Уважение к бедным, почитание родителей, почитание жены, воспитание домочадцев

Несмотря на то, что, в соответствии с нормами морали, необходимо оказывать уважение любому человеку, существуют люди, которых следует уважать более обычного. При этом следует либо исходить из той позиции, что таким людям более чем остальным требуется внимания и любви, если речь идет об обездоленных страдальцах; либо из непосредственной повышенной обязанности человека по отношению к таким людям, если речь идет о родителях, наставниках, друзьях и родственниках, а также о том, кто сделал человеку много добрых и хороших дел.

Мудрец или праведник, видящий обездоленного или страдающего человека, должен подумать, каким образом можно помочь такому человеку, как его поддержать, например, помочь материально, дать добрый совет… Ценнее же всего будет поднять его сломленный дух теплыми словами, повышенным вниманием.

Каждому человеку следует относиться весьма осторожно к своим высказываниям в адрес больных и страждущих. Таким людям запрещается говорить слова, которые могут повернуть их в еще большие страдания. Тому, кто потерял состояние, не следует напоминать об этом, дабы не причинять ему душевную боль.
Мудрецы говорят, что особый союз заключен между Всевышним и бедняками, как сказано: «Услышь мольбу бедного, воплю убогого внемли и спаси!». Слыша мольбу бедного и убогого, Творец отвечает и спасает его немедленно. Сказано в Торе: «И будет, как возопиет он ко Мне, Я услышу, ибо Я милосерден» [1] [2]

Из вышеуказанного следует, что необходимо почитать каждого человека, всегда здороваться, быть дружелюбным и приветливым. Если вы поздоровались с человеком, значит, он чувствует себя достойным того, что вы обратили на него внимание, пожелали ему здоровья. Если же кто-либо не здоровается (и хуже того – не отвечает приветствием на приветствие) – это может быть расценено, что тот человек, с кем не поздоровались, кому не ответили на приветствие, не достоин какого-либо внимания и уважения, и нет обиднее этого.

Честный человек не должен быть неблагодарным, наоборот, он должен помнить добро, которое ему сделали. Всякий неблагодарный человек наносит вред самому себе – ведь люди, видя его неблагодарное поведение, сторонятся его, им неприятно находиться в его обществе.

Человеку следует всегда благодарить ближнего своего за хорошие поступки, за добро; следует отвечать добром на добро, и вообще совершать хорошие поступки, помогать людям, попавшим в затруднительное положение.

Прежде всего, человек должен быть благодарен своим родителям; отцу и матери человек должен оказывать первоочередной почет и уважение (в том числе – бабушкам и дедушкам). Кроме того, мудрый человек обязан почитать своих старших братьев и сестер.

Приведу здесь некоторые законы почитания родителей.

В Торе сказано: «Почитай отца своего и мать свою» [3], а также «Бойтесь каждый матери своей и отца своего» [4]. Что значит «бояться»? В данном случае – это относиться с трепетом. А в чем выражается трепет? В том, что человек не должен стоять в том месте, которое предназначено для того, чтобы там стояли его родители. Он не должен сидеть на том месте, которое предназначено для того, чтобы на нем сидели его родители. Он не станет перечить их словам. Он не станет называть их по имени, а лишь – «отец» и «мать».

«В чем выражается почитание? Кормить и поить, одевать и укрывать, служить им, защищать их. Кроме того, следует быть осторожным в разговоре с отцом и матерью, необходимо подбирать такие слова, которые никоим образом не будут для них обидными» [5]. Проклинающий отца своего или мать свою, сердящий их и позорящий, совершает преступление, и будет наказан за это Небесами, как было с Хамом за то, что опозорил Ноаха, отца своего, Ноах проклял его навеки [6]. Поэтому, даже если родители сделали человеку больно, он должен смолчать, дабы не сделать так, чтобы родители из-за него испытали чувство стыда.

Человек обязан почитать жену свою и заботиться о ее благополучии. Говорят наши мудрецы: «Благословение приходит в дом мужчины исключительно благодаря его жене» [7]. Ведь если мир, любовь и преданность связывает супругов, благословение и успех наполняют их дом.

Взаимное почитание супругов выражается в том, что они полностью разделяют друг с другом ведение домашних дел, советуются друг с другом в вопросах воспитания детей, и все это происходит открыто, при полном взаимоуважении и взаимопонимании. Как сказано в писаниях наших мудрецов: «Кто уважаем? Тот, кто уважает других» [8]. Тем более, муж, уважающий свою супругу – будет уважаемым человеком, а пренебрегающий ее достоинством, будет пренебрегаем в глазах окружающих.

Когда муж и жена находятся вместе, в интимной обстановке, им следует соблюдать правила скромности поведения, а не уподобляться животным, которые руководствуются лишь своими инстинктами. Супруги должны вести себя, как подобает людям (как мы уже объясняли ранее во второй главе «Врата служения», когда речь шла о морали, ценностях и недопустимости распутства). Речь их также должна быть чиста даже при общении друг с другом. Как сказано: «Человеку никогда не следует сквернословить» [9].

Кроме того, человек должен избегать качества, именуемого неблагодарностью! Будучи творением Создателя, благословенно Его Имя, человеку должно постоянно благодарить Его за все, что Он делает, говорить спасибо во славу Творцу за все добро, которое Он послал человеку. Особенно за чудесный дар, который только может быть у человека, за детей.

Человек обязан приучать детей быть честными, любить Всевышнего, идти его путями, приобретая хорошие качества и правильные воззрения на жизнь и на мир в целом. Человек должен следить за тем, чтобы его дети не водили дружбы с людьми, которые могут дурно повлиять на них.

Человек также обязан научить сыновей и дочерей своих какой-либо специальности, чтобы могли они с помощью этой специальности содержать себя в достатке и достоинстве. Мудрецы наши сказали также: «Не научить ребенка ремеслу – как будто научить его воровать [10].

Кроме того, исходя из правил морали и ценностей, следует заботиться о достатке детей, несмотря на то даже, что они уже в состоянии себя обеспечивать самостоятельно. Обеспечивая детей, помогая им встать на ноги, человек может способствовать тому, чтобы они шли правильной дорогой, путями добра. Сказали наши мудрецы: «Дающий пропитание взрослым сыновьям и дочерям, которых он не обязан кормить, для того, чтобы обучить сыновей Торе и направить дочерей по прямому пути..., а также дающий пропитание отцу и матери – это включается в пожертвования. И это – важное пожертвование» [11].

Именно за такое поведение восхвалил Б-г Авраама: «Ибо Я избрал его для того, чтобы он заповедал сынам своим и дому своему после себя соблюдать путь Г-сподень, творя добро и правосудие; дабы Г-сподь доставил Аврааму, что сказал о нем» [12].

Примечание

[1]  Шемот 22:26
[2]  Рамбам «Законы суждений», глава 6, пункт 10; «Законы даров бедным», глава 7, пункт 3; «Законы о продаже», книга 14
[3]  Шемот 20:12
[4]  Ваикра 19:3
[5]  Рамбам Законы Мамрим, глава 6
[6]  Берешит 9:22-25
[7]  Бава-Мециа 59а
[8]  Пиркей Авот 4:1
[9]  Рамбам «Законы суждений» глава 5, закон 4
[10]  Кидушин 29а
[11]  Рамбам «Законы подарков бедным» глава 10, закон 15
[12]  Берешит 18:19

Из книги раввина Мойше Вайнера «Книга Знаний для Праведников народов мира».
Раздел 5 — «Врата добродетелей», глава 8.