Великий духовный потоп в наше время

«Знай же ныне и возложи на сердце твое, что Г-сподь есть Б-г на небесах, вверху, и на земле, внизу; нет более». [Дварим 4:39].

Необходимо пояснение:

Можете ли вы подумать о том, что Б-г обитает в подземных водах и необходимо такое сильное его отрицание, чтобы сказать «Возложи на сердце твое?»

Как сказано: «Навеки, Г-сподь, слово Твое установлено на небесах». [Теилим, 119:89].

Баал Шем Тов, благословенна его память, объяснял, что «слово Твое», которым Ты произнес «Да будет свод внутри воды, и да отделяет он воду от воды. …,” [Берешит 1:6] эти слова и буквы стоят твердо и навсегда в своде небес и навсегда дают жизнь всем мирам, как сказано «Слово Б-га нашего существует вечно» [Йешайа 40.8] …

Поскольку, если бы, не дай Б-г, буквы даже на миг исчезли и вернулись к своему источнику, все небесные миры превратились бы в ничто и стали бы ничем, как будто их и не было никогда, перед тем как, как было речение «Да будет свод». И так происходит со всеми творениями во всех верхних и нижних мирах и даже с нашей Землей, «Царством безмолвного» (неодушевленного).

Если бы буквы Десяти Речений, которыми была создана Земля в течение Шести Дней Творения, пропали даже на миг, не дай Б-г, Земля бы вернулась в то состояние хаоса, которое предшествовало Шести Дням Творения.

Эта мысль была высказана Аризалем (Рабби Ицхаком Лурия Ашкенази, 1514—1572) благословенна его память, когда он утверждал, что даже в таких самых неодушевленных субстанциях как камень, земля или вода, есть душа и жизненная сила – что есть не что иное как облачение «Букв» Десяти Речений, дающее жизнь всем неодушевленным предметам, появляющимся из ничего и пустоты – состояния, которое предшествовало Шести Дням Творения.

Действительно, такое чудо намного значительнее, чем, например, рассечение Красного моря: «И отводил Г-сподь море сильным восточным ветром всю ночь, и сделал море сушею; и расступились воды». [Шемот 14:21-22]. Если бы Б-г ослабил ветер, вода бы немедленно упала вниз, как ей и положено и не стояла бы стеной… Намного большее чудо происходит в создании всего из ничего, выходящее за рамки природы и гораздо более сверхъестественно, чем рассечение Красного моря, а если мощи Творца не будет, не дай Б-г, создание вернется в состояние хаоса и пустоты и прекратит свое существование. Вместо этого Обновляющая Сила Творца ежесекундно поддерживает в созданиях жизнь. Эта сила и есть «буквы» Десяти речений, которыми были созданы существа…

Любой образованный человек четко поймет, что каждое создание фактически считается ничем по отношению к той Обновляющей Силе и «Дуновению Его уст» (Теилим 33:6), которая есть в каждом создаваемом существе и которая ежесекундно взывает его к жизни, беспрестанно переводит его из состояния пустоты в состояние жизни ... что само по себе постоянно порождает жизнь … Отсюда следует, что все, что мы делаем, действительно ничто кроме Него.

Как пример можно взять солнечный свет, освещающий землю…Сейчас не требует доказательства, что свет солнца есть в самом небесном теле … Однако, излучение как таковое считается ничем, так как оно не существует по отношению к солнцу как к небесному телу, источнику этого света и излучения, в связи с тем, что это излучение всего лишь свет, исходящий от солнца. Только в пространстве вселенной, в небе и на земле, там, где солнце не присутствует, этот свет видим глазу и фактически существует. И тут можно применить слово «существование», то есть там, где этот свет в своем источнике, в теле солнца, слово «существование» применить нельзя…

