Видимая и невидимая реальности

В одном научно-популярном фильме о космосе была высказана такая идея:

Человек, в конце концов, состоит из элементарных частиц – электронов, протонов, нейтронов и прочих, связанных определенным образом. Если эту связь считать, как информацию, и передать куда-нибудь на Марс, а там из других электронов собрать нового человека, будет ли этот человек совершенно новым или, все-таки, это прежний человек?

Мысль автора заключалась в следующем: человек есть не сами электроны, а связь между ними. Электроны у всех одинаковые, а связи между ними у всех разные, и разница в связях определяет различие между людьми.

Не будем исследовать истинность этой мысли, но сама идея не кажется новой. Еще древние заметили, что все материальные тела состоят из четырех основ: огонь, ветер, вода, прах. Будь то человек, животное, птица, пресмыкающееся, рыба, растение, металл, камень драгоценный или обычный, также горы и комья земли, –  все состоит из этих четырех основ (Маймонид, книга «Знание», раздел «Фундаментальные законы Торы», гл. 4).

Духовные сущности тоже состоят из этих основ. Так дурные качества души человека состоят: гнев и гордыня – из основы «огонь», которому свойственно возноситься кверху. Страсть к наслаждениям – из основы «вода», ибо вода даёт рост всем видам наслаждений. Буйное веселье, насмешничество, бахвальство, пустословие – из основы «ветер». Леность и мрачность – из основы «прах» (Танья, гл. 2). Также и хорошие качества состоят из этих основ.

Известно, что ангелы тоже состоят из тела и души, как писал Нахманид, и как сказано (Теѓилим, 104:4): «Делает Он ангелов своих из ветра, служителей – из огня пылающего»*. В этом стихе говорится в том, что тело ангела образуется сочетанием двух элементов «огонь» и «воздух» (Кунтрес «Умааян»).

Итак, к примеру, человек состоит из четырех основ. Но разве сущность его заключается в них? Нет. Сущность человека в силе, соединяющей эти основы и образующей из них человека (Торат Шмуэль 5629, стр. 163).

Откуда эта сила берется? Из речения Б-га «Создадим человека по образу Нашему, по подобию Нашему…» (Берешит, 1:26). Если эта сила из человека уйдет, его тело распадется на четыре основы. Поэтому эта сила, если перевести буквально, «осуществляет» человека. То есть человек, по существу, является тем, что представляет из себя сочетание четырех основ.

Но сила эта исходит не из самих десяти речений, а Свыше передается их посредством (Ребе, Игрот кодеш, письмо под номером 507) подобно тому, как сила воздействия речи человека исходит от его разума и чувств, и далее из самой сущности его души, а не является качеством речи, как таковой.

Ведь речь является средством воздействия на других людей, но сама сила воздействия, то есть, насколько речь будет доходчива и эмоциональна и окажет воздействие на слушающего, уже не является качеством самой речи, как средства общения, а исходит и глубин души говорящего. К примеру, речь, записанная в виде печатного текста, вообще может не оказать никакого воздействия, ибо может быть не понята или понята неправильно.

2

Известно, что свет Всевышнего нисходит в мир двумя способами, то есть Г-сподь оживляет миры двумя различными путями. Один из них — когда Б-жественный свет проникает внутрь предмета и облачается в него, для каждого предмета согласно его уровню, насколько предмет этот может выдержать, дабы не прекратилось его существование. Такая сторона света называется «наполняющий», в соответствии с изречением наших мудрецов: «Как душа наполняет тело, так Всевышний наполняет весь мир» (Мидраш Теѓилим к стиху (Теѓилим, 104:1): «Благослови, душа моя…»). И подобно тому как раскрытие света и жизненности души происходит на многих уровнях, так главное ее расположение и истинное раскрытие, начинаясь в голове, распространяется далее на сердце и прочие внутренние органы, а затем — на руки и ноги, пока не доходит до волос и ногтей. И каждый последующий уровень «ниже» предыдущего, так что есть множество уровней, различных по степени и качеству раскрытия света души.

Именно за счет этой стороны Б-жественного света возникает иерархия уровней, когда одно в духовном смысле выше или ниже другого. Чем ближе предмет к источнику, тем больше света он получает. И при каждом таком переходе со ступени на ступень свет все больше сокращается и скрывается, облачаясь в покровы, дабы мир этот сумел его выдержать. Ведь, как известно, миры делятся на Ацилут, Бриа, Йецира и Асия.

Мир Ацилут – мир Б-жественности, на этом уровне нет творений. Творения возникают в Бриа, Йецира и Асия. Пояснение: словом «творение» мы означаем нечто, что ощущает себя не Б-жественностью, а отдельно сущим: души, ангелы, космогонические сферы, светила и звезды, и остальные обитатели Ойкумены. Поэтому акт творения аллегорически сравнивается с речью, хотя то, что называется «речью» Всевышнего, не имеет никого подобия с речью человека. Общее в понятии речи –  это наличие еще кого-то, кроме самого говорящего, только что речь человека обращена к тому, кто уже существует, а «речь» Б-га творит того, кто является предметом речи.

В мире Бриа возникает возможность существования что-то, кроме Б-жественности, в мире Йецира творения в процессе формирования, в мире Асия они «доделываются» до завершенности и материализуются актом творения.

