Судный день мироздания

И нашим, и вашим

Впервые пытаюсь рассказать о Рош Ашана в общечеловеческом ракурсе, и мне очень непросто это делать. Поясню, в чем сложность: отношения между народом Израиля и Всевышним – подобны семейным отношениям (см. Шмот, Исход, 4:22). Не только личные или структурно-иерархические, а именно семейные. Это некий дополнительный аспект, которого больше нет ни у кого. И потому, зачастую, то, что прекрасно работает у Израиля, непригодно для народов мира, и наоборот.

Есть много евреев, которые с удовольствием избавились бы от своей еврейской судьбы, она подразумевает мало льгот, но много ответственности. А говоря о последней, я, тем самым, говорю о возмездии. Семейственность амбивалентна, она работает в обе стороны. Тебя подпускают очень близко, но и спрашивают за то, за что не спросят с другого, и так, как не спросят с него. Если вы знакомы с еврейской историей, то поймете без дополнительных экскурсов и долгих разговоров.

Аспект личных отношений с Б-гом не является еврейской монополией. Они возможны для любого человека, который хочет иметь с Ним отношения, а вот семейные – только у нас. С одной стороны, я абсолютно счастлив, что они есть, и не променяю ни на что другое. С другой стороны, если кому-то кажется, что речь идет о раздаче пряников, то он глуп. Это служение, миссия. И если человек понимает, насколько это серьезно и ответственно, то такой груз может и сломать слабого.

Иудаизм один, люди разные…

Важно оговорить еще один важный аспект: я не знаю ни одного человека, в наше время, кто был бы вправе говорить от имени иудаизма. Что бы кто ни говорил бы, если он не цитирует Писание, то говорит только о личном восприятии. Оно может иметь право на существование, но, тем не менее, это именно его личное видение. Не больше, и не меньше. И если кто-то видит нечто не так, как ты – это не всегда проблема или ошибка. Вполне может быть, что это достойная, имеющая право на существование точка зрения, пропущенная через призму другой личности.

Люди часто ошибочно думают, что есть много разных иудаизмов, а иудаизм один, это только они разные. Соответственно, каждый говорит о своем, абсолютно легитимно, так и должно быть.  Как люди разные, так и Тора у них разная, их удел в ней разный. Если личность масштабна, то, вполне может быть, ее иудаизм включает, как подмножества, уделы многих. Кто-то может быть более специфичен, маргинален, но и это не значит, что он плох!

Мне кажется, это многое объясняет непонимающим, как это одни говорят так, а другие иначе. Разные люди говорят разные вещи, в чем проблема? Не знаешь, что выбрать – подумай, поучись пару десятков лет, у тебя появится своя обоснованная точка зрения, все будет хорошо!

Опорные точки

Итак, Рош Ашана. Мир, в котором живут читатели этих строк, и праздник Рош Ашана настолько не совпадают, что сложно приступить к теме. Даже само понятие «праздник» на русском или еврейском языке различно. На русском оно происходит от «праздность», безделье. На еврейском же языке это понятие передается словами «йом-тов», то есть «[особенно] хороший день», или «хаг», однокоренного со словом «хуг» – «круг», то есть «цикл». Циклично повторяющаяся дата.

Еще одно лингвистическое наблюдение: слово «шана», «год», образовано от корня со значением «повторять», то есть и здесь речь идет о цикличности времени. Адекватный перевод Рош Ашана на русский язык – «глава [годичного] цикла», поскольку этот день соотносится с годом, как голова с телом.

Все даты, отмеченные Торой как праздничные – постоянно воспроизводимые опорные точки года. Те, на которых держится этот цикл. Три праздника паломничества: Песах – праздник Исхода, освобождения от рабства, весенний праздник свободы; Шавуот – праздник Дарования Торы, заключения Союза с Творцом; Суккот – праздник чудесного пребывания в пустыне, упования на Всевышнего. И Грозные дни: Рош Ашана и Йом-Киппур, День Искупления, очищения от грехов и вины. Я не упомянул праздник Шмини Ацерет, восьмой день Суккот, поскольку он привязан к предшествующим дням.

