Шесть дней Творения

vzrivСегодня мы имеем уникальную возможность, которую не имели наши мудрецы, изучать Тору при помощи огромного объёма накопленных научных знаний.

Всевышний, диктуя Моше Тору, знал, что первыми её читателями будут евреи, стоящие у подножия горы Синай. Эти люди не обладали научными познаниями, которыми мы обладаем сегодня, и Тора объясняет простым языком, как произошло всё то, что они видели вокруг себя (земля, вода, солнце, луна, звери, рыбы, птицы, человек). Однако Всевышний, который знает всё, знал, что наступит время, и человечество приобретёт огромные научные познания и сможет с помощью телескопов исследовать границы вселенной и анализировать мельчайшие частицы материи. Поэтому я убеждён, что в скрытом смысле Торы есть и послание для нас, людей XXI века.

В современной космологии и физике, общепринятой на сегодня, является теория возникновения нашей Вселенной, которая называется теория Большого Взрыва (см. приложение 1). Согласно этой теории, наша Вселенная возникла в результате взрыва бесконечно малой и бесконечно горячей точки. Сегодня учёные с точностью до одной триллионной доли секунды могут рассчитать, что происходило после Большого Взрыва, однако никто не знает, что было в сам момент Большого Взрыва и что было до него.

В Каббале процесс сотворения нашего мира описывается как Цимцум («сжатие»). Всевышний сжался и освободил некоторое пространство и излучил в это пространство луч света бесконечной энергии. Вполне вероятно, что излучение луча света бесконечной энергии в малое пространство и образовало ту самую бесконечно горячую и бесконечно плотную точку, из которой произошёл Большой Взрыв. Следует отметить, что точка Большого Взрыва является сингулярностью, то есть в ней не работают законы физики и математики нашего мира, а следовательно, можно сделать вывод, что данная точка является пограничной между нашим и каким-то иным миром. Также в Каббале описано, что творя последовательно духовные и наш материальны мир, Господь производил сжатие света и уменьшение его интенсивности.

В философии Гермеса Трисмегиста процесс сотворения Вселенной описывается как уменьшение Всевышним вибраций от бесконечной до очень малой величины материального мира. Учитывая, что свет также является вибрацией, можно сделать вывод о том, что в Каббале и философии Древнего Египта приводятся аналогичные мысли о сотворении нашего мира.

В Древнеиндийской философии Санхья процесс сотворения вселенной описывается следующим образом: Вселенная возникает только в результате взаимодействия первоматерии Пракрити и первичной духовной субстанции Пуруша. Согласно философии Санхья, первичная духовная субстанция является абсолютным чистым сознанием. Первым продуктом этого взаимодействия является вселенский разум – Махат.

Из чего же состоит наш мир? Физики определяют понятие материи как некой субстанции, из которой состоят все наблюдаемые объекты. Сегодня наука знает, что материя состоит из атомов, которые в свою очередь состоят из протонов, нейтронов и электронов. Протоны и нейтроны в свою очередь состоят из кварков. Согласно Стандартной Модели квантовой механики, кварки и электроны являются элементарными частицами и из чего они состоят, науке не известно! Кроме того, сегодня известно, что видимая нами материя составляет всего лишь 4% массы нашей вселенной. 24% массы составляет так называемая чёрная материя, и 72% составляет так называемая чёрная энергия. Природа чёрной материи и чёрной энергии науке не известна. Таким образом, можно сделать вывод: науке не известно, из чего состоит материя на базовом уровне.

Поскольку материя была произведена Всевышним из Ничего, можно предположить, что в основе материи лежит нематериальная духовная составляющая. В то же время, когда мы говорим о нематериальных понятиях, таких как душа и сознание, мы тоже до конца не понимаем их сущности. Поэтому разделение мира на материальную и нематериальную части является сомнительным. Вполне возможно, что в своей базовой сущности они не отличаются друг от друга.

Сегодня наука знает, что если бы наше пространство не было трёхмерным, а имело бы больше или меньше измерений, то разумная жизнь на Земле была бы невозможной. Так, для размерности пространства более трёх, невозможны устойчивые орбиты планет в гравитационном поле звёзд. Также в этом случае не была бы возможна атомная структура вещества.

