У кого есть и кто не имеет доли в грядущем мире?

Каждый человек из Бней Ноах, принимающий на себя семь заповедей Всевышнего, которые заповеданы были ему Творцом, и строго исполняет их, является праведником народов мира, и, безусловно, имеет удел в грядущем мире. Каждый человек из Бней Ноах должен принять на себя заповеди и исполнять их именно потому, что получил их от Творца через Тору, которую передал нам Моше Рабейну, и которую Создатель предложил сначала народам мира[1].

Тот же, кто не верит в то, что заповеди исходят от Всевышнего, и что они были переданы Бней Ноах, не имеет удела в грядущем мире. Несмотря на то, что человек совершает хорошие, добрые дела, и Творец воздает ему добром за его добро, несмотря на это, у такого человека не будет удела в грядущем мире. Каким же образом он получит свою награду?

Необходимо осознавать, что награда грядущего мира – награда необычная, непохожая на всякую, даже самую высокую награду мира настоящего, она особенна в своем великолепии, и только праведники народов мира удостаиваются подобной награды, те, которые веруют и беспрекословно исполняют заповеди Создателя, так, как сказано выше. Однако тот, кто не является праведником народов мира, получит свою награду от Всевышнего в этом мире, либо после смерти – в раю, однако это не означает, что у него будет доля в грядущем мире, а также доли в воскрешении умерших.

Удел в грядущем мире – это вечное присоединение души к Шехине Всевышнего; степень такого присоединения зависит от поступков каждого. Однако тот, кто не имеет удела в грядущем мире, несмотря на то, что он может получить какую-либо духовную награду, тем не менее, пребывание его когда-либо завершится и не будет продолжаться вечно, и награда будет воздана ему исключительно по его добрым делам. И ценность такой награды невозможно поставить в один ряд с ценностью награды уделом в грядущем мире.

Для иллюстрации данного положения вещей приведем такую притчу.

При царском дворе служил один всадник, который как-то раз услужил царю, и тот решил наградить его по справедливости – возвел в высокий чин и сделал своим придворным. Надо сказать, что для всадника такое возведение в звании стало великим подъемом вверх, изменившим его дальнейшую судьбу и положение: из простонародья он стал вдруг придворным царя! Не обошли стороной и его коня, ведь он служил своему хозяину в то время, когда он совершил доброе дело для царя, а, кроме того, бывший всадник не должен был видеть, как страдает его верный конь. Коня наградили тем, что выделили ему хорошее пастбище, затененное, удобное стойло, отправив на покой и освободив от дальнейшей необходимости работать. И, несмотря на то, что уровень жизни коня повысился, никоим образом не повысился уровень его сущности, он все равно остался конем, то есть, в отличии от своего хозяина, статус его остался прежним. Мораль: несмотря на то, что нам не дано в данный момент описать, какова награда грядущего мира, мы можем сказать точно – награда эта связана с существенными изменениями в статусе человека, в степени его духовности; получив эту награду, человек поднимается на уровень ангела, озаряемого Светом Шехины Всевышнего. Иная награда предоставляется человеку, не являющемуся праведником народов мира – награда, которую он получает, выражается в наслаждениях этого мира, к которым он привык, и которые будут продолжаться, пока не иссякнут.

Однако существуют грешники, не имеющие удела в грядущем мире. Из-за своих злодеяний они навсегда лишаются удела в грядущем мире и приговариваются к мукам ада за степень их преступлений. К ним относятся вероотступники, эпикурейцы (безбожники), люди, отрицающие Тору, евреи, добровольно, полностью или частично отказавшиеся от своего еврейства; люди, которые вводят в грех других людей; злодеи, творящие свои преступления прилюдно, дабы осквернить Имя Всевышнего; те, которые вводят в страх общество (не во Имя Небес), а для собственного блага и чести; проливающие кровь невинных; злословящие (не прекращающие злословить).

Вероотступниками составляют пять групп людей:

1) Говорящие, что Б-га нет вообще, и что у мира нет Правителя;
2) Утверждающие, что богов два или более;
3) Верующие в то, что Б-г один, но Он имеет тело и образ;
4) Говорящие, что Б-г не был первым, а, получил материал, который возник раньше него, создал из него мир.
5) Поклоняющийся другим богам, корме Всевышнего (либо звездам или созвездиям), говорящий, что существует посредник между людьми и Творцом, и что этот посредник, якобы участвует в управлении миром наряду с Б-гом (группа идолопоклонников), о чем описано в книге «Семь заповедей Всевышнего» , законы об идолопоклонстве, часть 1.[2]

Эпикурейцами называются три группы людей:

1) Полностью отрицающие пророчества и пророков, а также – сознание, которое исходит от Творца и проникает в сердце человека;
2) Отрицающие пророчество Моше Рабейну;
3) Говорящие, что Творцу не известно о деяниях людей.

Отрицающие Тору – это те, кто говорит, что все заповеди не даны Г-сподом, Владыкой мира (несмотря на то, что исполняют их вследствие религиозных предписаний), даже такие, которые говорят, что все заповеди передал Моше Рабейну лично, что он их придумал и написал сам, а не получил их в качестве заповедей от Всевышнего).

Отрицающий Тору также может проявиться в толковании заповеди, которую получил Моше Рабейну на горе Синай: он признает, что Моше Рабейну получил заповеди от Всевышнего, однако, говорит, что трактовка этих заповедей исходит только от Моше Рабейну, но никак не от Творца. Кроме того, отрицающий Тору может сказать, что Всевышний заменил одну заповедь другой, вследствие чего была аннулирована вся Тора и первая заповедь была не такой, как написана в Торе – так поступают христиане или мусульмане, которые, изменив Тору, создали новые религии и новые заповеди, сказав, что первая Тора, данная Моше, была на самом деле, и дал ее Всевышний, но она была аннулирована или изменена. Такие люди являются отрицающими Тору.

Еврей, добровольно, полностью или частично, отказавшийся от своего еврейства, является преступником, нарушившим одну заповедь и добровольно соглашающийся нарушать ее вновь и вновь до тех пор, пока это нарушение не войдет у него в привычку и не будет восприниматься им в качестве нарушения, как будто, заповедь эта не была дана ему Всевышним, благословенно Его Имя, как будто, заповедь эта напрочь исчезла из этого мира.

Кого называют «Вводящими в грех многих»? Тех, кто привел народ к серьезному преступлению, как, например, Иеровоам, кто привел к легкому нарушению, например, невыполнению повелевающей заповеди; как тот, кто принуждает силой нарушить заповедь.

«Наводящим ужас на общество не во имя Небес» называется тот, кто правит людьми жестоко, так что все его боятся, и намерение его при этом — возвеличить себя, и все его помыслы не направлены на выполнение воли Небес; так, например, ведут себя нееврейские цари.

У всех представителей этих групп, которые мы перечислили, хотя они и евреи, нет доли в грядущем мире. И есть более легкие преступления, о которых, тем не менее, сказали наши мудрецы, что имеющий обыкновение их совершать теряет долю в грядущем мире — чтобы отдалить людей от этих грехов и предостеречь против них.[3]

Примечания

[1] Рамбам «Законы о царях», окончание главы 8.
[2] См. в книге «Семь заповедей Всевышнего», законы об идолопоклонстве, часть 1
[3] Рамбам «Законы о раскаянии», глава 3

Из книги раввина Мойше Вайнера «Книга Знаний для Праведников народов мира».
Раздел 7 — «Врата раскаяния (награда и возмездие) », глава 4.