Труд и созидание. Ваш вклад в жизнь.

трудЧеловек рожден для труда. – Книга Иова, 5:7

Быть человеком значит приносить пользу. – Ребе

Почему мы должны трудиться?

Для чего мы работаем? Вероятно, для того, скажут многие, .чтобы обеспечивать материальное благополучие своей семьи, пользоваться благами жизни. Но не пробовали вы когда-нибудь вникнуть в более глубокий смысл труда? Всегда ли вас радует окончание работы? Почему иногда во время отпуска вы вдруг чувствуете, что скучаете по своей деятельности?

Большинство из нас признает тот факт, что ощущает потребность трудиться. Но, с другой стороны, работа нас и утомляет. Такова жизнь, или все-таки можно достигнуть какого-то баланса? Или, что еще важнее, можно ли понять смысл желания приносить пользу, не испытывая этого желания?

Что же собой представляют труд и созидание? Каждый из нас время от времени задается рядом вопросов. Для чего я здесь, что должен я делать, чтобы добиться счастья, совершенства? Надо ли стремиться к легкой, комфортной жизни или следует целиком уйти в тяжелый созидательный труд?

Стремление к труду и созиданию – это неотъемлемое свойство человека. Наши мудрецы говорят: «Человек создан, чтобы интенсивно трудиться» (Талмуд, Санедрин, 996). Он не может быть удовлетворенным, если не занимается производительным трудом. Человеческая природа испытывает отвращение, получая что-то ни за что. «Хлебом позора» называют это мудрецы (Иерусалимский Талмуд, Орла, 1:3).

Помните, что нашим предназначением является преобразование этого материального мира в благородное место, достойное введения в него Б-жественности. Конечной целью работы может стать духовный рост. Б-г поместил нас в материальный мир, из чего вытекает, что мы способны возвыситься духовно только через физический труд.

Почему же человек, созданный для того, чтобы напряженно трудиться, жаждет перерыва в работе, отдыха? Это происходит потому, что он состоит из двух уровней – тела и души. Тело по своей природе Способно уставать и нуждается в отдыхе, тогда как душа не устает никогда. Именно полная жизни душа побуждает человека трудиться даже тогда, когда его тело предпочло бы расслабиться и быть предметом чьей-либо заботы.

Богатый человек с причудами нанял крестьянина ходить с корзиной для сбора овощей по его большому дому взад и вперед, как если бы это было поле. Хозяину нравилась простая, элегантность движений крестьянина, и он щедро платил ему за эту «работу», Однако через несколько дней крестьянин отказался забавлять богатого сумасброда.

– Но я же хорошо тебе плачу, –удивился тот, – гораздо лучше, чем платят за работу в поле. К тому же тебе почти ничего не приходится делать,

– Думаю, вы не поняли меня, – стал объяснять крестьянин. – Я не могу заниматься тем, что не приносит результата. Мне было бы более приятно выполнять тяжелую полезную работу и получать меньше денег, чем эту, которая хорошо оплачивается, но не дает плодов.

Почему Б-г создал человека таким образом, что его удовлетворенность связана с тяжелым трудом? Разве мы не были бы еще больше благодарны и обязаны Ему, если бы получали все, в чем нуждаемся, безо всяких усилий?

Ответ заключается в следующем. Благодаря труду человек становится тем, кто отдает, кто вносит вклад в жизнь. Создав человека, получающего самое большое удовлетворение от собственного труда, Б-г даровал ему самую важную из всех способностей – способность стать Его равноправным партнером в создании и развитии мира.

Труд – это не что-то такое, что мы делаем просто для того, чтобы заработать деньги. Труд – это естественное выражение человеческой жизни. Это не бремя, с которым следует безропотно смириться, но сама основа наша и нашего вклада в жизнь. Мы должны признать эту самую драгоценную врожденную тенденцию и использовать ее плодотворным, Б-жественным образом.

Независимо от того, сколько нами уже сделано, мы можем и должны превзойти свои прежние достижения. Конечно, между разными фазами жизни человека существуют известные различия, тем не менее мы постоянно должны заниматься созидательным трудом. Ребенка, не обязанного зарабатывать на жизнь, целесообразно вовлекать в ту или иную деятельность на протяжении всех лет, пока складывается его личность, через воспитание, учебу и эмоциональное развитие. Это справедливо и для пожилого человека, также свободного от необходимости обеспечивать себе средства к существованию собственным трудом. Даже отпуск должен быть только отдыхом от физических нагрузок, а не перерывом в развитии личности и духовном росте.