Если бы значения массы электрона, протона и нейтрона отличались от существующих на малые доли процента, атомная структура вещества была бы также невозможна. То же самое можно сказать о величине силы, удерживающей нейтроны и протоны в атомном ядре. Таким образом, мы понимаем, что физические законы вселенной подобраны так, чтобы из них могла возникнуть разумная жизнь. Почему? Творец создал наш мир ради сотворения человека. Поэтому он дал вселенной только такие физические параметры, при которых могла возникнуть разумная жизнь. В современной физике существует понятие Сильный Антропный Принцип, которое гласит: «Вселенная должна иметь свойство, позволяющее развиться разумной жизни», — а также Антропный Принцип Участия, который гласит: «Наблюдатели необходимы для обретения Вселенной Бытия». Здесь можно вспомнить стих из Торы: «Потому что не посылал Бог на землю дождь, и не было человека, чтобы обрабатывать почву.» Сегодня наука знает, что своим сознанием человек может влиять на физические процессы, происходящие с элементарными частицами. В квантовой механике существует понятие Копенгагенской Интерпретации, которое гласит, что в присутствии наблюдателя элементарная частица, которая представляет из себя набор волновых вероятностей, коллапсирует и занимает определённую позицию. На мой взгляд, это подтверждает гипотезу о том, что основой элементарных частиц является нематериальная сознательная составляющая.

Сегодня науке известно, что ячейкой жизни является клетка с заключённым внутри неё геномом ДНК. Сегодня наукой доказано, что вероятность образования ДНК или клетки в результате случайного, спонтанного столкновения молекул равна нулю, что безусловно подтверждает факт Творения.
Дав краткое описание уровня наших научных знаний, переходим к главе Берешит.

«В начале сотворил Бог небо и землю. А земля была пустотой и обрела материальность, и тьма над бездной. И дух Бога парил над водой». «В начале», по моему мнению, обозначает начало отсчёта времени. Здесь под словом «земля» мы понимаем материю, так как из физики известно, что планета Земля была создана гораздо позже. Что мы понимаем под словом «небеса», будет объяснено ниже. Рамбан говорит: «Сотворение вселенной – это глубокая тайна, которую невозможно постичь из стихов Писания.» Согласно пояснению Рамбана, небо и земля являлись первоматерией (Тоху) и возникли из точки меньше, чем горчичное зерно. То есть Рамбан гениально предсказал теорию Большого Взрыва. В книге Заар об этом сказано: «Не существует никакого знания о том, что было до этой точки.» Рамбан доказывает, что это была протоматерия, которая облачилась в форму и стала материей, ссылаясь на фразу «А земля была пустотой и обрела материальность, и тьма над бездной».

Согласно космологии Вселенной, в период времени от нуля до 10-6 секунды то, что образовалось в результате Большого Взрыва, не имело массы, то есть не было материей в нашем понимании, что подтверждает комментарий Рамбана.

Здесь впервые вводится понятие «тьма», а слово «над», по моему мнению, означает наличие измерений у сотворённого пространства. «И дух Бога парил над водой.» Возникает вопрос: откуда взялась вода? Ведь о её творении ничего не сказано. Рамбан не касается этого вопроса в своём комментарии. Раши считает, что вода могла быть сотворена и раньше небес, и говорит о том, что Писание не имело ввиду передать точную последовательность Творения. Однако мне не понятно, почему Всевышний, диктуя Моше Тору, описал Творение не в том порядке, в котором Он его реально производил.

Рамбан пишет: «И вот, в два первых дня Творения вся Вселенная была заполнена водой, и ничего ещё не было завершено.» Из космологии мы знаем, что вода как физическая субстанция образовалась через миллиарды лет после Большого Взрыва.

Анализируя шесть дней Творения, нетрудно заметить, что творению всего предшествовали слова: либо «сотворил», либо «сказал» и «сотворил», либо «сказал» и «сделал», и только о воде не сказано ничего, а о свете лишь «сказал», но не «сделал» и не «сотворил».

Мне представляется следующее объяснение: в самом начале Творения наш мир был единым целым с духовными мирами и вода – это первичная духовная субстанция, абсолютное сознание нашего мира.

Из этого мы можем сделать вывод, что весь наш мир от вселенной и до мельчайших элементарных частиц обладает духовностью, а следовательно и некоторой формой сознания. Двигаясь вниз по лестнице от человека к животным, растениям, одноклеточным организмам и так до элементарных частиц, мы можем сказать, что при движении вниз духовность и сознание качественно уменьшаются, но мы не имеем доказательств для утверждения о том, что духовность и сознание полностью исчезают.

