Уроки по Мидрашам о Ноахе

Для начала небольшое предупреждение, касаемо уроков взятых из Мидраша. Мидраш в основном состоит из рассказов о людях и событиях в еврейской Библии (ТаНаХе), которые передавались нам по традиции вместе с Торой. Эти истории – часть Устной Торы, и они содержат в себе глубокие, скрытые смыслы, предназначенные специально для еврейского народа, что делает их материалами для глубокого изучения и толкования Торы. Их отношение к Ноахидам ограничено отрывками, которые толкователи Пятикнижия, Танаха, например Раши, комментируют по мере необходимости.

Исключением по словам раввина Моше Вайнера в 1 части 5 главы «Б-жественного кодекса» являются Мидраши на первые две главы Торы, поскольку в них идёт речь о периодах истории, актуальных для всего человечества.

Так что поскольку часть Мидраша на первые две главы Торы имеет отношение к Ноахидам, мы её и рассмотрим. А именно – главу Ноах.

Смерть Мафусаила

Начнём с момента, когда Ноах завершил строительство ковчега. В тот день ему исполнилось 600 лет. Из слов, сказанных ему Б-гом, он понимал, что в тот же день начнутся дожди. Он предупреждал людей о том, что у них остаётся лишь один день до Потопа, чтобы раскаяться.

Когда день бедствия настал, народ рассмеялся – Потопа не было. Но смех их продлился недолго. В тот день в возрасте 969 лет умер Мафусаил. Человек, бывший в глазах людей того поколения самым почтенным и праведным человеком, находившийся в течение 246 лет  среди учеников самого Адама. После его смерти начался традиционный семидневный траур.

Тогда Б-г сообщил Ноаху (Берешит 7:4), что Потоп переносится на семь дней. Он отсрочил его, чтобы народ завершил траур по Мафусаилу, поскольку во время скорби люди могут ещё раз задуматься о своей жизни, покаяться, принять решение исправиться – это был их последний шанс раскаяться.

Если бы они раскаялись, Всевышний не отменил бы Потоп. Увы, этого не случилось.

Отсюда мы можем многое почерпнуть.

Мы учим, что когда евреев покидает близкий родственник,  они обязаны соблюдать семидневный период ритуального траурак. Скорбящего человека для краткости мы человека «сидящим Шива», то есть сидящий «шева ямим» — «семь дней» (иврит).

Однако, Мафусаил умер задолго до дарования Торы. Любавичский Ребе говорит, что это – доказательно того, что семидневный траур со всеми его многочисленными нюансами относится и к неевреям [1].

В одной из своих бесед, Ребе объяснил:

«В Торе есть места, в которых говорится о «создании оседлого мира»  или «совершенного мира» — «ишув Олом». Этот вопрос стоял ещё до дарования Торы, поэтому относится и к сыновьям Ноаха, хотя напрямую об этом не сказано. Объяснение и доказательство этому логично и интуитивно понятно всему человечеству, о чём говорится в «Поучении Отцов»: «Любим человек, ибо он был создан по образу Б-жию». Это означает, что «создавать оседлый мир» — задача и неевреев. Так же, по мнению Рамбама, дело обстоит со скорбью: «тот, кто не скорбит, как повелели мудрецы – бесчувственен». В то же время он утверждает, что «человек не должен страдать из-за смерти близкого человека слишком долго, ибо таково устройство нашего мира. Тот же, кто причиняет себе слишком много страдания – глупец. Как необходимо поступать? Первые три дня – для плача; в общей сложности семь – для скорби и получение утешения от посетителей, тридцать дней до стрижки волос и т.д.». Рамбам ссылается на другие аспекты традиций еврейского траура, в целом продолжающиеся двенадцать месяцев (в основном для тех, кто потерял одного из родителей). В конце концов, Б-г так устроил человеческую природу, что со временем боль утихает и не ощущается.

Поскольку эти вопросы относятся к мироустройству, можно сделать вывод, что они затрагивают и сыновей Ноаха. С одной стороны – повеление соблюдать траур, не быть бесчувственным. С другой – запрет скорбеть слишком долго и сильно».

Теперь вернёмся к нашей истории о Ноахе, нашему уроку.

Почему Б-г сказал ему, что пошлёт Потоп в один день, но затем отсрочил его ещё на семь?

Маараль из Праги объясняет, что скорбь по Мафусаилу была первым этапом наказания и боли, которую принёс Потоп, поэтому он, фактически, начался вовремя.

