Хесед — Милосердие: ощущение постоянного обновления мироздания

милосердие1Любовь является внутренней движущей силой духовного роста любого из творений. Б-г создал мир с любовью, и с любовью поддерживает его существование. Любовное переживание между мужчиной и женщиной [1] начинается с влечения. Если это чувство крепнет, то оно перерастает в нечто большее и продолжает разрастаться до тех пор, пока не приводит влюбленных к желанию объединиться в брачный союз.

Очевидно, что прелюбодеяние нарушает эмоциональную взаимосвязь между душами супругов и потому является преступлением против любви. Соответственно, запрет на прелюбодейство призван воспрепятствовать возникновению неподобающих проявлений души, посредством атрибута Милосердия и его внутренней составляющей — Любви.

На основании вышеприведенного рассуждения мы можем попробовать сформулировать первую идею, усвоение которой должно являться одной из целей служения Б-гу посредством медитации. И приятие которой кладет начало исправлению нееврейской души и достойному служению Всевышнему заповедованным Им неевреям образом. Эта идея формулируется так: Б-г постоянно, каждый миг, заново творит мироздание, посредством Б-жественного атрибута Любви.

Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы понять: мироздание сотворено Всевышним. Понятно, что ни одно творение не может сотворить само себя. С другой стороны, человеческий разум не способен воспринять явление, вне тех или иных временных рамок. Поэтому, даже когда человек признает, что мир был сотворен ex nihilo [2] (допустим, в результате пресловутого гипотетического «Большого взрыва» или по любой другой причине), в его представлении, речь идет о некоем разовом, имеющем четкие временные (будь то один миг или семь дней Творения) рамки акт творения, произошедшего в далеком прошлом. С тех пор, в нашем восприятии, Творение существует само по себе, следуя (заложенным Творцом и тем) естественным для него законам. Общее количество материи и энергии остается неизменным, несмотря на радикальность претерпеваемых ими трансформаций. Сколько бы не вглядывался человек в устройство мироздания, ничто не укажет ему на то, что что-то, хоть в каком то смысле, подпитывается энергией «извне».

И только из Торы мы узнаем, как обстоят дела на самом деле: акт Б-жественного Творения, как и сам Творец, не ограничен какими-либо временными рамками. Каждый миг существования миров, они творятся, Его волей, заново. Не пожелай Он творить их хотя бы на мельчайшую долю мгновения и все оказалось [3] бы в состоянии предначального небытия, предшествовавшего Творению [4]. С принятия этого обстоятельства и начинается постижение подлинного смысла утверждения «Всевышний – Творец мироздания».

Для того, чтобы понять механизм непрестанного возобновления творения и получить некоторое представление о его устройстве, необходимо, сначала, попытаться осознать, какую бесконечную любовь Б-г испытывает к каждому из своих творений. Говоря языком псалмопевца: «Мироздание милостью строится» [5]. Как в миг своего сотворения, так и в каждый последующий, мироздание существует только благодаря непрерывному притоку любви Всевышнего к Творению.

Мы можем задаться вопросом: почему это постоянное обновление творения происходит совершенно незаметно, и факт его осуществления может быть осознан только в результате усвоения данной идеи с помощью медитативных техник? Согласно учению хасидизма, это связано с мерой целомудренности, или, назовем это, интимности, присущей природе акта творения. Тут напрашивается очевидная параллель с зачатием человеческой жизни. Как в священном брачном союзе, акт зачатия должен протекать в атмосфере полной целомудренности и укромности, так и непрестанное обновление мироздания Всевышним происходит потаенно.

Развивая сравнение с супружеской парой, поясним, что муж в нем символизирует Б-га-Творца, а жена – творение. Семя, дающее новую жизнь – это Б-жествення сила, которой обновляется мироздание. Целомудренность освященного соития мужа с женой символизирует (осознанное) желание Всевышнего творить мир (а также подсознательное желание мира быть творимым Б-гом) так, чтобы мироздание оставалось в неведении, относительно того, что Он каждый миг творит его заново. Б-г желает, чтобы чудо непрерывного обновления мира было доступно духовному зрению лишь тех любящих и любознательных душ, что искренне стремятся, с помощью медитативных техник, постичь доступные постижению уровни Б-жественного.

***

Попытаемся глубже понять связь между постоянным обновлением творения и любовью. Архетипическим персонажем Торы, олицетворяющим любовь, является праотец Авраѓам. На иврите буквы его имени (אַבְרָהָם) образуют так же слово «сотворение» (הִבָּרְאָם) в той грамматической форме, в какой оно появляется в Пятикнижии, в первом стихе второго изложения истории сотворении мира [6]. Как объясняют наши мудрецы, это указывает на то, что Б-г творит мир (и постоянно обновляет его сотворение [7]) посредством силы, являющейся «корнем души» праотца Авраѓама, то есть силой проявления Б-жественности через любовь [8].