Каждый из нас рождается с огромными возможностями и бесценными способностями. Участие в созидательном труде раскрывает эти источники силы. Полностью отдаваясь работе, мы получаем гораздо больше, чем ожидали. Наши мудрецы говорят: «Если кто-то вам скажет: «Я усиленно трудился и не нашел», – не верьте ему, «Я не трудился усиленно, но нашел», – не верьте ему. Но если он скажет: «Я усиленно трудился и нашел», – верьте ему» (Талмуд, Мегила, 66).

Ради чего мы работаем? 

Нельзя не согласиться с тем, что мы должны заниматься созидательным трудом в течение всей своей жизни. Но в чем должна заключаться эта деятельность и как нам к ней относиться? Да, человек создан для того, чтобы напряженно трудиться, но ради чего?

Работа, выполняемая ради самой себя, не может принести полного удовлетворения или способствовать развитию потенциальных возможностей человека. Все больше людей начинает понимать, что можно сделать успешную карьеру и, несмотря на это, чувствовать себя опустошенным. Если не удовлетворены эмоциональные и духовные потребности человека, его не удовлетворит никакой материальный успех. Мы нуждаемся в осознании того, что выполняемая нами работа ведет нас к высшей цели, что мы оставляем в этом мире заметный след.

Значит ли это, что лучше всего посвятить себя исключительно благотворительной и духовной деятельности, не заниматься зарабатыванием денег или выбранной профессией?

Вспомним, что основной целью нашей работы является использование своих талантов и способностей для улучшения материального мира, превращения его в более Б-жественное место. Чтобы достигнуть этой цели, мы должны признать, что главная сила нашей жизни – это духовность, а материальное, физическое – лишь средство для выражения души. Поэтому мы должны добиваться успеха в работе, максимально используя свои физические и интеллектуальные способности. Наиболее важным всегда остается результат нашего труда, направленного на Б-жественностъ, святые и гуманные дела.

Для определения результатов труда с этой точки зрения требуются чувствительные весы. Мы должны сосредоточиться на работе, но не настолько погрузиться в нее, чтобы не видеть высшей цели. Истинным итогом нашей деятельности являются ее эффективные результаты, а не цифры в бухгалтерской ведомости.

Каким образом претворяется в жизнь приверженность к труду ради высшей цели? Честным предпринимательством с соблюдением этических норм. Щедрыми взносами на благотворительные нужды. Признанием того, что именно Б-жье благословение посылает нам процветание. Пониманием того, что каждая новая возможность в бизнесе открывает путь к распространению Б-жественности.

Точно так же, как мы постоянно интенсивно трудимся для развития своего бизнеса, нам нужно трудиться на службе Б-гу. Действительно, существует много параллелей между служением Б-гу и успешным предпринимательством. В своих альтруистических и духовных поисках мы должны стремиться к доходам, значительно превосходящим первоначальные вложения, проявляя при этом максимальную настойчивость. Если один метод не приносит желаемых результатов, надо использовать другой и т.д. Необходимо полностью отдаваться своим благородным поискам, действовать творчески, а не подобно наемным работникам. Следует использовать все имеющиеся у нас возможности, иметь в виду, что ответственность – это решающий фактор для достижения успеха. И куда бы нас ни уносило, мы должны искать новые пути для самосовершенствования и улучшения общества.

Может показаться, что сильная приверженность к Бжественному способна отвлечь нас от созидательной деятельности. На самом деле это совсем не так. Например, подумайте о том, чтобы отвести хотя бы небольшую часть своего рабочего дня для молитвы или изучения Торы. Это поможет вам увидеть высший смысл труда и тем самым положительно повлияет на его результаты. Во многих случаях наша работа оказывается непродуктивной из-за того, что мы не способны или не хотим вникнуть в ее смысл.

А как быть, если вы чувствуете себя всецело поглощенным повседневной работой? И в этом случае единственным способом выдержать испытание является соединение с Б-жественным. Когда вы сосредоточите свои помыслы на выполнении высшего предназначения, осуществите его, проявляя щедрость и доброту, ваша душа выдаст вам огромное количество энергии, которого вы никак не ожидали. В то время как тело постоянно нуждается в отдыхе и пополнении питающей его энергии, ограничения не распространяются на духовную энергию, а следовательно, и на плодотворную деятельность нашего духа.