Прибытие животных в Ковчег

На седьмой день пары зверей и птиц со всего мира начали прибывать в Ковчег. По одной паре ритуально «нечистых» — в будущем запрещённых евреям в употреблении в пищу», и по семь пар «чистых» [2].

Народ, увидев, как животные со всего мира собираются в ковчег, поняли, что сотворить такое мог только Б-г.  Тогда они, наконец, забеспокоились. Случалось ли на земле подобное чудо? Да.

В книге Ваикра, гл.11 описаны законы Торы о ритуально чистых животных для употребления в пищу евреями. Во втором стихе Б-г говорит Моше, чтобы он передал сынам Израиля «вот животные, которые можно вам есть из всего скота на земле».

Раши комментирует, полагаясь на Талмуд, что Моше брал по каждому виду животного, птицы или пресмыкающегося, упоминаемого по имени, и показывал его израильтянам. Показывал и говорил: «это вид вы можете есть», «этот вид вам запрещён».

Все животные, о которых шла речь, сами пришли к горе Синай к Моше по повелению Б-га, как и семнадцатью поколениями ранее к Ковчегу.

Нежелание Ноаха взойти на Ковчег

Когда начался ливень и Ноах закончил погружение животных и своей семьи на Ковчег, Б-г сказал подняться туда и ему, но он продолжал стоять снаружи, пока Б-г не просто сказал, а повелел.

Некоторые мудрецы считают, что Ноах на самом деле не верил в то, что Б-г разрушит весь мир, то есть во Всемирный Потоп. Как такое возможно?

Смысл таков, что Ноах думал, что пока он снаружи, Б-г не начнёт Потоп. Он намеренно не поднимался в Ковчег, чтобы отсрочить катастрофу. Пусть даже на минуту – это давало людям ещё одну возможность покаяться и спастись.

Другими словами, после всех явных чудес (а мы упомянули лишь несколько из них) и начала дождя, Ноах не мог поверить в то, что народ не покается. Надеялся, что Б-г милосердный, и что в последний момент он увидит хотя бы крошечную заслугу в людях и пощадит их.

Даже если бы народ не покаялся и Б-г не нашёл в них ничего хорошего, Потопа не будет, считал строитель ковчега. Ноах не хотел нести ответственность за гибель всего человечества, просто спрятавшись в Ковчеге. Однако Б-г знал, что люди не покаются, и что мир должен быть очищен от зла. Поэтому он приказал Ноаху войти внутрь, закрыл и запечатал за ним дверь.

В чём суть вышесказанного?

Несмотря на благие намерения, Ноах должен был немедленно войти в ковчег, и не мог самостоятельно решать, когда это делать [3].

Голубь Ноаха и оливковый лист

Теперь перейдём к ещё одному известному эпизоду – возвращению голубя, во второй раз посланного Ноахом на разведку.

В книге Берешит 8:11 сказано: «голубь возвратился к нему в вечернее время, и вот, свежий масличный лист во рту у него». Раши и Рамбан объясняют, что голубь хотел сказать следующее: «Я предпочитаю кормиться пищей горькой, как оливка, посланную через Б-жественную доброту, а не сладкой, как мёд, полагаясь на человека».

Смысл послания таков: лучше прожить, честно и тяжело трудясь, веря в то, что Б-г пошлёт награду, чем в богатстве, полагаясь на людей.

У эпизода с голубем есть и обратная сторона. Он проявил неуважение, «сказав» это Ноаху в лицо. Ноаху, благодаря доброте и самопожертвованию которого он целый год жил и питался. Следует всегда благодарить того, кто сделал тебе что-то хорошее.

В Мидраше Берешит Рабба 33:6 говорится, что Ноах отругал голубя за то, что он сорвал ветвь с оливкового дерева, особенно ценного после Потопа. Здесь можно увидеть параллель с рассказом, написанным предыдущим Любавичским Ребе о том, что произошло с ним во время его прогулки с отцом, Пятым Ребе, когда ему было 16 лет [4]:

«Летом 1986 мы прогуливались с отцом по полям Баловки, деревушки близ Любавичей… Отец сказал мне: «Видишь Б-га? Каждое движение стебелька или травинки – часть Б-жественного замысла, проявление его всеохватывающего видения истории, и управляется каждое движение Б-жественным провидением, ведёт к исполнению Б-жественного замысла!»

Гуляя, мы вошли в лес. Поглощённый услышанным, взволнованный красотой и важностью отцовских слов, я рассеянно сорвал с дерева маленький листочек. Я задумчиво расхаживал по лесу, продолжая держать листочек в руках, время от времени отрывая от него маленькие кусочки и бросая их в воздух.

