Суккот для Бней Ноах

sukkot

Будут ли народы мира сидеть в шалаше на праздник Суккот в будущем?

В пророчестве Захария (14:16) сказано о временах, которые придут после войны Гога и Магога: «И будет каждый оставшийся (после войны) из всех народов тех, приходивших на Йерушалаим, подниматься из года в год, чтобы поклониться Царю, Г-споду Ц-ваоту (Воинств), и праздновать праздник Суккот. И будет: то из племен земли, которое не поднимется в Йерушалаим, чтобы поклониться Царю, Г-споду Ц-ваоту (Воинств), – не будет над ними дождя». Иными словами, поднятие в Иерусалим будет не только правом народов мира, но будет вменяться им в обязанность, а тот, кто не поднимется в Йерушалаим для празднования, будет наказан.

Следует разъяснить смысл выражения «…и праздновать праздник Суккот». Означает ли это, что народы мира будут сидеть в шалаше (на иврите – «Сукка»), подобно сынам Израиля, получившим заповедь сидеть в Сукке в течение праздника Суккот?

Раши объясняет это изречение так: «Наши учителя, благословенна их память, в трактате «Авода Зара» (лист 3) говорили: «есть «легкая» заповедь под названием «Сукка», тем самым Раши поясняет, сообщение пророка о том, что народы мира будут сидеть в Сукке в течение праздника Суккот. Однако в комментариях «Мецудот» данное изречение пророка поясняется так: «праздновать праздник посредством жертвоприношений Всевышнему».

В комментарии «Мецудот» приводится мотивировка подобного пояснения, отличающегося от комментария Раши, согласно которой в трактате «Авода Зара» (на который ссылался Раши) речь идет о том, что Творец заповедует народам мира сидеть в Сукке исключительно, так сказать, в ознакомительных целях, чтобы показать им, что их стремление к исполнению заповеди происходит не во Имя Небес, но лишь для получения награды.

Приведу здесь слова Талмуда (ограничусь лишь выдержкой, которая касается нашей темы, поскольку в оригинале об этом сказано весьма обширно): «В грядущем будущем Всевышний, благословенно Его Имя, представил перед народами мира Свиток Торы, сказав: «Тот, кто будет соблюдать Законы Торы, получит награду». Услышав это, все народы мира собрались пред Творцом…

Сказали народы Г-споду: «Ведь не нам Ты дал (Тору и Заповеди), и не мы приняли Их на себя»… (После опровержения Всевышним всех аргументов народов мира из милости Своей Он решил дать им еще один шанс и сказал): «Есть в Торе одна заповедь, идите и попытайтесь исполнить ее».

«А как Ты наградишь того, кто исполнит эту заповедь?» спросили народы мира.

По этому поводу, говорит Иеошуа Бен Леви, сказано в Торе так (Дварим 7): «Соблюдай же заповеди и уставы и законы, которые Я заповедую тебе ныне исполнять». Ныне, а не потом! Ныне исполнять, а не получать награду! Однако Творец не предъявляет претензий своим созданиям. (Иными словами, речь здесь не идет об истинных повелениях и заповедях, а лишь – о награде за их исполнение. И делается это Всевышним лишь для того, чтобы опровергнуть аргументы народов мира: предлагая им исполнить «легкую» заповедь сидеть в Сукке, Творец показывает им, что даже эта, казалось бы, легкая для осуществления заповедь, не интересует их как таковая; их интересует награда, которую Б-г обещает им за исполнение).

Так или иначе, тот час же отправились народы строить Сукку с крышей. И вот, Всевышний усилил действие солнца, и стало так жарко, как в самые знойные дни летнего месяца Тамуз. Не выдержали народы мира, стали по одному выходить из своей Сукки, и, выходя, каждый ударял по Сукке… Говорит Раба в комментариях: «Ведь каждый находящийся в Сукке, испытывающий непреодолимые неудобства, имеет право покинуть Сукку» и продолжает: «Имеет право покинуть, но какое право он имеет бить по стенам Сукки?!». А Творец только посмеивается над ними, как сказано (Теилим 2): «Сидящий в небесах усмехается, Г-сподь насмехается над ними».

Каким же образом все вышеизложенное относится к пророчеству, гласящему: «тот, кто не придет праздновать Суккот (и тот, кто не будет сидеть в Сукке), будет за это наказан»?