Второй путь оживления миров называется «окружающий все миры». Этот свет превыше всего предыдущего. Даже самый высокий уровень первого ничтожен по сравнению со вторым словно капля по сравнению с океаном и еще более того. Капля как бы вовсе не значима в сравнении с океаном, в том смысле, в каком можно представить незначимость ограниченного в сравнении с бесконечным — ведь ограниченный не может претендовать в таком случае даже на малейшую значимость (Танья, часть 1, глава 48). Все уровни первого света (самый верх Ацилута и материальные предметы) по сравнению с Его бесконечным светом находятся как бы вполне на одном уровне, подобно тому как по сравнению с бесконечностью единица и миллион совершенно одно и то же**.

3

Собственно, к нам имеет отношение именно мир Асия. Сможем ли мы в него заглянуть? Давайте попробуем:

«Если человек задумается о самих этих вещах, тут же отшатнется и устрашится, его охватит ужас, когда он увидит себя маленьким, низким и ничтожным созданием, стоящим со своим ничтожным умом перед Совершенным Разумом, как сказал псалмопевец (Теилим, 8:4-5): «Когда смотрю я на небеса Твои… Что есть человек, чтобы Ты вспоминал о нем?» (Маймонид, фундаментальные законы Торы, гл. 2).

Но, все-таки, представим себе, что мы пророки: «Ангелы самой низшей ступени… это те ангелы, которые говорят с пророками и которых те видят в пророческом видении…» (там же).

Что бы мы увидели, к примеру, в мире Йецира? А вот что: «…пророки говорят, что видели огненного или крылатого ангела, –  это видение путем притчи и иносказания, чтобы дать понять, что ангел –  не телесный и не обладает тяжестью, как материальные тела». То есть мы бы не увидели творения в привычном нам смысле. Мы бы не увидели души людей в виде человечков, как это принято изображать художниками.

А увидели бы мы вот что: «И увидел я: вот бурный ветер пришел с севера, облако огромное и огонь пылающий, и сияние вокруг него облака, и как бы сверкание изнутри огня. И внутри него – подобие четырех живых существ, и вид их подобен человеку (со стороны, обращенной к пророку).

И четыре лица у каждого, и четыре крыла у каждого из них. И ноги их – нога прямая, и ступни ног их, как ступни ног тельца, и сверкают, словно блестящая медь.

И руки человеческие под крыльями их с четырех сторон их, и лица и крылья – у (всех) четырех. Крылья их соприкасались друг с другом; не оборачивались они в шествии своем; каждый шел в направлении лица своего. И образ лиц их – лицо человека, и лицо льва – справа у (каждого из) четырех, и лицо быка – слева у (каждого из) четырех, и лицо орла у (каждого из) четырех» (Йехезкель, 1:4-11).

В книгах по каббале и хасидизму говорится, что эти лики являются прообразом и корнем душ. То есть души людей, животных и птиц коренятся в том, что пророк увидел как лица ангелов.

Если мы поднимемся еще выше, в мир Бриа, то не увидим даже этого. Мир Бриа – это пока еще только возможность бытия; ангелы, наполняющие этот мир, явно ощущают, что источником их бытия является Б-жественность.

Выше мира Бриа мы не можем подняться пророческим даром, об этом сказано (Шмот, 33:20): «…ты лица Моего видеть не можешь, ибо человек не может видеть Меня и остаться в живых», – мир Ацилут является миром Б-жественных форм.

4

­­Отсюда видно, что то, что мы называем природой, является видимой частью духовных процессов. Подобно детям, для которых куклы в театре настоящие живые существа, самостоятельно мыслящие и самостоятельно действующие, мы думаем, что природа с ее законами вечна и объективна.

В святом языке слово «природа» (ѓа-тева, התבע) имеет то же числовое значение, что и Имя Всевышнего Элоким, означающее сокращение бесконечного Б-жественного света и обретение им определенных ограничений и форм. Но эти формы и ограничения лишь внешнее, суть же света Всевышнего остается безграничной и бесконечной.

Мы вовсе не имеем в виду отменить законы природы, ведь сказано (Теѓилим, 148:6): «…дал закон, и нельзя преступить». Но мы хотим сказать, что, ведь, общаясь друг с другом, мы общаемся с духовным миром друг друга, простыми словами –  с душой, а не с телом, хотя душа может быть проявлена лишь посредством тела. Также и с миром, мы должны общаться не с его «телом», а с его «душой», хотя и посредством «тела».

5

Итак, к чему все это?

Идея такова: мы видим вокруг себя лживую, словами книги Зоѓар, реальность. Не ложную, она как раз самая настоящая, ведь она создана Б-гом. Но она лживая, потому что кажется объективной. Она кажется такой, будто ее никто не создал.

На самом же деле, физическая материя сотворена Творцом, и все творения имеют духовный прототип. В духовном мире все выглядит иначе, чем в материальном. Нам кажется, что определенные действия приводят к определенным результатам, но это верно лишь отчасти. Взять, к примеру, заработок. Иногда большие усилия, по всем известным законам должные принести успех, оказываются напрасными. А бывает, что небольшие усилия, а то и случай, приносят большой успех. Иногда же и большие усилия приносят успех, но после деньги уходят неизвестно куда (Кунтрес «Умааян»).

Поэтому главное – жить по законам Творца, а успех и достаток, и все остальное, придут сами.

Примечания

* Простой смысл стиха: «Делает Он посланником своим ветер, служителем – огонь пылающий». Однако каббала видит в этом нечто большее.

** Если бы миллион укладывался в бесконечности меньшее, чем единица, число раз, мы бы сказали, что для бесконечности он более значим. Но миллион укладывается в бесконечности бесконечное число раз, столько же, как единица. Поэтому в сравнении с бесконечностью миллион и единица равно незначимы.

Автор: р. Хаим Фильцер
Специально для проекта “Монотеизм”