Скромность

Скромность – вид смирения. Человек смиренный ведет себя скромно, предпочитает не выделяться и не возвышаться каким бы то ни было образом, особенно там, где этого делать не следует. Противоположность скромности – гордыня. Человек горделивый обладает качеством заносчивости, чванства, тщеславия везде, в том числе там, где этого делать не следует.

Качество скромности приучает сердце человека к Б-гобоязненности, и приводит его к смирению пред Всевышним, благословенно Его Имя [1]. Ведь человек, ведущий себя скромно, смущающийся окружающих, выказывает тем самым свое уважение к ним; напротив того, человек, проявляющий гордыню, тщеславие в отношении к окружающим, как бы смеется им в лицо, ни коим образом не проявляет уважения к ним. Подобно поведению человека по отношению к другим людям, проявляется поведение человека по отношению к Творцу.

Так, скромный человек своим смирением проявляет к Создателю чувство наивысшего уважения; он смущен пред Всевышним, ощущая на себе беспрестанный взгляд Б-га, оценивающего его поступки и его поведение. Поэтому качество скромности побуждает человека беспрестанно преклоняться и трепетать пред Г-сподом. Как сказано «За смирение, страх пред Г-сподом – богатство, почет и жизнь» [2].

Однако качество скромности и смущения не должно руководить человеком в его стремлении служить Творцу, об этом мы упомянули в главе «Врата Служения», часть 1: «…будь дерзок, как тигр, исполняя волю Отца твоего Небесного!»

Следует заметить, что человек должен быть скромным не только по отношению к окружающим. Качество скромности человек должен проявлять также в поведении с самим собой [3], ведь, проявляя скромность в поведении с самим собой, человек всегда помнит и признает тот факт, что Всевышний беспрестанно смотрит на него. Вырабатывая в себе качество скромности во всех аспектах своей жизни, человек ощущает присутствие Творца и его постоянный контроль.

Скромность должна проявляться во всех аспектах поведения человека: в одежде, в ведении дел, в речи.

Каким образом скромность должна проявляться в одежде?

Одежда должна придавать человеку почтенный вид, соответствующий его положению. Нельзя надевать царскую одежду или одежду богачей, не соответствующую положению человека и являющуюся из-за этого предметом повышенного внимания окружающих; человеку также не должно впадать в иную крайность и надевать нищенскую одежду, унижающую того, кто ее носит [4].

Нельзя носить одежду, из-под которой видно тело, ведь только лишь животные, лишенные чувства стыда, ходят в обнаженном виде; человеку же вести себя таким образом не подобает, поскольку человек представляет собой образ и подобие Творца, поэтому должен одеваться соответственно.
Особенно женщине следует покрывать тело свое с должной скромностью! Ведь, кроме того, что вызывающая одежда выражает нескромность женщины, граничащую с грехом, отсутствие скромности лишает ее почета «образа и подобия».

Каким образом скромность должна проявляться в ведении дел?

Не следует человеку делать поступков только для того, чтобы показать себя другим. Даже если речь идет о человеке обеспеченном или богатом, не должен он выставлять напоказ свое имущество только для того, чтобы прихвастнуть перед окружающими. Напротив того, богатый человек должен, прежде всего, поблагодарить Всевышнего за то, что послал ему такую удачу; а затем – задуматься, каким образом можно использовать это имущество для того, чтобы обеспечить себя, своих домочадцев, а также какое количество средств пустить на добрые дела.

Не должно человеку гнаться за славой и почетом, поскольку алчность, зависть и слава сживают человека со света. Вообще скромность в ведении дел выражается в качестве довольства малым, в соответствии с которым человек должен радоваться тому, что у него есть и не стремиться к излишествам, а желать получить только то, что ему необходимо для жизни, для души; не следует человеку гнаться за различными богатствами, которые, по сути дела, ему ни к чему! Человек должен радоваться тому, что он имеет. Тот, кто радуется своей доле, обретает спокойствие и блага жизни. Тот же, кто стремится к различным излишествам, никогда не обретет спокойствие и никогда не ощутит истинную радость, поскольку он беспрестанно будет стремиться заполучить что-то новое, чего у него еще нет. Как сказано нашими мудрецами: «Если у человека есть сто монет, он хочет двести; есть двести, он хочет четыреста» [5]. Получается, что такой человек никогда не сможет по-настоящему успокоиться, ведь он постоянно будет занят погоней за чем-то, что невозможно получить.

Каким образом скромность должна проявляться в речи?

Говорить человек должен спокойно. Не следует кричать и горланить во время беседы, как скотина и звери, и даже не повышать голос, но спокойно говорить со всеми людьми. Однако говоря негромко, должно человеку остерегаться отдалиться от собеседника, чтобы не показалась его речь речью гордеца. Должен первым приветствовать любого человека, чтобы все его любили, и судить людей с лучшей стороны – говорить о человеке только то, что достойно похвалы, и никогда не рассказывать о том, что достойно порицания; любить мир и стремиться к миру. Если человек видит, что его слова могут быть услышаны, должен говорить; если нет – должен молчать [6]. Каким образом? Не нужно уговаривать приятеля успокоиться, пока тот в гневе, поскольку это может лишь усилить его гнев.

Подобно вышеизложенным аспектам, поведение человека должно быть скромным и в других сферах его жизни, как сказано: «…любить милосердие, и скромно ходить пред Б-гом твоим» [7]. Ходить человеку должно степенно, а не горделиво и вызывающе, не следует ходить, слишком выпрямившись, с высоко поднятой головой. И не должен человек бежать по улице и вести себя, как сумасшедший; но смотреть вниз, как будто он стоит во время молитвы, и идти равномерно, как человек, занятый своими мыслями. Так сказал царь Шломо в мудрости своей: «И даже на пути, которым идет глупец, ему не хватает ума, и он всем (как бы) говорит, что он глуп» [8]. Иными словами, глупец свидетельствует всем, что он глупец [9].

Итак, из того, что мы изучили в этой главе, следует, что всегда и во всем скромность полезна для человека и для его достоинства. Поэтому человеку следует вести себя во всем уважительно, никогда не забывая об обычаях вежливости. Кроме того, попав в новое для себя общество, человеку не следует менять обычаи данного общества.

Примечания

[1]  Шулхан Арух Орах Хаим ч. 2, п. 1
[2]  Мишлей 22:4
[3]  Тур Орах Хаим ч. 2
[4]  Рамбам «Законы о суждениях» 5:9
[5]  Коэлет Раба 1:34
[6]  Рамбам, «Законы суждений» 5:7
[7]  Миха 6:8
[8]  Коэлет 10:3
[9]  Рамбам, «Законы суждений» 5:8

Из книги раввина Мойше Вайнера «Книга Знаний для Праведников народов мира».
Раздел 5 — «Врата добродетелей», глава 4.