Возможно, Раши в своем комментарии имеет в виду, что, повелевая народам мира сидеть в Сукке, Всевышний хочет показать и доказать им, что они не жаждут исполнения заповеди Творца, как таковой; ими движет жажда получения награды за исполнение заповеди. Так или иначе, из Талмуда мы изучили два момента. Первый. Народы мира будут приходить в Йерушалаим для празднования праздника Суккот. Второй. Они будут иметь право строить Сукку и сидеть в ней, соизмеримо со своими желаниями и возможностями.

То есть, «празднование праздника Суккот» — дополнительное новшество о поднятии к Храму в дни праздников и о молитве народов мира о дождях на праздник Суккот. В комментариях «Мецудот» говориться о праздничных жертвоприношениях народов мира, а Раши говорит о том, что им будет предписано сидеть в Сукке.

Все, что мы изучили касательно обсуждения данного вопроса в Талмуде, а также все сказанное в пророчестве Зехария, по моему мнению, относится к представителям народов мира, не являющимся праведными людьми, поскольку речь здесь идет о злодеях-завоевателях, пришедших с войной в Йерушалаим. Такие народы не удостоятся заповеди сидеть в Сукке, а будет это для них нечто вроде наказания за то, что не приняли всем своим естеством заповеди Всевышнего.

А о злодеях, которые придут на Йерушалаим с войной, сказано (Теилим 2): «Разорвем узы их и сбросим с себя путы их!». Об этом же упомянуто в Талмуде (трактат «Авода Зара»): они сбрасывают с себя бремя Царства Небес, не хотят (и в будущем не взойдут на истинную ступень желания) исполнять заповеди истинно, а лишь для того, чтобы получить награду.

Праведники же из народов мира, которые вообще не будут участвовать в войне Гога и Магога против Йерушалаима, которые будут истинно соблюдать семь заповедей Бней Ноах и будут преданы Всевышнему, приняв на себя бремя Царства Небес, никоим образом не подпадут под действие пророчества Зехарии, а также под вышеприведенные изречения мудрецов Талмуда.

Начиная с того дня, когда, в соответствии с комментариями Раши, народы мира будут праздновать Суккот, подниматься в Йерушалаим, делать жертвоприношения, они также будут сидеть в Сукке. Праведникам народов мира будет предписано подниматься в Йерушалаим в праздничные дни Суккот, и в будущем на них будет распространяться необходимость исполнения заповеди сидеть в Сукке во Имя Небес (а не в наказание или исключительно ради награды).

А вот злодеи из народов мира будут наделены обязанностью празднования праздника Суккот в Иерусалиме, именно обязанностью, а не правом исполнения такой заповеди; и обязанность эта будет дана им лишь для того, чтобы они имели возможность защититься от наказания остаться без дождей. Праведники народов мира, напротив того, в будущем получат право истинного исполнения такой заповеди.

Следует разъяснить причину, по которой праведники народов мира в будущем удостоятся заповеди Сукки.

Один из смыслов заповеди Сукки заключается в истинной вере человека во Всевышнего и беспрекословной уверенности в Нем! Сказано в Торе (Ваикра, 23:43): «Дабы знали поколения ваши, что в шалашах поселил Я сынов Израиля, когда вывел их из земли Египетской. Я Г-сподь, Б-г ваш. И объявил Моше о праздниках Г-сподних сынам Израиля», поэтому народ Израиля обязан сидеть в Сукке – в память о чудесах, сотворенных Творцом, когда Он выводил их из Египта. Однако эта заповедь одновременно является подарком и правом для сынов Израиля за то, что они верили во Всевышнего, шли по его слову по пустыне, как сказал пророк Йермияу (2:2): «Иди и возгласи в слух Йерушалаима, говоря: так сказал Г-сподь: Я помню о благосклонности ко Мне в юности твоей, о любви твоей, когда ты была невестою, (как) шла ты за Мною по пустыне, по земле незасеянной».

Крыша Сукки, называемая «Схах», символизирует тень Б-жественного присутствия («Шехины»), она защищает человека, восседающего в Сукке, скрывая его под своей тенью.

Праведники народов мира, которые верили во Всевышнего, были истинно и чистосердечно преданы Ему, удостоятся покровительства Самого Всевышнего, восседая в Сукке в Йерушалаиме под Его крылами. И воздастся им подобно тому, как сказано о моавитянке Рут, принявшей веру сынов Израиля (Рут 2:12): «Да воздаст тебе Г-сподь за твой поступок, и да будет тебе сполна воздано Господом, Б-гом Израиля, за то, что пришла ты, чтоб найти пристанище под крылами Его».

Автор: Раввин Мойше Вайнер