В своей работе мы должны установить для себя высокие критерии. Как безгранична душа, так безграничен и наш потенциал для совершенствования.

Как можем мы преодолеть испытание интенсивным трудом?

Посколъку смысл нашей жизни заключается в том, чтобы стать независимым человеком, способным творить и дарить, каждое препятствие следует рассматривать как еще одно испытание, побуждающее нас приложить максимальные усилия для его преодоления. Наиболее серьезным испытанием служит сама жизнь, поскольку все мы – слабые существа в жестоком мире.

Но жизненные испытания выявляют сокровенные черты человеческой души. Каждой форме развития предшествуют разочарования и страдания. Любая мать должна перенести тяготы беременности и родов, прежде чем состоится торжество рождения ее ребенка. Художник проходит через смятение и обманутые надежды, пока его творческая способность воплощается в картину.

Каким образом мы получаем доступ к нашей внутренней силе, необходимой для преобразования возникающих в процессе работы препятствий в испытания, стимулирующие дальнейший рост? Рассматривая работу такой, какая она есть, как средство для выполнения нашего Б-жественного предназначения.

Если мы помним, что работаем не только ради денег или собственного удовлетворения, наша приверженность к работе становится гораздо сильнее. В то же время работа меньше нас поглощает, ибо мы уже не находимся под полным контролем требований момента и субъективных капризов, составляющих часть человеческой природы. Не вынужденные заниматься работой в ущерб всему остальному, мы рассматриваем ее как еще одну стадию на пути служения Б-гу, своей семье и обществу.

Известно, что чувствуем мы, целиком поглощенные работой. Мир больше не рассматривается нами, ошеломленными и смущенными, вне нашей работы. Но лишь до конца осознав, что наша работа имеет высшую цель, мы приближаемся к более плодотворному образу действий. То, что до этого казалось непреодолимыми препятствиями, превращается в испытания, стимулирующие нас к еще большим свершениям.

Часто, приступая к новому проекту или к новой работе, мы испытываем неудовлетворенность, неуверенность. «Все начала трудны», – говорят наши мудрецы. (Мидраш Мехилта на Шмойс, 19:5). Однако при конструктивном подходе к труду появляется решимость преодолеть трудное начало.

Место работы способно оборачиваться испытанием для наших критериев и ценностей. Оказываясь засыпанными вопросами и обязательствами, мы подвергаемся весьма серьезному экзамену. А это угрожает нам забвением того, для чего мы изначально появились здесь. Чтобы направить работу на достижение эффективных целей, необходимо сосредоточиться на своих духовных приоритетах. Приступая к работе, подумайте поновому о поставленных перед вами задачах. Старайтесь превратить свою рабочую среду в место, где царят доброта и искреннее желание делать все наилучшим образом. Подавайте пример доброжелательного обращения своим коллегам. От всей души желайте всем «доброго утра». Интенсивно работайте, и вы добьетесь успеха. Не забывайте, что своей работой вы исполняете Бжью волю. В конце трудового дня оглянитесь и оцените результаты своей деятельности с этих позиций.

Современная техника и технология позволяют затрачивать все меньше времени и энергии на физический труд, работать более продуктивно. Обретаемую благодаря техническому прогрессу свободу не следует растрачивать впустую. Ее надо направить на достижение более высокого духовного роста и создание в мире абсолютной гармонии. До настоящего времени мы жили в мире, где достижения определялись такими результатами, как покорение пустыни, свержение тирана, излечение от болезни, где Нобелевская премия мира существует лишь потому, что существуют войны, где знания распространяются лишь потому, что еще сохраняется невежество, где филантропия противостоит голоду и нужде.

Теперь у нас появилась возможность идти дальше. Мы способны на большее, чем просто победа над злом. Мы можем исследовать бесконечную область доброты. Каждый из нас способен отыскать новые возможности для занятия более продуктивным трудом. По окончании работы задавайте себе вопрос: использовал ли я сегодня все отпущенные мне Б-гом способности и возможности, чтобы сделать больше, чем было мне дано? Положительный ответ на этот вопрос свидетельствует о том, что вы находитесь на правильном пути к полной смысла жизни.

Адаптированное изложение.

Автор: Любавичский Ребе Менахем-Мендл Шнеерсон
Из книги «К жизни полной смысла»