Творец лично наблюдает за каждым существом

Порой, у людей бывают различные сомнения и трудности в принятии решений, а также ощущение беспокойства и неуверенности в себе. Нет надобности объяснять, что все подобные чувства приходят к человеку, когда он думает, что он — один, и полагаться может только на себя самого и только на свои способности осмысливать и взвешивать ситуации, в которых он оказывается.

Именно это и приводит его к множеству сомнений и неуверенности в каждом своем шаге. Хотя он и верит в Б-га, но его вера проявляется на несколько поверхностном уровне и не проникает в его душу, и, следовательно, не отражается на его по- ступки, включая все мелочи жизни. Может быть, только в особые дни, как например в «Дни Трепета» (дни от Рош а-Шана до Йом Кипура) он чувствует себя более близким к Всевышнему.

Но когда в человеке живет настоящая, глубокая вера в Б-га, и он постоянно замечает, что Всевышний непрерывно контролирует все происходящее в мире, во всех деталях, в нем несомненно пробуждается ощущение «битахон» (упования — что ему есть, на кого положиться). Его внутренняя направленность и вера приносят ощущение близости с Творцом.

 «Ашгаха» — это контроль и наблюдение за кем-то или за каким-либо процессом. Термин «Ашгаха пратит» («прат» — ивр, — деталь, часть) означает, что Творец наблюдает за каждым существом, за каждым процессом и, конечно же, за каждым человеком на этой планете.

Термин «ашгаха» используется и в законах кашрута, ведь процесс приготовления пищи должен протекать в соответствии с правилами Торы, и кто-то должен это проконтролировать. В отличие от слова «пикуах» (которое тоже означает «контроль», но общий) здесь ударение ставится на очень тщательную детальную проверку и способность проконтролировать все до мелочей, с глубоким пониманием дела.

Вера в то, что Всевышний не оставил нас на произвол судьбы и все время наблюдает за нами, и делает все, чтобы помочь нам — одна из важных основ иудаизма.

Каждый год (в начале нового года) мы дважды в день читаем 27-й псалом, в котором есть такие строки: «Господь мой — свет мой и мое спасение, перед кем мне трепетать? Господь — опора моей жизни, так кого же мне бояться?» Из этого мы учим, что если происходят какие-то события, которые идут вразрез с нашими желаниями и расчетами, и если даже все указывает на то, что и по закону Торы должно было быть иначе, еврей все равно продолжает полагаться на Всевышнего. Заканчивается этот псалом словами: «Надейся на Господа; крепись сердцем и надейся на Него».

Иногда человеку необходимо приложить усилия и сосредоточиться на том, чтобы прийти к полному упованию на Всевышнего, но сам Б-г обещает нам, что мы сможем достигнуть этой ступени.

Этого уровня гораздо легче достигнуть, когда постоянно изучают Тору и выполняют заповеди. И всегда есть возможность и время совершенствоваться и подниматься духовно, удовлетворяя свои истинные желания. Этот подъем должен продолжаться бесконечно, ведь Тора и заповеди исходят от источника бесконечной мудрости.

Из писем Любавичского Ребе