Интересно отметить, что основные положения индийской философии Санхья, которая возникла после дарования Торы, совпадают с Торой в части эволюции вселенной.
Согласно теоретическим положениям физики, в процессе Большого Взрыва должно было образоваться одинаковое количество материи и антиматерии. Согласно законам физики, материя и антиматерия взаимноуничтожаются в процессе аннигиляции:

материя + антиматерия = свет (высокой энергии)

То, что наш мир материален, свидетельствует о том, что количество материи, образовавшейся в процессе Большого Взрыва, несколько превышало количество антиматерии (одна частица на 10 млрд.). В настоящее время физика не может объяснить причину этого превышения.
Сегодня экспериментально подтверждено, что в природе может происходить процесс, обратный аннигиляции:

свет (высокой энергии) = материя + антиматерия.

Упоминается ли в Торе антиматерия? Выше было сказано, что слово «земля» в первом стихе Торы мы понимаем как «материя». Поскольку антиматерия – это понятие, противоположное материи, а небеса в какой-то мере противоположны земле, мы можем сделать допущение, что слово «небеса» можно понимать как антиматерию.
Для того, чтобы попытаться глубже понять процесс Творения, вернёмся к Каббале Ари.
Согласно Каббале Ари, Всевышний сжал свой свет в процессе Цимцума, образовав некое пространство с точкой в центре. В эту точку был излучён свет бесконечной энергии. Однако, прежде чем попасть в точку, свет наполнял сосуды, в которых также содержались клипос (корни зла). Не выдержав силу света, сосуды разрушились, и свет вместе с клипос попал в образованное пространство. Теоретически свет должен был образовать одинаковое количество протоматерии и протоантиматерии:

Свет Всевышнего = протоматерия + протоантиматерия.

Превращение протоматерии и протоантиматерии в материю и антиматерию произошло в результате их взаимодействия с духовной субстанцией («вода»). Наличие клипос могло сдвинуть равновесие в сторону образования большего количества протоматерии. Таким образом, процесс Творения можно представить себе следующим образом:

Свет Всевышнего + клипос = протоматерия + протоантиматерия

протоматерия + протоантиматерия + духовная субстанция («вода») = материя + антиматерия,
при этом количество материи превышает количество антиматерии.

Возникает вопрос: почему наличие клипос (корней зла) привело к материальности нашего мира? В иудаизме материальность рассматривается скорее негативно, чем позитивно, и часто связывается со злом. Согласно Каббале, в результате греха Адама наш мир стал более материальным. Такое отношение к материальности имеет место и в других философиях и религиях. Так, в индийской философии Санхья постулируется наличие трёх космических сил (гун). Саттва – сила света, раджас – сила, трансформирующая энергию, и тамас – сила материи. При этом тамас отождествляется со злом, депрессией и смертью в противоположность свету.

Каким образом существует наш мир? Какова его судьба? В физике существует понятие энтропии, которая является функцией состояния системы и по одной из интерпретаций является мерой беспорядка, хаотичности системы. Чем выше хаотичность системы, тем выше энтропия, и наоборот, при достижении системой равновесия энтропия достигает максимального значения. Второй закон термодинамики говорит о том, что энтропия замкнутой системы только повышается. Исходя из этого многие учёные предсказывают «тепловую смерть вселенной», которая наступит, когда все процессы во вселенной придут в равновесие. Существует теория и «холодной смерти вселенной».

Мне кажется, что состояние нашего мира аналогично состоянию подброшенного мяча, который под воздействием гравитации стремится вернуться к земле. Так и наш мир стремится вернуться в состояние протоматерии, которая обладает либо бесконечной энтропией, либо отсутствием энтропии. В реальности этого не происходит, потому что наш мир постоянно получает энергию в виде света Всевышнего через духовную субстанцию. Этот вывод полностью совпадает с мнением великих хасидских учителей, которые писали, что, если Всевышний хоть на мгновение прекратит посылать в мир свет, наш мир исчезнет.

Этому есть и подтверждение в современной физике. Согласно знаменитой формуле Эйнштейна Е = mc2, где Е – это энергия материи, m – масса и с – скорость света. Именно скорость света определяет количество энергии в единице материи.

