Хронология получения и подтверждения Б-гом заповедей Ноаха

Пять Заповедей Ноаха открыто находятся в разных частях книги Берешит, шестая – в книге Ваикра. Оставшаяся (а по факту – все 7) выведена из одного стиха в книги Берешит. Это универсальные заповеди, данные человечеству через Ноаха после Потопа, и во второй раз у горы Синай, во время дарования 10 Заповедей для евреев.

Семь Законов Б-га Человечеству.

1. Запрет Идолопоклонства.

В книге Берешит 2:16 сказано: «И заповедовал Б-г всесильный человеку…». Это Б-жественное указание Адаму подразумевает, что служить следует только Единому Б-гу, Создателю духовной и физической реальностей, и выполнять Eго заповеди ему – огромная честь. Таким образом, следует служить и молиться только Всевышнему, а не какому-либо идолу.

2. Запрет Б-гохульства.

В книге Ваикра 24:10-17 описан случай, когда еврей нарушил предписанное в книге Шмот 22:27 и в гневе хулил Всевышнего. Кроме того, в книге Ваикра 24:15 сказано, что «иш иш» (любой человек) проклинающий Всевышнего будет нести свой грех. Почему слово «иш» – «человек» упоминается дважды? Для того, чтобы продемонстрировать, что запрет богохульства распространяется на все народы мира.

3. Запрет убийства и вредительства.

Наказание за нарушение запрета на убийство описано в книге Берешит 9:6: «Тот, кто прольёт кровь человека, того кровь пусть пролита будет людьми, ибо по образу Всесильного он создал человека».

4. Запрет иметь недопустимые сексуальные отношения.

Всевышний запретил народам мира пять видов, описанных в книге Берешит 2:24: «Поэтому оставляет человека отца своего и мать свою и прилепляется к жене своей, и они становятся одной плотью».

Этот стих явно запрещает отношения с матерью, с женщиной, которая когда-то была сожительницей или женой отца, сожительницей или женой другого человека, с другим мужчиной или животным. Нееврею также запрещено вступать в отношения со своей сестрой, о чём мы учим из книги Берешит 20:13 «Да и вправду она сестра моя: она дочь отца моего, только не дочь матери моей, и стала моей женою». (Отметим, что Авраам сказал это для того, чтобы успокоить Авимелеха. Эти слова могли быть правдой, только в его случае, поскольку Сара была дочерью брата Авраама. Таким образом, у них был общий отчим, которого люди часто путают с«отцом).

Кроме того, всегда считалось, что к запрещённым связям относятся отношениями между отцами и дочерьми. Об этом свидетельствует позор Лота, который вступил в отношения с двумя дочерьми,  после разрушения Б-гом Содома и Гоморры (Берешит 19:29-36, и комментарий Раши на Берешит 20:1).

Отношения между женщинами омерзительны Всевышнему. Их описание включено в стих из книги Ваикра 18:2, где Тора выступает против аморальных обычаев Египтян и Кнаанейцев, которые в книге Ваикра 18:30 названы «омерзительными».

Об их обычаях рассказывает Мидраш (Сифра): «Мужчина может жениться на мужчине, женщина на женщине, и женщина может выйти замуж за двух мужчин».

5. Запрет воровства.

Запрет воровства мы выводим из разрешения Б-гом Адаму и Хаве вкушать плоды деревьев в райском саду (Берешит 2:16). Имеется в виду, что если бы Всевышний не разрешил что-либо есть, то это было бы запрещено, поскольку территория сада не принадлежала первым людям. Запрет применялся к плоду Древа «Познания добра и зла», который нельзя было срывать под страхом смертной казни (Берешит 2:17). Запрет воровства для Ноахидов упомянут Авраамом в книге Берешит 21:25.

6. Запрет есть мясо, взятое от живого животного.

Адам и Хава не могли убивать животных ради еды, и этот запрет оставался до Потопа. Всевышний впервые разрешил употреблять в пищу мясо Ноаху и его семьи когда они покинули ковчег, в то же время запретив есть мясо, взятое от живого животного (даже оглушённого или потерявшего чувства). Данная заповедь сыновей Ноаха записана в книге Берешит 9:4 «Только плоти, в которой есть ещё душа – кровь, – не ешьте».

