышним, у которого Моше своими настойчивыми молитвами неоднократно удается добиться «своего» (прощения народа, раскрытия Тринадцати Свойств Милосердия, личного ведения Всевышним стана Израиля).

Аарон, как мы говорили, является воплощением силы души ѓод (смирение, сияние). На первый взгляд, смирение и сияние — понятия противоречащие друг другу, но на самом деле, именно подлинное смирение, самоотречение Аарона является причиной того, что он наполняется сиянием, светом Всевышнего в наибольшей степени, будучи самым первым Первосвященником.

Мир как система субъектов

Для человека, духовность которого связана с «полюсом я» социальных мотивов, важны, прежде всего, собственные эмоции: наслаждение от преисполненности любовью, «благодатью» или страхом небесным, священным трепетом. Сюда же относятся и более классические, «прозаические» мотивы, когда духовность связана с потребностью в принадлежности к группе.

«Полюс Он» представлен фигурами Авраама и Ицхака, олицетворяющими, соответственно, сфиру хесед и сфиру гвура. Праотцев называют «колесницей Всевышнего»: ничего от себя – только исполнение Его воли. О том, как эти свойства раскрываются в характере и в жизненных коллизиях обоих, написано очень много. Мы подчеркнем только, что речь идет у Авраама о любви «нетто», а у Ицхака – о трепете «нетто». Важен для них Сам Святой, Благословен Он, а вовсе не чувства, на него направленные.

Мир как объект преобразования

Встречались с людьми, для которых духовность – важная составляющая положения в обществе? Или с другими, для которых она – неотъемлемая часть самоактуализации, личностного развития. Крайние случаи тех и других находятся на «полюсе я» группы мотивов этого уровня. Их двигатель – статус, уважение в глазах значимой, референтной, группы окружающих (реальной или виртуальной) или в своих собственных.

На другом полюсе – воплощение атрибута малхут, Царь Давид. У него нет ничего от себя – он фокусирует в себе все, что приходит свыше, и передает вниз. По этому принципу работает идеальная система правления. По этому принципу «работает» духовность на уровне преобразования: «Я выполняю задачу, поставленную передо мной Всевышним в этом мире. Он наделяет меня всем необходимым для выполнения поставленной задачи».

Заключение

Итак, мы набросали один из механизмов реализации замысла Творца. Всевышний сотворил мир, чтобы человек заселял его, усовершенствовал материально, осознавая, для Кого и для чего он это делает (задача народов) и наполнял его духовностью, чтобы тот стал пригодным для Него жилищем (задача еврейского народа). Желание Творца – чтобы человек был полноправным субъектом, по собственному выбору выполняющим эту задачу. Для этого человек снабжен двумя механизмами. Один, побуждающий человека к действию, и второй, обеспечивающий свободу выбора.

В этой статье мы разобрали, в общих чертах, механизм мотивации деятельности. Силы души заложены в соответствии с общим планом всего творения и относятся к четырем уровням отношений с окружающим миром. Эти силы души пробуждают человеческие потребности. Каждая сила души соответствует определенной задаче, стоящей перед человеком. Каждая сила души пробуждает определенную группу потребностей. Корнем данной группы потребностей является та самая задача, которая соответствует этой силе души.

Возникающие потребности могут иметь разную направленность, предметы потребностей могут напрямую соответствовать задаче, напрямую ей противоречить или являться нейтральными по отношению к ней. Это обеспечивает свободу выбора и будет рассмотрено, с Б-жьей помощью, в дальнейшем.

Удовлетворение потребностей в пределе воспринимается как счастье. Стремление к счастью (в наиболее широком смысле) движет всем поведением человека и служит реализации замысла Творца.

Автор: р. Шевах Златопольский