«И сказал Господь: «Да будет свет», и возник свет. И увидел Бог, что свет хорош, и отделил Бог свет от тьмы.» Заметим, что Бог сказал, но не сделал и не сотворил свет. Объяснение будет дано ниже. Далее заметим, что впервые в Торе вводится понятие «хорош – хорошо» именно в связи со светом, а не в связи с землёй или с небесами. Мне кажется, что тем самым Всевышний дал нам очень важное понятие, что хорошо только то, что связано с божественным светом, и, соответственно, плохо то, что связано с его отсутствием. Тем самым уже в первый день Творения Бог дал нашему миру фундаментальное свойство дуальности, выражающееся в понятиях «свет и тьма», «хорошо и плохо». Из физики мы знаем, что дуальность является базовым свойством материи. Все элементарные частицы обладают свойством корпускулярно-волнового дуализма, то есть ведут себя одновременно и как частица, и как волна.

«И отделил Господь свет от тьмы.» Из этого следует, что существовал некоторый промежуток времени, в течение которого свет и тьма были перемешаны. Из приложения 1 ясно, что в течение 380 тысяч лет фотоны света не могли пробиться через очень плотную массу элементарных частиц (тьму), и только по прошествии этого времени, когда из материи образовались первые атомы, свет пробился. Сегодня мы видим следы этого первого света, измеряя космическое микроволновое излучение.

Почему Господь сказал, но не сделал и не сотворил свет? Свет является уникальным физическим объектом. Первое, скорость света является максимальной скоростью нашего мира, ничто не может её превысить. Второе, скорость движения любого объекта зависит от скорости и направления движения наблюдателя, и только скорость света является абсолютной и не зависит от скорости движения наблюдателя. Третье, при движении со скоростью света время останавливается. Четвёртое, масса тела, скорость которого приближается к скорости света, стремится к бесконечности. Всё это было теоретически предложена Эйнштейном и блестяще доказано целым рядом экспериментов. Отсюда следует, что свет является граничным атрибутом нашего мира и не был создан или сотворён в нём, а послан в него речением Всевышнего.

День первый. «И сказал Бог: «Да будет свод посреди воды, и будет он разделять между водами. И сделал Бог свод, который отделил воду под сводом от воды над сводом, и стало так.»
Из физики мы не знаем о существовании какого-либо свода во Вселенной. По моему мнению, Бог создал свод для отделения нашего мира от духовных миров, так как в первый день наш мир был ещё соединён с духовными мирами. Этот свод отделил духовную субстанцию нашего мира от духовной субстанции высших миров. Господь не сказал, что свод хорош. Раши объясняет это тем, что работа во второй день не была завершена. По моему мнению, Бог каждый день делал цельную часть работы и ничего на другой день не оставлял. Я считаю, что Господь не сказал, что свод хорош, так как это была временная мера. В будущем, когда наступит Мир Грядущий, свод будет убран и наш мир объединится с высшими мирами.

День второй. «И сказал Бог: «Да соберутся воды, которые под небом, в одно место, и появится суша, и стало так.»
Если считать правильным утверждение, что вода подразумевает духовную субстанцию, и иметь в виду, что к этому моменту первичные блоки материи – атомы – уже появились, то одним из объяснений данного явления может быть, что духовная субстанция из хаотичного состояния перешла в упорядоченную духовную составляющую каждого элемента материи.
Таким образом, в первые два с половиной дня Творения были сотворены духовные миры, время, материя, пространство, дан свет, дано свойство дуальности, наш мир был отделён от духовных миров и духовная субстанция нашего материального мира заняла своё упорядоченное состояние в каждом мельчайшем блоке материи. Мир был готов к дальнейшей эволюции и к появлению в нём растений, животных и венца творения – человека.

Согласно Рамбану (и я с этим тоже согласен), слово «земля», встречающееся в описании первых трёх дней Творения, в скрытом смысле Торы употребляется как материя, а не как планета Земля. Возникает вопрос: в какой день Творения возникла планета Земля? Тора прямо об этом не говорит. Из космологии эволюции Вселенной мы знаем, что, когда Вселенная в результате расширения остыла до определённой температуры, в результате неравномерного распределения вещества в пространстве возникли звёзды, в основном состоящие из водорода и гелия. В дальнейшем в недрах звёзд были синтезированы остальные элементы периодической системы Менделеева. При взрыве звезды эти элементы выбрасывались в пространство, и впоследствии из них возникали планеты. То есть факт возникновения планет после звёзд является бесспорным и очевидным. Обратимся к дню четвёртому: «И сделал Бог два больших светила: большое светило, чтобы управлять днём, и меньшее светило, чтобы управлять ночью.» Здесь имеются в виду Солнце и Луна. Мы знаем, что Солнце – это звезда, а Луна – это планета-спутник. Тем самым Тора показывает, что на четвёртый день пришло время образования планет. Мы знаем, что планета Земля образовалась после Солнца, а Луна образовалась после Земли. Таким образом, из стиха Торы становится ясным, что планета Земля была образована на четвёртый день Творения.

