Воспитание детей в духе законов потомков Ноаха

Мы находим в книге «Берешит» 28:20-21, когда Яаков оставил свой дом, чтобы найти себе жену среди дочерей Лавана и создать семью, он обратился к Б-гу: «И дал Яаков обет, говоря: Если будет Б-г со мною и хранить меня будет на этом пути, которым я иду… И я возвращусь с миром (бе-шалом) в дом отца моего…. и будет Господь мне Б-гом».
РАШИ поясняет: «Шалом (мир) необходимо интерпретировать [здесь] как шалаим  (совершенный), без греха, такого как следование [лживым] путям Лавана [которые противоречат кодексу потомков Ноаха].

Как сказано в Берешит 28:15 «И вот Я с тобой» – т.e., Его Имя всегда будет со мной, от начала и до конца и ни одного изъяна не будет у моих детей, «ибо Я не оставлю тебя, пока не содею того, что Я [Б-г ] говорил о тебе». И такое же обещание Он дал Аврааму, как сказано в Берешит 17:7: « И я установлю Мой завет между Мною и между тобой и между твоим потомством после тебя в их поколениях заветом вечным: быть для тебя Б-гом и для твоего потомства после тебя» [потомства твоего внука Яакова].

Воспитание чувства ответственности у детей

Уже в младенческом возрасте каждый ребенок наделен интеллектом и эмоциями, которые, как правило, изначально неразвиты. В то время как интеллект и эмоции человека развиваются в более зрелом возрасте, успех такого развития зависит от чувства ответственности, привитого именно в раннем детстве. Поэтому, дети должны иметь свои обязанности, что поможет им приобрести необходимую жизненную зрелость.

Представление родителей о том, как надо воспитывать детей, в основном зависит от целей, для которых те или иные ценности должны быть воспитаны в детях. Самая распространенная и главная цель во всем мире заключается в том, что ребенок должен уважать свою семью и общество и приносить им пользу. Также детей учат уважать старших, особенно, их родителей, дедушек и бабушек.  Если ребенок чувствует крепкую связь со своей семьей, скорее всего, его мироощущение будет зрелым, и он будет готов помогать другим.

Многие родители стараются воспитать в своих детях верность той или иной религии и идеалам гуманизма в целом. Если ребенок воспитывается в таком духе, он учится отказываться от своих инфантильных желаний и привычек и развивать более зрелый взгляд на жизнь. Такие цели сосредоточены на смысле жизни и помогают ребенку стать созидательным человеческим существом.  Иными словами, умение отвечать принципам гуманизма показывает ребенку правильный путь в жизни.

Многие полагают, что нужно заниматься жизнью ребенка изо дня в день, ведь его развитие в детстве происходит в несколько этапов. Но есть такой период, когда родителям необходимо смотреть далеко вперед, в том, что касается будущего их детей. Родители неизбежно будут поставлены перед фактом, и поэтому лучше начинать давать детям обязанности уже в раннем детстве. Этот подход закреплен в исследованиях психолога Кольберга, который выделил известные шесть этапов развития ребенка:

1) До семи лет дети подчинены власти родителей, чтобы избежать наказания.

2) После семи дети ищут поощрений в ответ на их действия.

3) Дети хотят быть «хорошими», чтобы понравиться окружающим и заручиться их одобрением.

4) В возрасте десяти лет ребенок понимает ожидания окружающих и хочет «выполнять свои обязанности» путем выражения уважения авторитетным лицам и поддержания общественного порядка.

5) Подростки, как правило, уже задумываются о том, как принести пользу обществу и следуют его законам и стандартам большинства.

6) На последнем этапе взросления подростки устанавливают выбранные по собственным усмотрениям стандарты справедливости и уважения, и ведут себя так, чтобы избежать осуждения (Кольберг стр. 165-9).

Крайне важно, чтобы на третьем этапе вмешались родители и показали ребенку, что действительно приносит им удовольствие, таким образом, дать им направление в сторону зрелого мироощущения. Родители должны дать детям простые обязанности еще в более  раннем возрасте, чтобы просто показать, как их выполнять. Через несколько лет дети могут увидеть результат их усилий и будут продолжать делать то, что хотят от них их родители.

Участие родителей, которое заключается в том, чтобы поручить ребенку выполнение какое-либо дела, крайне важно для формирования зрелого взгляда на жизнь. Если дети в подростковом возрасте осознают, что их результат от выполнения их обязанностей востребован и значим, они чувствуют уверенность в себе. Кандидат наук Фред Провензаро приводит цитаты из результатов исследования 270 000 американских подростков, в котором более чем три четверти респондентов указали, что обязанности, которым им давали в детстве родители, имели принципиальное значения для их последующего успеха в жизни.