«Святой Ари, Рабби Ицхак Лурия», — сказал отец, —  «говорит, что каждый листик на дереве является не просто творением, созданным Б-гом для определённого Б-жественного замысла. Внутри каждого листа есть искра души, спустившейся на землю, чтобы найти своё исправление (тикун). Талмуд говорит, что человек всегда ответственен за свои поступки, будь то во сне или наяву.

Разница между бодрствованием и сном – во внутренних способностях человека, в его интеллекте и эмоциях. Внешние способности (органы) одинаково хорошо функционируют и во сне. Только внутренние способности (мысль и интеллект) затуманены. Сны показывают нам противоречивые истины. Бодрствующий человек видит реальный мир, спящий – нет. В этом глубокое значение сна и бодрствования! Неспящий человек видит Б-жественность. И наоборот. Спящий – нет.

Всё же мудрецы утверждают, что человек несёт ответственность за свои поступки всегда.

Только что мы говорили о Б-жественном провидении, а ты машинально сорвал лист, повертел его в руках, разорвал на части и разбросал по ветру. Как можно быть таким бессердечным к творениям Г-спода? Этот листок был создан Всевышним для определённой цели, он был наполнен Б-жественной силой. У него – своё тело, своя жизнь. Чем его «Я» хуже твоего?» 

Возможно ли найти Ноев ковчег? 

Перейдём ко всеми известному вопросу – где находится Ноев ковчег? Существует ли он до сих пор?

В книге Эстер, повествующей об истории праздника Пурим, Аман планировал повесить еврея Мордехая на 50-метровой балке. Чудесным образом всё перевернулось, и на этой балке был повешен сам Аман.

Согласно Мидрашу, эта балка была от Ноева ковчега.

В конце 2-й книги Царств (19) говорится, что во время правления царя Езекии над Иудеей, ассирийский царь Санхерив осадил Иерусалим армией из 185 000 человек. Езекия молился Б-гу, преисполненный верой. В ту же ночь ангел убил всё вражеское войско, кроме царя.

Санхерив бежал в храм своего идола, где был убит сыновьями. Талмуд говорит, что идолом Санхерива служила балка от ковчега.

Царь Санхерив и Аман [5] были неимоверно богатыми людьми для своего времени. Так что можно предположить, что балки от ковчега могли считаться ценными предметами, которые могла позволить только знать.

Есть все основания сомневаться в том, что останки ковчега до сих пор находятся, как принято считать, на горе Арарат.

7 Заповедей Ноаха и запрет субботних ритуалов / соблюдения Шабата

Когда Ноах покинул Ковчег, Б-г сказал ему (Берешит 8:22) «Не прекратятся, доколе стоит земля: сев и жатва, холод и зной, лето и зима, день и ночь. «ло ишбосу». Ивритские слова «ло ишбосу» имеют два знания. Первое – «они не прекратятся». Несмотря на то, что во время Потопа смены сезонов не было, с этого момента времена года никогда не перестанут следовать друг за другом. Другое значение – «не создавайте Шабат». В трактате Сангедрин мудрец Рейш Лакиш пишет, что эти слова означают запрет сыновьям Ноаха соблюдать Шабат. Раши поясняет, что запрет относился лично к Ноаху, праведно следовавшему семью заповедям, его семье и его потомкам, за исключением еврейского народа, которому после чудесного Исхода из Египта Всевышний дал другие повеления. Рабби Иегуда а-Наси поясняет в Талмуде, что запрет относится ко всем дням недели. По этой причине Рамбам включил его в Законы царей, гл.10, в часть Кодекса сыновей Ноаха. Глава 9 книги Берешит начинается со строк, в которых Б-г запрещает употреблять в пищу часть живого существа, убийство (в том числе суицид или аборт) и повелевает установить справедливые суды.

Начиная со строк 9:9-17, где, появляется семицветная радуга, Всевышний повторяет слово «завет» тоже семь раз. Он обещает, что «Завет» будет вечным, как и семь Заповедей. Оставшиеся 4 заповеди упоминаются в других частях Торы.

Ошибка Ноаха: опьянение вином 

Ступив на опустошённую землю, Ноах решил заняться тем, что у него получалось лучше всего – земледелием, чтобы выращивать урожай и кормить новых поселенцев. Мидраш рассказывает, что в этот момент вмешался Сатан, ангел-обвинитель. Явившись к Ноаху, он принялся уговаривать его оставить уход за посевами и приступить к посадке виноградников, начать заниматься виноделием. Сатан позаботился о том, чтобы виноград рос необычайно быстро, был сочным и вкусным, как и получаемое из него вино. Таково было духовное испытание Ноаха. И он его не прошёл, что привело к негативным последствиям.