Каждый из праздников являет некую идею, всегда актуальную и действенную. Отличие этих дней от остальных в том, что эти вечные идеи наиболее ярко и акцентировано выражены. Не отмечание даты, годовщины некоего события, а концентрированное выражение некоего ключевого аспекта отношений народа и человека с Б-гом.

Центр мироздания

Рош Ашана не имеет исторической привязки, не связан с сельскохозяйственным циклом. Впрочем, есть историческое событие, имеющее прямое отношение к этому дню – годовщина создания человека. Первое число месяца тишрей – это шестой день Творения, и именно этот день стал точкой отсчета в нашем календаре.

Все предшествующее Творение не имело значения, пока не появился Адам. С точки зрения еврейской традиции, Торы, мир антропоцентричен; человек является целью Творения, именно с его появлением мир перестал быть сугубо физическим явлением, а стал местом реализации замысла Творца. Без человека этот мир бессмыслен и не имеет право на существование.

А мы нужны?

В этом и проблема: а с появлением человека он обрел право на существование? Мидраш рассказывает (Берешит раба, 8:5): «В час, когда Творец собрался создать первого человека, ангелы заспорили: одни были за сотворение, другие – против. Как написано (Теѓилим, 85:11): «Милость и Истина встретились, Справедливость и Мир соединились». Сказала Милость: «Пусть будет сотворен, он будет делать добро». Истина сказала: «Пусть не будет сотворен, поскольку он лжив». Справедливость сказала: «Пусть будет сотворен, поскольку он будет вершить справедливость». Мир сказал: «Пусть не будет сотворен, поскольку склонен к раздорам». Что сделал Творец? Взял Истину и отправил ее на землю, как написано: «…Истина сброшена будет наземь… Истина из земли произрастет» (Теѓилим, 85:12). Вы же понимаете, что там не было заседания, где ангелы в напудренных париках выходили к микрофону и держали речь, так о чем этот мидраш?

Существование человек обусловлено целесообразностью, и это касается как индивидуума, так и сообщества. Более того, если исходить из того, что, как мы сказали ранее, Творение обрело смысл только с человеком, то это вопрос о бытие. Если человек не оправдывает себя, то мир должен исчезнуть, или же измениться вместе с ним.

Эти дни для памяти и действий

Вспомните историю Потопа, спасение Ноаха. Человечество было стерто с лица земли; мир был трансформирован. В обновленном мире возникло новое человечество. Индивидуум, как и общество, могут утратить право на существование, если не соответствуют замыслу Творения, а противостоят ему.

Праздник не только сохраняет историческую память, он примета времени. Сказано в Писании: «Эти дни для памяти и действий» (Эстер, 9:28). Другими словами, они не только воспоминание, но и активное возвращение к некогда совершенному, актуализация. Адаму хватило трех часов, чтобы появиться, согрешить, оказаться недостойным, быть наказанным. День рождения человека стал днем суда над ним. И из года в год, в этот день, воспроизводится та же модель.

Небесная бухгалтерия

Есть такое понятие «теодицея», «оправдание Б-га». Умные люди пытаются объяснить несовпадение между реальностью и своими представлениями о Творце. Как совместить существование зла и бед с добрым Всевышним, например. Так вот, Рош Ашана –  это «антроподицея», оправдание существование человека. В это время подводится итог, оценивается целесообразности бытия. Это действительно Судный день –  не бухгалтерия, баланс грехов и добрых дел, а рассмотрение дела по существу. Затея с Творением оправдана? Человечество заслужило право быть? А этот конкретный человек?

Небесная бухгалтерия очень и очень важная вещь! Добрые дела, злые дела, грехи и заповеди.… Но кто знает цену слову и делу? Кто может сказать, что в нашем поведении стало катализатором запуска тех или иных процессов, предвидеть последствия?