7. Заповедь создавать справедливые законы и судебную систему.

Б-г приказал Ноаху создать суды и по справедливости наказывать убийц, о чём сказано в Берешит 9:6 «Тот, кто прольёт кровь человека, того кровь пусть пролита будет людьми, ибо по образу Всесильного он создал человека», что означает, что Ноахиды обязаны судить и наказывать убийц. Мудрецы Талмуда объясняли «Тот, кто прольёт кровь человека» (убийца) « людьми» (квалифицированными судьями, общепризнанными мудрецами), «пусть будет пролита» (если преступление будет доказано, человека ждёт смертный приговор).
Кодекс Ноахида указывает на то, что нееврейские общины обязаны придерживаться справедливых законов, создать судебную систему и законы.

Хронология событий, в которых мы видим подтверждения Б-гом заповедей Ноаха.

По причинам, известным только Б-гу, он пожелал, чтобы происходящее не всегда было написано в Торе в хронологической порядке. Здесь мы приводим события в том порядке, в котором они происходили по факту.

1-й день | Шмот 19:1-2
Дети Израиля собрались у горы Синай на 45 день Б-жественного освобождения из Египетского рабства

2-й день | Шмот 19:3-8
Моше поднялся на вершину горы Синай для того, чтобы получить инструкции от Всевышнего, после чего спустился. Дети Израиля покорно согласились вступить в союз со Всевышним, сказав: «Всё, что ни скажет Б-г, мы выполним!»

3-й день | Шмот 19:8
Начиная со слов «И передал Моше слова народа Б-гу» и, заканчивая Шмот 19:9 «…и поверят также в тебя (Моше) навсегда!». Затем Моше снова поднялся на гору Синай, сообщил о происходящем Всевышнему, получил его указания и спустился.

4-й день | Шмот 19:9
Начиная со слов «И передал Моше слова народа Б-гу» до Шмот 19:14, и затем продолжается в Шмот 24:1-4 «И написал Моше все слова Б-га». Моше снова поднялся на Синай, получил указания Б-га, спустился, чтобы озвучить людям все Б-жественный законы, известные на тот момент.

Отметим, что Моше пересчитывал и записывал 7 Заповедей Ноаха у горы Синай за два дня до того, как Всевышний открыто заговорил с еврейским народом. В Шмот 24:3 написано: «И пришёл Моше, и пересказал народу все слова Б-га и все законы…». «Все законы» относятся в основном к 7 Заповедям Ноаха, только несколько – к еврейским заповедям, которые Творец дал евреям до их прибытия к горе Синай. (Моше озвучил эти заповеди детям Израиля в Маре после пересечения моря – см. Шмот 15:25).

Шмот 24:4 «И написал Моше все слова Б-га» – означает что в то время он писал книгу Берешит , в которой содержится стих, который рассказывает о раннем Завете (Радуга), о Заповедях Ноаха и книга Шмот до этого момента. Таким образом, Всевышним заповедовал еврейскому народу, стоявшему у подножия горы Синай, что он будет ответственен за сохранение и распространение Законов Ноаха и их деталей, данных всем народам мира во всех поколениях.

5-й день | Шмот 24:4
Начиная с «И встал [Моше] рано утром…» и, заканчивая 24.11 . Это день, когда Моше построил жертвенник и озвучил народу книгу Союза (Книгу Берешит, включающую 7 Заповедей Ноаха и часть книги Шмот до настоящего момента).

6-й день | Шмот 19:16 – 20:18 и Шмот 24:12-15
Всевышний открыто провозглашает 10 из 613 еврейских заповедей, после чего Моше поднимается на гору Синай для того, чтобы в течение 40 дней и 40 ночей подробно изучать заповеди). (Многие еврейские заповеди записаны в книги Шмот с 20:19 до 23:22).

Это также день, когда Семь Заповедей Ноаха стали обязательными для всех народов дополнительным и вечным образом, как часть вечной Торы, объединенной с Самим Б-гом. До этого народы были обязаны соблюдать заповеди, данные через Ноаха, но эти более ранние заповеди еще не были частью Торы, поэтому они еще не имели определенно вечного статуса.

Источник: www.asknoah.org

Перевод: Штерна Белькина