Творить добро и справедливость

tvorit-dobro-2Дабы творить добро и справедливость или Ну, прям Содом и Гоморра!

«И перевернул Г-сподь города эти и всю окрестность, и всех жителей городов сих и растительность земли» — «Бытие», 19:25

«И скажет последующий род, дети ваши, которые появятся после вас, и чужеземец, который придет из земли дальней, и увидят бедствия той земли и недуги ее, которыми поразил ее Г-сподь: Сера и соль, пожарище – вся земля; не засевается и не производит она, и не всходит на ней никакая трава, как во время истребления Содома и Аморы, Адма и Цвоим, которые низверг Г-сподь в гневе Своем и в ярости Своей» («Второзаконие», 29:21-22)

В традиции приводятся различные объяснения, за какие такие провинности жители грешных городов Содом и Гоморра (сдом-ва-амора) заслужили такую суровую участь. И все же главное «обвинение» состоит в том, что они не помогали бедным и страждущим, и не подавали подаяния нищим (цедака), как сказано у пророка (Иехезкиэль, 16:49): «Вот в чем было беззаконие сестры твоей Содом: гордость, пресыщение хлебом, праздность была (свойственна) ей и дочерям ее, и бедного и нищего она не поддерживала»[1]. Более того, в своем безразличие к судьбе ближнего они дошли до такой крайности, что предали мучительной смерти несчастную девушку, которая взялась помогать нищему, который на свою беду, забрел в окрестности Содома. Другими словами, они не только не помогали сами, но строжайшим образом запрещали благотворительную деятельность, как таковую, за что и поплатились.

Это видно из того, что прямо перед этим говорится о достоинстве Авраама, который «заповедал творить добро (цедака) и справедливость (мишпат)». И сразу же после этого Писание переходит к истории Содома и Гоморры, и рассказывает о грехах жителей, и о «вопле Содомском» (заакат-сдом), как сказано (18:20) И сказал Г-сподь: вопль Содома и Аморы — велик он, и грех их — тяжел он весьма». В то же время, мы знаем, что Авраам являлся учителем и наставником, а также служил живым примером для всех народов, как сказано (18:18): «А Авраам ведь должен стать народом великим и могучим, и им благословятся все народы земли». И о нем только что говорит Писание, подчеркивая его достоинства, как избранника Б-жьего (18:9): «Ибо Я избрал его для того, чтобы он заповедал сынам своим и дому своему после себя следовать пути Г-спода, творя добро и правосудие, дабы Г-сподь даровал Аврааму то, что сказал о нем».

Поэтому можно предположить, что именно помощи ближнему – «добра и справедливости» катастрофически не хватало жителям этих городов.

Почему же, в таком случае, заповедь «цедака» — помощь ближнему,  не включена в общее число Семи заповедей? Возможно, потому, что все семь заповедей представляют собой запреты (требования воздержаться от неправильных поступков) [2], в то время, как заповедь «цедака» подразумевает активное действие. Другим словами, помощь ближнему, и вообще благотворительность в широком смысле этого слова, безусловно, приветствуются, хотя, строго говоря, и не является прямой обязанностью.

И все же главный грех, за который были наказаны жители Содома и Гоморры – это убогим является одной из обязанностей … религиозного суда. Ведь заповедь предписывает не только создавать внутри сообщества справедливую судебную систему – «суды» (диним), но вести судебные разбирательства, выносить судебные решения в соответствии с Семью заповедями, и поддерживать закон и порядок в стране.

Милостыня или восстановление справедливости?

«Если же будет у тебя нищий кто-либо из братьев твоих, в одном из врат твоих в земле твоей, которую Г-сподь, Б-г твой, дает тебе, то не ожесточи сердца твоего и не сожми руки твоей пред нищим братом твоим. Но открыть — открой ему руку свою и дай ему взаймы по мере нужды его, в чем он нуждаться будет» — «Второзаконие», 15:7-8

То, что в еврейской Традиции принято называть термином «цедака» — помощь ближнему, переводится, как милостыня, подаяние, или, в лучшем случае, пожертвование (по-английски: charity). Эта устоявшееся терминология отражает определенный взгляд на данный вопрос. Большинство полагает, что когда они подают нищему, они совершают доброе дело. Кроме того, я оказываю ему милость: ведь, строго говоря, я вовсе не обязан ему помогать. Более того, ему самому следовало позаботиться о себе (большая часть нищих, за редким исключением, вполне трудоспособна). Однако в еврейской традиции слово «цедек» является производным от слово «цедек» — справедливость («садака» – араб.), как об этом было сказано Аврааму: «творить добро и справедливость». Мы исходим из того, что если Всевышний помогает мне заработать чуть больше, чем мне необходимо для нормального существования, то это лишь потому, что я должен, согласно замыслу Творца, поделиться с ближним.

Поэтому, когда один (назовем его условно «богатым») помогает другому, кто нуждается (назовем его условно «бедным»), он, прежде всего, совершает не акт милосердия, а акт справедливости, отдавая то, что тому предназначено волей Творца. В этом случае, жертвователь вовсе не делает какого-то одолжения бедняку, а просто выполняют свои прямые обязанности, только не перед нищим, а перед Б-гом.

Примечания

[1]  И это при том, что жители этих городов погрязли в других, не менее тяжких грехах, в том числе, в трех смертных грехах: кровопролитии, идолопоклонстве и разврате.
[2]  Все заповеди принято делить на две категории: предписания (действие) и запреты (бездействие), когда следует воздержаться от определенных действий и поступков

Автор: р. Довид Карпов