Чем наше слово отзовется

Недавно я поехал помолиться на могилу праведника, и встретился там с человеком. Тот рассказал, что его жизнь изменилась после встречи со мной, как он когда-то попал студентом в Одессу, зашел в синагогу, мы с ним долго разговаривали, и с этого разговора начался его долгий путь в иудаизм. Я этого разговора, да и его самого, не помнил. Но для этого парня встреча была судьбоносной.

А я человек, который очень зависит от настроения, физического состояния. И с ужасом представил, какое количество людей оттолкнул от иудаизма, потому, что они подошли ко мне не вовремя. Ведь если это работает в одну сторону, то работает и в другую. Откуда нам знать, как отзовется слово, сиюминутный поступок, жест. Где те весы, на которых можно это взвесить. Для того чтобы что-то оценить, нужно отступить, отстраниться от происходящего; нужен обзор и масштаб.

Помнящий забытое

В молитвах Рош Ашана Всевышний назван «Помнящий забытое». Тобой забытое! Это может касаться хорошего и плохого, там не сказано, что именно забылось. Может быть, ты пришел на помощь человеку, улыбнулся ему или дверь перед ним придержал, чтобы не хлопнула. А человек подумал: «Какие люди хорошие, эти религиозные евреи. Надо ребенка отдать в еврейскую школу, а то хулиганом вырастет». Реальная же ситуация, почему нет? А если наоборот? Ты никогда не знаешь последствий своих поведения и поступков. Да и помнишь только то, что тебя впечатлило. Тоже мне критерий! Он, благословенный, помнит забытое!

Это важно – ты не можешь контролировать каждую мелочь, но можешь настроиться на определенную волну, мировосприятие, и это принесет свои плоды. Судья нам подыгрывает, ведь как в Писании сказано: «…Разве Я хочу смерти грешника? Только лишь возвращения грешника с его пути. И будет жить! Вернитесь, вернитесь с путей своих дурных, – и зачем умирать вам, дом Израиля?!» (Иехезкель, 33:11). Всевышний ни с кем и никогда не сводит счеты. Как следует из стиха: «Умертвит нечестивого зло», (Теѓилим, 34:22) — к смерти грешника приводит не та или иная кара, а само зло. Если человек себя травит, то он умирает не в качестве наказания, а от последствий процессов, которые инициировал. Если он засовывает два пальца в розетку, то последствия – это не наказание свыше, а результат его поступка.

Где ты?

В Рош Ашана мы не исповедуемся в грехах. В Йом-Кипур мы каемся в каждую молитву, пять раз в день, может в промежутке между молитвами успели нагрешить. А вот в Рош Ашана не исповедуемся. Казалось бы, Судный день. А это так именно потому, что в этот день не надо уходить в частности. Подумай, зачем ты вообще нужен!? Задумайся! Вот о чем идет речь в Рош Ашана, вот это Высший суд. Не «сколько мне причитается?», а «что мне теперь делать?». Это другой суд, другие принципы, это не статья или срок, не об этом речь. Это оправдание существования. Имеет право на жизнь, или уже нет? Вот этот вопрос обсуждается. Он посильнее будет, чем свести баланс и удовлетворенно сказать: «Несмотря на все мои усилия, я все равно в прибыли»!

Когда много людей объединены таким подходом, это становится всеобщим настроением. Это и есть то, что происходит в Рош Ашана. Теоретически, я должен жить с таким чувством постоянно, но практически – у скольких на такое есть силы? Когда-то мой далекий предок, по имени Адам, деяние рук Творца, совершеннейший из людей, за то немногое время, которое было в его распоряжении, успел нагрешить и Б-г спросил у него: «Где ты?». Главный вопрос Рош Ашана. Тогда он был задан впервые.

Это и есть идея Высшего суда, когда все понимающий Всевышний спрашивает у тебя: «Где ты?». Ты сам-то понимаешь, во что превратился? Тебя устраивает? Посмотри с Моей точки зрения, стоит с таким как ты дело иметь? У нас начинается новый цикл. Надо ли продолжать держать это предприятие? Может этих разогнать и новых сделать? Не всегда же есть какой-нибудь Ноах, на которого не стыдно смотреть. Есть те, на кого не стыдно смотреть?