Отсюда мы учим, что когда человек совершает добрые поступки, когда он полностью поглощён своей работой и получает от неё удовольствие, в его голове должен звенеть звоночек: этого ли хочет Б-г? Он делает это именно так, как нужно? Он работает ради Небес? Или ради себя? Человек, в конце концов, конечно, может очнуться, осознать, что Всевышний хотел от него чего-то другого, но возможность будет утеряна, а энергию в правильное русло направлять слишком поздно. Следует всегда иметь это в виду.

Замысел Нимрода восстать против Б-га 

Теперь поговорим о восстании Нимрода против Б-га. Нимрод был гениальным инженером, архитектором, разбирался в городском благоустройстве, военных стратегиях, преуспевал в публичных выступлениях и пропаганде. Он увлекал людей, заставлял их следовать за ним, используя свои непревзойдённые личностные качества, престиж, обаяние. Нимрод умел убеждать всех в том, что имеет благие намерения и желает всеобщей справедливости.

К 40 годам он понял, что народ готов признать его царём и богом и начать поклоняться ему.

Нимрод знал и о Творце, и о Потопе, который стёр с лица земли грешников. Поэтому он решил восстать таким образом, чтобы не совершить грехи, которые, по его мнению, и повлекли за собой всемирный Потоп.

Он знал, что Б-г послал Потоп из-за стремления людей навредить друг другу, и что он терпелив даже к грешникам, если они живут между с собой в мире, согласии и братской любви. Нимрод планировал объединить людей, чтобы они восстали против Всевышнего единым целым. Тогда он будет терпелив и всепрощающ. В строительстве Вавилонской башни он видел возможность объединить весь народ, в том числе и в восстании против Б-га и против Семи заповедей.

Только несколько человек не присоединились к восстанию: Ноах, Шем, Эвер, Авраам и Ашур, сын Шема. Чем они занимались во время строительства башни?

Ноах работал в поле. Шем и Эвер уехали и основали маленькую академию для изучения Торы. Ашур основал город Ниневия в честь Творца. Только Авраам остался и публично выступал против коварного восстания и идолопоклонства.

70 библейских народов земли 

Когда Б-г остановил строительство Башни, он наказал людей, разделив их на 70 народов с разными языками, чтобы они не понимали друг друга. Тем не менее, разделённые на 70 групп, они продолжали жить в единстве, общаясь на библейском иврите. Поскольку они решили едино выступить против Б-га, он уничтожил и это единство, и самих людей, и башню. Тур в комментарии на Берешит 11:8 пишет, что Бог послал сильнейший град. Берешит Рабба 38:10 – огромную волну, утопившую почти половину населения, уничтожив 30 народов, которых позже заменил на 30 народов, пошедших от Авраама. 16 народов от детей Хетура, 12 от Ишмаэля, 2 от Яакова и Эсава – израильтяне и эдомитяне.

В интернете можно наткнуться на известную ошибку. Некоторые считают, что могут, глядя на карту мира, сопоставить людей из современных стран с именами 70 семей, перечисленными в книге Берешит, появившимися до строительства Вавилонской башни. Мидраш же рассказывает, что 30 из них, а какие именно — неизвестно, не выжили. Это, как говорится, уже другая история…

Примечания

[1]  Объяснение этой цитаты можно найти по ссылке()
[2]  См. Раши на Берешит 7:2. Отсюда мы учим, что евреи должны выбирать чистых животных для ритуальных жертвоприношений. См. «Б-жественный кодекс», часть 1, гл.7.
[3]  Кроме рыб, находившихся вне ковчега, потоп пережил гигант Ог. Много поколений спустя он стал царём Башана, пока Моше и израильтяне не завоевали эти земли, находящиеся к востоку от Голанских высот. В Берешит 7:23 сказано, что «только («ах» — иврит) Ноах спасся, и те, кто находились с ним в ковчеге». На иврите у фразы «Ах Ноах» числовое значения, гематрия, 79. Такое же цифровое значение у имени «Ог». Значит, у фразы есть и второй смысл, о спасении Ога.
[4]  Из трудов шестого Любавичского Ребе, раввина Йосефа Ицхака Шнеерсона.
[5]  См. Эстер 3:9

Из выступления исполнительного директора  Ask Noah International д-ра Михаэля Шульмана на 4-й международной конференции Ноахидов. Иерусалим, Израиль, 5779 (2019)

Источник: asknoah.org

Перевод: Штера-Сара Сегал