Является ли воровством переход улицы в неположенном месте

дорогаВопрос:  Является ли нарушением запрета на воровство переход проезжей части улицы не по пешеходному переходу?

Ответ: Прямо не является, но по возможности следует избегать грубого нарушения правил дорожного движения. Особенно тех, которые реально могут привести к аварии, и угрожают жизни и здоровью самого водителя и окружающих.

Развернутый ответ

«Не стой на крови ближнего своего». — «Левит» или «Ваикра», 19:16
«Уклоняйся от зла и делай добро…». — Книга Псалмов, 3 — :14

Очевидно, что нет прямого запрета «из Торы» нарушать правила дорожного движения. Однако, есть два важных соображения на этот счет.

Во-первых, кроме прямого нарушения «Семи заповедей» (что, очевидно, недопустимо ни при каких обстоятельствах), есть ряд поступков, которые не соответствуют духу Торы и традиции (хотя формально и не являются нарушением Торы). Ведь наша конечная цель: единое человечество, которое будет жить в мире и согласии по законам Торы, и очевидно, что подобные нарушение этому не способствуют.

Во-вторых (и это главное), одна из «Семи заповедей» предписывает поддерживать закон и порядок, а для этого необходимо создать справедливую судебную и правовую систему в обществе. Это, в свою очередь, означает, что, в том числе, каждый отдельный гражданин (бен-ноах) обязан соблюдать законы государства, согласно принципу: «Закон государства приравнивается к закону Торы» (дина-де-малхута – дина» (см. приложение). Поэтому нарушение даже незначительных общественных правил и требований (конечно, если они справедливы, и в свою очередь, не нарушают одну из «Семи заповедей») является также нашей обязанностью. Поэтому, без нужды, не следует нарушать, в том числе, и правила дорожного движения (а также другие общепринятые правила). Кроме того, запрещено (без крайней необходимости) подвергать риску и опасности свою жизнь и жизнь окружающих.

И, наконец, существует также важный принцип, согласно которому отношения с окружающими следует выстраивать на основе мира и согласия (даркей-шалом), и поддреживать добрососедские отношения, который никто не отменял.

Приложение

Закон государства. (Дина-де-малхута)

«Рабби Ханина учил: «Молись о благополучии власть предержащих: ведь если бы не страх перед властями (наказания) — люди бы друг друга живьем пожрали». — «Поучения Отцов», 3:2

«Но и без уголовщины: Кодекс мы должны чтить». - Остап Бендер, «Двенадцать стульев»

Отношение религиозного человека к законам государства и общественной морали носит двойственный характер. Хотя основным источником закона, морали и этических норм является для нас Тора, однако, в то же время, традиция предписывает нам уважать законы того государства, гражданами которого мы являемся, и в котором мы проживаем в данное время.

Этот принцип получил название «дина-де-малхута — дина» (דִּינָא דְמַלְכוּתָא דִּינָא; на арамейском), буквально: «закон государства приравнивается к законам Торы (галахе)». Принцип «дина де-малхута дина» был сформулирован еврейскими мудрецами в 3 веке в древней Персии. Согласно этому принципу, закон страны, в которой проживают евреи, обязателен для исполнения (а в некоторых случаях, даже имеет приоритетное значение по отношению к законам Торы).

При этом принцип «дина де-малхута дина» не означает автоматического принятия любого закона любой власти, и имеет ряд существенных ограничений. Все еврейские законоучителя и религиозные авторитеты соглашаются в том, что этот принцип не распространяется на сферы еврейской религиозной и семейной жизни, а некоторые из них полагают, что он применим лишь в том случае, когда законы государства не противоречат законам Торы вообще. Как Талмуд, так и последующие авторитеты постановляют, что касается судебных исков между евреем и не-евреем, то этот принцип действен даже тогда, когда решение суда противоречит закону Торы (хотя, если наш оппонент не-еврей с этим согласен, то можно рассматривать тяжбу и в Раввинском суде).

И все же признание принципа «дина-де-малхута», тем не менее, не означает отказа от еврейского законодательства (не дай Б-г!). Очевидно, что в конечном итоге закон Торы обязателен для всех народов мира, в том числе и не-евреев — в рамках «Семи заповедей Бней-Ноах».

Автор: р. Довид Карпов