Нееврей, осознающий, что его существование и существование всей сотворенной реальности находятся в постоянной зависимости от бесконечной Б-жественной любви – которая, по существу, является корнем души первого еврея, Авраѓама – не может не испытывать любовью к еврейскому народу. При этом он может остаться праведным неевреем, соблюдающим семь законов потомков Ноаха, а может сделать следующий шаг, обратиться в иудаизм, и стать евреем.

Об Авраѓаме и его жене Саре сказано, что как результат актов их супружеской близости, которые не заканчивались зачатием ребенка, создавались души праведных геров [9]. Благодаря огромной взаимной любви – каждый из них видел в своем супруге «образ Б-жий» — и абсолютной целомудренности их священного супружеского союза [10] — они удостоились стать партнерами Всевышнего в осуществлении акта постоянного обновляющегося творения.

В иврите, слово «создал» (бараברא ,) очень близко, по своей этимологии, слову «здоровый» (бариבריא, ). Б-г не только постоянно заново творит мироздание, но также постоянно залечивает его раны [11]. Осознавать постоянное обновление мира означает привлекать в мир исцеляющие Б-жественной силы. И самому — будь то еврей или нееврей – обладать способностью исцеляться и исцелять других. Не случайно Авраѓам [12], бывший живым воплощением любви, стал первым, кто исцелял людей, молясь Б-гу [13].

Примечания

[1]  Согласно иудаизму, любовь мужчины и женщины является отражением любви между Всевышним и народом Израиля, поэтически описанной в Песне Песней (Шир ѓа-Ширим).
[2]  «Из ничего» (лат).
[3]  В данном контексте неуместно было бы сказать «возвращается в небытие», «прекратит существовать» и т.п., т.к. использование подобных оборотов подразумевает наличие некоей временной шкалы: раньше, позже, до, после. Мы же, как упомянуто в тексте, говорим о процессах надвременных.
[4]  «Это — чудо большее, чем, например, разделение вод Красного моря, когда Всевышний заставил море отступить под напором сильного восточного ветра, дувшего всю ночь, и воды расступились и встали стеной. Если бы Всевышний прекратил на минуту ветер, воды тут же снова обрушились бы вниз, как это им свойственно по природе, и уж, разумеется, не продолжали бы стоять стеной, хотя это свойство воды тоже было сотворено из ничего и постоянно возобновлялось. Ведь стена стоит сама, без поддержки ветра, но не такова природа воды. [И если для совершения чуда - разделения вод Красного моря - необходимо было непрерывное действие Б-га], тем более необходимо оно при творении из ничего, ибо это сверхъестественное действие, оно гораздо более чудесно и удивительно, чем разделение вод Красного моря, и в гораздо большей степени тут нужно ожидать, что при прекращении действия Творца в творимом, сохрани Б-г, должно было бы последовать обращение сотворенного в ничто и полное небытие. В творимом постоянно должна действовать сила Творящего для оживления и поддержания его существования, и это — «буквы речи» Десяти речений, которыми творения созданы» (Тания, Врата единства и веры, 2).
[5]  Теѓилим, 89:3
[6]  «Вот происхождение неба и земли при сотворении их, во время созидания Г-сподом Б-гом земли и неба» (Берешит, 2:4).
[7]  Сам факт, что, в определенной форме, «творить» употребляется в Пятикнижии, в первом стихе, не только первого, но и второго описании сотворения мира, намекает нам на то, что мир был создан не только единовременно в далеком прошлом, но постоянно творится заново. И при этом задействуется духовный канал, связанный с «корнем души» праотца Авраѓама, то есть проявление Б-жественности через любовь. Подобным образом, в начале Тании, речь о душе в общем и о животной, присущей всему живому, душе, в частности, идёт уже в первой главе, тогда как о Б-жественной, присущей исключительно Израилю – только во второй.
[8]  См., например, Зоѓар I, 230б.
[9]  «И взял Аврам Сарай, жену свою… и души, которые они приобрели (дословно «сделали») в Харане…» (Берешит, 12:5).
[10]  «И было, когда он близко подошел к Египту, то сказал он <Авраѓам> Сарай, жене своей: вот, я знаю, что ты женщина, прекрасная видом» (Берешит, 12:11). Раши, в комментарии на этот стих пишет: «до сих пор не знал (не сознавал, что она прекрасна) из-за скромности, им обоим присущей. Теперь же узнал благодаря случаю».
[11]  Раны возникают из-за «разбиения сосудов» в первичном мире, т.н. мире «хаоса». Эта тема подробно раскрыта в сочинениях Аризаля.
[12]  Гематрия имени Авраѓам ( אַבְרָהָם ) — 248, что соответствует числу органов человеческого тела (Мишна Оѓалот 1:8), а так же числу предписаний Торы (ВТ, Макот 23б). Когда все органы тела в порядке — человек здоров.
[13]  «И помолился Авраѓам Б-гу, и исцелил Б-г Авимелеха и жену его, и рабынь его» (Берешит, 20:17).

Автор: р. Ицхак Гинзбург
Отрывки из книги «Каббала для народов мира». Глава 4.
Перевод и редакция А. и Ш. Кочубиевские