Вопреки утверждениям о важности выполнения обязанностей в детском возрасте, Роберта Андерсон, семейный специалист университета штата Орегон, призывает с осторожностью использовать слово «обязанность», которое  не означает послушание: «Обязанность подразумевает сотрудничество и уделенное внимание. Ответственность за собственные действия, возможность делать выбор и готовность принимать последствия своего поведения».  Распределение обязанностей между детьми может вызвать обиду на родителей, и, в лучшем случае, научит их лишь подчиняться и раболепно угождать родителям, при этом недооцениваются творческие способности ребенка. Только если у ребенка есть хорошее чувство ответственности, обязанности помогут развить это чувство.  Лучше всего оставить ребенка наедине с самим собой и дать возможность решить, перед кем нести ответственность. Также непросто дать ребенку конкретное задание, если есть ощущение, что оно не будет выполнено, и ребенок будет думать, что он безответственный. Родители сами должны выполнять большинство дел по дому, и, тем самым, подавать хороший пример того, что надо будет делать детям, когда они вырастут. В целом, детям необходимо дать возможность заниматься теми делами, которые им нравятся и приносят им радость.

Сегодня существуют противоположные взгляды, поддерживающие систему воспитания детей, при которой используется принцип невмешательства, когда детям не спускают никаких обязанностей «сверху». Родители не используют свое влияние и не принуждают своих детей к выполнению домашних дел или в целом какому-либо занятию. Все ограничивается лишь тем, что родители предлагают ребенку выполнить конкретные действия или стараются прийти к единодушному согласию. Даже при таком пассивном подходе, когда устраняется любая возможность задеть чувства ребенка, ведь родители оказывают на него давление, принуждая выполнять обязанности, возникают проблемы, которые однозначно перевешивают все преимущества такого подхода  и которые противоречат  изначальным целям воспитания. Если детей учат рассматривать других людей как равных и когда они, в итоге, попадают в общество, им будет трудно смириться с мыслью, что нужно считаться с теми, чей авторитет выше.  Не говоря уже о том, что при таком подходе в семью вносится разлад, ведь, чем больше ссор, тем неохотнее дети воспринимают просьбы родителей.

Начиная с 60-десятых годов,  американские родители  стали массово использовать ориентированную на ребенка философию, при которой, с одной стороны, дети сами ставят себе задачи, но с другой стороны, от них ожидают, что они будут более успешными, чем их родители. В своей знаменитой книге «Ребенок и уход за ним» Бенджамин Спок выявляет эту тенденцию и утверждает, что дарование ребенку такой практически полной моральной свободы – причина того, что их цели становятся чрезвычайно материалистическими. Доктор Спок считал, что родители должны дать своим детям незыблемые ценности и поощрять их помогать людям. Он советовал родителям требовать от своих детей уважения, сотрудничества и вежливости, в то же время научить их быть лидером.

В процессе обучения в школе становится ясно, получил ли ребенок зрелое представление о жизни или нет. Школьное образование должно быть организовано так, чтобы в процессе ежедневных мероприятий в школе, внимание уделялось развитию самодисциплины и дальнейшему укреплению чувства ответственности. Школа должна быть пространством, где дети не только посещают уроки по предметам, которые пригодятся в жизни, но и где прививаются хорошие ежедневные привычки, помогающие сформировать зрелое мироощущение.

В заключение, чтобы ребенок научился смотреть на мир зрело и осознанно, родители должны давать ему задания и обязанности по дому в раннем детстве, однако этого недостаточно. Родители должны обеспечить ребенку моральную основу, которая будет укрепляться как дома, так и в школе и будет определяющей при принятии ребенком собственных решений и действий в правильном направлении, даже если ребенок находится вне отслеживаемой среды. Это означает, что правила, ограничения и наблюдение необходимо возложить на того человека, с кем ассоциирует себя ребенок, и куда идет ребенок, если он не дома или не в школе.

Такой подход продиктован рациональным мышлением, но в нем заключен один из самых главных принципов служения человека Б-гу, как матери или отцу. Цитата из книги Божественный кодекс (Р. Мойше Вайнер, ч. I, 4:9):

Родители обязаны обеспечить образование свои детям, в частности, научить их выполнять заповеди потомков Ноаха. Такое образование является обязанностью в рамках заповеди Диним (установления справедливого Суда и Законов), способствовать выполнению законов Ноаха в мире.

В той мере, в которой его интеллект сможет постичь, каждый ребенок должен знать основы веры Ноахида, и осознавать бесконечное величие Царя царей, Святого, благословен Он, который есть Источник всего живого. Такое обучение ребенка до того, как он повзрослеет, станет основой для его последующего служения Б-гу на протяжении всей его жизни, как сказано (Мишлей 22:6): «Наставь юношу на путь его, и он не уклонится от него, когда и состарится...» [1]

Автор: р. Йосеф Шульман

Примечания:

[1] См., например, Принципы Образования и Наставничества, раввина Йосеф-Ицхака Шнеерсона, изд-во Kehot.

Список литературы:

Андерсон, Роберта Фрайзер. «Помочь ребенку вести себя ответственно». Университет Вашингтона, специалисты по семейному образованию.

Кольберг, Л. «Нравственное и религиозное образование и общеобразовательные учреждения».  Религиозное и общественное образование. Изд. T. Sizer. Бостон: Хафтон Миффлин, 1967, 165-9.

Муллинс, Джон. «Доктор Бенджамин Спок умер в возрасте 94 года». Новости города Атенс, 16 марта 1998 г.: A3.

Провензано Фред. «Подростки и их обязанности:  руководство для родителей». Национальный центр исследования психического здоровья и образования <http://www.naspcenter.org/adol_chores2.html>

Рабби Моше Вайнер. Божественный кодекс. Изд. 3 Ask Noah International, 2018.

Источник