Точной аналогией этого примера являются отношения между всеми созданиями и Божественным светом (жизненной силой) из «Дуновения Его уст», нисходящим на них и дающим им жизнь. Б-г есть в их источнике, и они сами рассеивают свет и получают свет Божественного, который излучает и становится облаченным в них и создает все из ничего. …Слово «существование» можно применить ко всем созданиям только в том материальном смысле, [как оно выглядит] в наших глазах, поскольку мы не можем ни видеть, ни понимать источник духовности, то есть Духовный свет, порождающий существование… Однако пример явно не полностью аналогичен объекту сравнения. Поскольку в примере источник (солнце) отсутствует в пространстве вселенной и на лице земли, где его свет видим как фактически существующий. В свою очередь, все создания всегда внутри своего источника, и только источник не видим нашему глазу.

Если так, почему создания не обнуляются в источнике?

Написано, «Ибо солнце и защита – Г-сподь Б-г» (Теилим, 84:12), пояснение этого стиха: «Защита» — покрытие солнца, необходимое для того, чтобы защищать создания и давать им возможность вынести его [жар]. Как говорили наши мудрецы, благословенна их память, «Придут времена (Мессианской Эры), когда Единственный, Благословен Он, снимет покрытие со светила, и нечестивые сгорят в его свете …» [Талмуд, Недарим 8б]. Сейчас, когда покрытие защищает [т.е. скрывает] солнце, так имя Г-спода защищает [т.е. скрывает] имя Б-га, Благословен Он.

Значение имени «Г-сподь» в том, что оно «рождает все из ничего»,….показывая, что действие есть и оно непрерывно. Поскольку факта, что они были созданы в Шесть Дней Творения, не достаточно для того, чтобы поддерживать в них жизнь постоянно, как было пояснение выше. В восхвалениях Святого Единого, благословен Он, перечисляется: “Великий, Могучий и Грозный» (Дварим 10:17) и т.д.

«Великий» относится к качеству Милосердия и бесконечного распространения жизненной силы во все миры и создания, которые создаются из ничего и существуют благодаря Бесконечному Милосердию. А Милосердие называется Величием, поскольку исходит из величия Святого, Благословен Он, в Его Славе и Сущности, так как «Велик Г-сподь и прославлен беспредельно, величие Его безгранично» (Теилим, 145:3), и поэтому Он также есть причина жизненной силы и дает жизнь неограниченному количеству миров и созданий, поскольку «качество милосердного – делать добро»…

Подобно тому, как невозможно ни одному созданию постичь природу Его Величия и способность создавать все из ничего, как сказано «Свет милостью устроен» (Теилим, гл. 89:3), точно так же невозможно ему постичь Небесную природу Могущества (Сдерживания), которое есть качество Цимцум (сжатия) и сдерживания распространения жизненной силы … в раскрытии, но при сокрытии Его Лика. Поскольку жизненная сила скрывается в теле создания и выглядит как тело… имеет независимое существование … Сокрытие жизненной силы называется «Сосуды», а сама жизненная сила называется «Свет». [Сочетание «Сосудов» и «Света» есть раскрытие десяти Небесных Качеств (Милосердие, Строгость/Суд, Красота и т.д.)]

Касательно этого, наши Мудрецы, благословенна их память, сказали:

«Изначально замысел Г-спода состоял в том, чтобы создать мир с качеством строгого суда (т.е. полного сокрытия); Он увидел, однако, что мир не сможет вынести такого качества и добавил к строгости милосердие «что есть раскрытие Божественного света в Праведности (в таких людях как Ноах, Авраам, Моше и т.д.) и знаках и чудесах, записанных в Торе».

Пока не наступила Мессианская Эра, только Праведники в небесном райском саду удостоены награды постигать распространяющую жизненную силу и свет, проистекающие из этих двух Небесных качеств Милосердия и Строгости.

Избранное «Врата единства и веры», Рабби Шнеур Залман из Ляд (1745—1812)
Бруклин, Нью-Йорк, издательское общество Kehot

Источник