Тора дана для всех людей?

Вопрос: Подскажите, пожалуйста, есть ли в письменной Торе, которую Моисей получил на горе Синай, места, в которых написано, что Тора дана всем людям, не только дому Израиля? Если да, то где именно об этом написано?

Ответ: Говорит Талмуд (Брахот 58:1), что наблюдающий большое скопление людей должен вознести благодарность Б-гу словами: «Благословен Знаток тайн!», ведь как нет людей, похожих в точности лицом, так нет людей с одинаковыми в точности мнениями и взглядами.

Если это так, то как люди находят общий язык друг с другом и приходят к общему консенсусу? Общераспространенный ответ на этот вопрос таков: мнений может быть много, но закон для всех один. Данный ответ, естественно, порождает другой не менее каверзный вопрос: кто они – эти, наделенные правом, чтобы указывать, как нам жить? Ответов же на этот вопрос существует ровно столько, сколько есть в мире непохожих друг на друга людей. Что делать?

Но тут на помощь приходит традиция, которая опирается на опыт предшествующих поколений и предлагает безоговорочно следовать законам, принятым испокон веков у наших предков. Хотя традиций гораздо меньше, чем отдельных людей, но, тем не менее, их очень много и законы у них разные, даже диаметрально противоположные. И что же теперь делать? Ведь тогда ответов на этот вопрос существует ровно столько, сколько есть в мире непохожих друг на друга традиций!

Тут логично было бы адресовать данный вопрос самому Творцу, который взял на Себя ответственность создать этот мир и произвести на свет каждого из нас, с таким непохожим на других внешним видом и мнением. К великому сожалению, мы лишены возможности лично спросить этот вопрос у Творца, поэтому приходится довольствоваться только Его представителями – евреями. Правда, и в этом вопросе тоже нет единого консенсуса, далеко не все соглашаются с тем, что народ Израиля был избран Б-гом или продолжает быть таковым. Но, в любом случае, мнений тут всего два – евреи или кто-то еще. Поскольку этих «кто-то еще» ровно столько, сколько есть в мире непохожих друг на друга традиций, то остановимся на евреях.

Согласно еврейской традиции 3331 лет тому назад на горе Синай Творец вручил народу Израиля Тору (учение), в которой приводится 613 заповедей обязательных для евреев и еще 7 отдельных заповедей, обязательных для всех остальных народов мира, которых Талмуд именуют «Бней Ноах» – сыновья Ноя или потомки Ноя.

Из самого этого названия – «заповеди потомков Ноя» – следует, что эти семь заповедей были известны еще задолго до Дарования Торы на горе Синай. А из самого текста Торы следует, что эти заповеди получил еще Адам, после чего они передавались по традиции вплоть до Ноя и далее. В честности, Талмуд (Санедрин 56б) находит указания на все 7 заповедей в стихе Торы: «И повелел Господь Бог человеку так: От всякого дерева в этом саду можешь есть» (Берешит 2:16).

В свете вышесказанного не совсем понятно, для чего эти заповеди еще раз были озвучены Моисею на горе Синай? Причина этому, как это поясняет Рамбам, заключалась не столько в самих заповедях, о которых в то время многие еще были информированы, сколько в понимании того, кто стоит за этими заповедями, кто их заповедал нам. Поэтому факт того, что заповеди потомков Ноя прозвучали на горе Синай, позволил отмести приписывание данной традиции к каким-либо еще силам или идолам, а также четко закрепить представление о Б-ге, которому мы все служим. Если у Вас есть желание познакомиться с представлением о Творце в еврейской традиции, то для этого имеет смысл познакомиться с 13 принципами веры, которые очень лаконично сформулировал Рамбам.

Отсюда, кстати, следует, что машинальное исполнение 7 заповедей не достаточно, чтобы заслужить быть праведником народов мира. К этому необходимо также осознание того, что исполняемые заповеди были повторно дарованы на горе Синай Моисею, что все мы служим одному и тому же Б-гу.

К тому же, есть еще одна важная идея, которая основывается на факте повторения 7 заповедей на горе Синай. Она заключается в том, что ответственность за информирование и обучение этих заповедей, а также контроль за их соблюдением возлагается на еврейский народ. Вот почему в еврейской традиции (Талмуде, сводах законов) можно найти детальный разбор всех положений этих заповедей.

Сколько лиц, столько и мнений, но закон для всех один!

Отвечал раввин Борух Клейнберг