Вера, справедливость и мессианские времена

Вера-справедливостьКак справедливость связана с мессианскими временами

Рамбам пишет, что пророчество «И будет жить волк рядом с овцой, и барс будет лежать рядом с ягненком» [1] — это лишь «метафора и иносказание». По мнению Рамбама, имеется в виду, что «Израиль будет жить в мире со злодеями других народов, которые уподоблены волкам и барсам все они примут истинную веру и не будут грабить и разрушать» [2]. При неглубоком понимании этих слов можно заключить, что не произойдет серьезного изменения в состоянии мира. Речь идет на первый взгляд лишь о развитии и, в определенном смысле, завершении процессов, которые произойдут в мире, — еврейский народ будет жить вместе с другими народами в мире, но в целом «не нарушится естественный ход событий и весь мир будет таким же, как прежде».

Но на самом деле это не так, и будущая гармония между народами связана с раскрытием в мире Царства Всевышнего и следует из него. Это видно из продолжения слов Йешаяѓу, приведенных выше. Почему в будущем «не будут делать зла и не будут губить», «ибо полна будет земля знанием Г-спода». (Союз «ибо» показывает, что речь идет о причинно- следственной связи.) Перед фразой «и не будут грабить и разрушать» Рамбам пишет, что «все они примут истинную веру», то есть прекращение грабежей и разрушений явится следствием принятия истинной веры.

Само это утверждение требует объяснения. Какова связь между одним и другим: ведь грабеж и разрушение отвергаются и нормами человечества, так почему их исчезновение будет связано с тем, что весь мир будет полон знания Всевышнего? Почему недостаточно сказать, что народы мира во времена Машиаха станут достойными людьми и поэтому не будут грабить и разрушать?

Вера как условие справедливости

На первый взгляд, подойдет простое объяснение. Известно, что человеческий разум испытывает влияние эмоций и других качеств личности. Дурные качества натуры могут повлиять на интеллект человека, причем до такой степени, что грабеж и убийство будут выглядеть в его глазах справедливостью и нормой, более того, могут, с его точки зрения, быть образцом безупречного поведения.

Человечество (в частности, предыдущее поколение) испытало на себе подобные отклонения, когда народы, традиционно воспринимаемые как культурные и интеллектуальные, вели себя подобно диким зверям, обосновывая свое якобы нормативное поведение разумными доводами.

Основываясь на этом, можно так понять слова пророчества: без знания Б-га нет гарантии, что люди не будут совершать зла и разрушений. Сам по себе человеческий разум, даже разум самого достойного из людей, этого не гарантирует. У человека может возникнуть тот или иной личный интерес, и тогда эгоизм и любовь к себе «подкупят» его разум и извратят его взгляд на мир. Человек начнет «понимать», что в определенных ситуациях зло и разрушение необходимы. Ему может начать казаться, что в определенных случаях совершать зло и разрушения абсолютно справедливо и оправданно. Согласно такому объяснению слова пророчества говорят о том, что лишь «знание Г-спода» способно проложить путь к совершенству мира и гарантировать, что в мире «не будут делать зла и не будут губить».

Однако это объяснение неполно. Ведь получается, что ограниченность человеческого разума в том, что он поддается «подкупу» любви к себе. По этой логике, если человек достигает того уровня духовного развития, на котором его разум будет истинно свободным от влияния других качеств души, он наверняка не оправдает и не поддержит зло и разрушение. То есть достаточно было написать, что во времена Машиаха люди станут достойны называться людьми и, таким образом, станут невозможными грабеж и разрушение.

Преимущество человека над животным заключается в человеческом разуме. Если разум человека подвержен влиянию посторонних факторов, это свидетельствует о недостатке «человеческого» в данной личности. Тот факт, что он поддается влиянию соображений, не имеющих отношения к разуму и логике, показывает, что «животное» в нем преобладает над «человеком».

То есть вопрос о том, почему в пророчестве подчеркнуто, что в мессианские времена не будет грабежа и уничтожения из-за знания Г-спода, которое наполнит мир, остается открытым.

Примечания

[1]  Йешаяѓу, 11:6
[2]  Рамбам. Мишне Тора, Законы о царях, 12:1.

Из книги «Сквозь призму хасидского учения»
Автор: Йоэль Кан