Однако здесь возникает противоречие – в третий день Творения в Торе написано: «И сказал Бог: «да произведёт земля растения». Травы семенные и плодовые деревья, дающие плоды своего вида, с семенами в них – чтобы были они на земле.» Однако в дальнейшем мы читаем: «Никакого кустарника ещё не было на земле, и никакие травы ещё не пробились…» Раши комментирует этот факт следующим образом: в третий день Творения ростки растений и трав появились в земле, однако не взошли, а взошли они позже. Также Раши говорит, что стих: «Вот история неба и земли, когда они были сотворены, в день, когда Бог Всесильный завершил небо и землю», — подтверждает факт, что всё было создано в первый день. Можно согласиться с тем, что в первый день Всевышний замыслил всё Творение, однако Тора разворачивает Творение во времени в течение шести дней, и в ней приведена строгая последовательность событий.

Возникает вопрос: если мы принимаем положение о том, что планета Земля была создана в четвёртый день, то как она могла произвести растения в день третий? Мне представляется, что перед тем, как создавать живые организмы, Всевышний должен был создать «строительный материал». Таким «строительным материалом», общим для всех живых организмов и растений, является клетка. Клетка – это мельчайший блок всех живых организмов, способный к саморазмножению и несущий в себе генетический материал, определяющий природу живого организма. Обратимся к стиху Торы: «Травы семенные и плодовые деревья, дающие плоды своего вида, с семенами в них – чтобы были они на земле.» Семена несут в себе клетки живого организма с заложенной в них генетической информацией. По моему мнению, скрытый смысл здесь состоит в том, что в третий день Творения Всевышний создал клетку – мельчайший строительный блок всех живых организмов, из которой впоследствии были созданы растения, рыбы, рептилии, птицы и человек.

В Торе говорится, что всё создано из воды, земли, воздуха и огня. Здесь мы тоже видим намёк – наукой установлено, что вся жизнь на земле базируется на 26 химических элементах, однако 95% этой жизни построено только на 6 элементах: углерод, водород, азот, кислород, фосфор и сера. Эти 6 элементов формируют практически всю жизнь на земле, в то время как остальные элементы находятся в очень малом количестве. Воздух – это источник азота и кислорода, вода – источник водорда и кислорода, огонь – источник углерода и кислорода, земля как материя привносит фосфор, серу и остальные элементы.

Из вышесказанного следует, что если планета Земля была образована в день четвёртый, а клетка создана в день третий, то, следовательно, она была создана не на планете Земля. Гипотеза возникновения органических форм жизни вне Земли сегодня является одной из основных теорий возникновения жизни на Земле. Согласно этой теории, первые клетки были доставлены на землю метеоритами. Существует огромный объём научного материала, подтверждающего эту теорию, однако привести его здесь не представляется возможным.
Приведём некоторые данные. В августе 2011 года NASA объявила, что изучение метеоритов, найденных на Земле, показало, что ДНК и РНК, которые являются базовыми элементами жизни, содержащими генетическую информацию, могли образоваться в космосе. В октябре 2011 учёные обнаружили, что космическая пыль содержит комплексные органические молекулы. В августе 2012 комплексные молекулы сахара были обнаружены в системе дальних звёзд, и так далее.

Завершая данную статью, хотелось бы высказать некоторые обобщающие мысли: во второй половине XX-го и в начале XXI-го века, к сожалению, в науке появилась тенденция отрицания Творения. Даже сталкиваясь с неопроверживыми доказательствами существования Творца, учёные пытаются объяснить физические явления чем угодно, но только не актом творения. Предупреждение таким учёным Тора даёт в рассказе о строителях Вавилонской башни. Люди, которые строили вавилонскую башню, возомнили о том, что их знаний достаточно, чтобы управлять вселенной без Творца. Что с ними случилось в дальнейшем, мы знаем.

Заключение: человечество идёт вперёд, и наши научные знания будут непрерывно возрастать, однако две вещи, по моему мнению, всегда останутся неизменными. Первое – Творец никогда не откроет людям окончательную тайну Творения и Бытия. Второе — поскольку наука изучает законы нашего мира, данные ему Творцом, правильные научные выводы никогда не могут противоречить главной книге нашего мира – Торе.

Вышеприведённый комментарий является частным мнением, размышлением и не претендует на абсолютную истину.

Автор: Эдуард Шифрин