По-честному или по-хорошему

Вот это – Рош Ашана, опорная точка, за нее можно уцепиться, об этом стоит подумать. Мы всеми силами демонстрируем свой оптимизм: едим сладкое, пьем крепкое, празднично одеваемся, мы заранее уверены в успехе. Все это, может, очень по-детски, но Он же больше нас хочет, чтобы все хорошо кончилось, все же держится не на справедливости. Вот я празднично оделся, заранее накрыл стол, я знаю, что все закончится хорошо. Папа добрый, Он простит…. Но если во мне еще, как говорил Бабель, квартирует совесть, то я понимаю, что нужно быть скромным, не «выпендриваться».

В рассказе Торы о Сотворении мира, вплоть до появления человека, используется имя Всевышнего, которое связано с Его атрибутом Суда и Справедливости. А с появлением человека доминирует иное Имя, отражающее Его атрибут Милосердия. Сначала – Милосердие, и лишь потом Суд. По-честному не получится, надо по-хорошему. Мы ведь, на самом деле, не плохие, просто не очень умные. Это таки то, что Всевышний понимает лучше, чем кто-нибудь другой! Чужой не поймет….

Начни с себя

Задача разобраться в себе, не заниматься самооправданием или самоуничижением, а задать вопрос о целесообразности меня сегодняшнего. И главный вопрос: «что еще можно успеть изменить?».

Ведь Творение беспрерывно, Всевышний поддерживает существование мира постоянно. Б-г не имеет дело с нами вчерашними, Он все время творит нас заново. И если я стал другим, то и мир сразу стал другим, ведь все обновляется все время. Как сказано в молитве: «И обновляет ежедневно, постоянно, в милости Своей, дело Творения".

Нет ничего проще, чем изменить мир, надо просто изменить себя. Революционеры, радетели добра для всего человечества, пытаются изменить все извне, насильно осчастливить всех вокруг, наивно считая, несмотря на горький опыт, что это может когда-нибудь привести к чему-нибудь хорошему. Скромнее, ребята, надо быть… Вы сначала с собой справьтесь!

Ребе Лейви-Ицхок из Бердичева рассказывал, то однажды утром он проснулся и решил, что нужно изменить мир, подумав, что мир большой и с чего-то нужно начинать, он решил начать с Бердичева. Потом он вспомнил, что у него и в семье еще остались проблемы, нужно начать с них, потом подумал, что источник проблем в семье он тоже знает, и решил начать с себя.

Знай перед Кем стоишь

День Рош Ашана – это еще и день коронации Всевышнего, признание Его единоличной, абсолютной и ничем не обусловленной власти. Коронация – это когда понимаешь перед Кем ты стоишь. Если понимаешь дистанцию между Творцом и творением, иначе оцениваешь свои желания, стремления, победы и грехи. Помогает понять масштаб. И грешки какие-то не впечатляющие, и победы... Скромнее надо быть и проще.

В праздничных молитвенниках на Рош Ашана, в утренней молитве, где кончаются хвалебные гимны, всегда выделяется слово «Царь». Рассказывают о ребе Аароне из Карлина, что он, дойдя до этого слова, не смог продолжать молитву из-за слез. После он объяснил, что вспомнил слова Талмуда о святом ребе Йоханане бен Закае, который был спасен учениками из осажденного Иерусалима. Когда его привели к военачальнику Веспасиану, он приветствовал его: «Мир тебе, царь!». Тот ответил «Ты вдвойне подлежишь смертной казни: во-первых, потому, что я не царь, а ты назвал меня царем; а во-вторых, если я царь, то почему же ты не пришел ко мне раньше?» (В.Т. Гитин, 56б). Если я понимаю, кто Владыка и Хозяин мира, так почему же я еще не покаялся? Почему я еще не пришел к Нему?

Все написанное тут справедливо по отношению к евреям и неевреям, к любому человеку в этом мире. При всем уважении к Адаму, евреем он не был. Нам всем есть о чем подумать, поговорить. Будет хороший год, мы докажем, что нас имеет смысл держать в этом мире!

Автор: р. Ишая Гиссер