Рай для народов мира

рай

Как попасть в рай?  Интересно, задается ли сегодня кто-нибудь этим старомодным вопросом?

Может быть, в наше время изменились формулировки и вместо «попасть в рай» следует говорить «жить в мире с самим собой»?.. Слова сути дела не меняют. Странное чувство, неясное желание какой-то иной жизни, чище, лучше — заставляет видеть в окружающем вихре соблазнов и удовольствий пустоту, толкает на поиски «непонятного», душевной гармонии, смысла жизни, четкого понимания разницы между добром и злом.

РАЙ ДЛЯ НАРОДОВ МИРА

Протестантский пастор Уэнделл Джонс (Vendyl Jones) из США много лет посвятил исследованиям раннего христианства и в результате пришел к решению порвать с христианской религией. Он объяснил этот поступок своей общине, и оказалось, что в своих сомнениях он не одинок — вся его паства была готова последовать за ним по пути духовных исканий. Вначале он приехал в Израиль, чтобы пройти гиюр и стать евреем. Но иудаизм, в отличие от других религий, не заинтересован в прозелитах. Каждому изъявившему желание перейти в еврейство раввины объясняют, что на еврее лежит огромная ответственность по исполнению заповедей, в то время как нееврею достаточно исполнять всего семь «заповедей потомков Ноаха», а именно:

Вершить правосудие — обязанность установить суды, которые будут судить по справедливости
Запрет Б-гохульства
Запрет идолопоклонства
Запрет убийства
Запрет прелюбодеяния
Запрет воровства
Запрет употребления в пищу плоти, отрезанной от живого животного.

Эти семь являются основными, из каждой вытекает несколько дочерних и, в конечном счете заповедей оказывается около тридцати.

Маймонид пишет:

«Каждый, кто признавая Семь заповедей старается их выполнять, относится к праведникам из других народов и имеет долю в Грядущем мире. Такой человек выполняет заповеди потому, что Б-г их включил в Тору, объявив через нашего учителя Моисея, что они даны также и потомкам Ноаха (Ноя, — прим. ред.). В противном случае, даже если человек будет их исполнять, его нельзя считать ни пришельцем (на иврите “гер тошав”, — прим. ред.), ни праведником из других народов, ни даже мудрецом. Ибо даже если он мудрец, ему не дано достичь совершенства, потому что он поступает так не по Б-жественному поручению» (Мишне Тора).

Узнав об этом, Уондел Джонс принял новое решение — вернулся в Америку и стал пропагандировать свои взгляды: читал лекции, публиковал статьи и даже написал книгу.

Оказалось, что подобные проблемы возникали у многих христиан: люди с интересом прислушивались к его словам и соглашались с ними. Как тут не вспомнить пророка Амоса: «Вот, наступают дни, — говорит Б-г Всесильный, — и Я пошлю голод на землю. Изголодаются не по хлебу, не воды возжаждут, а будет то жажда услышать слово Б-га».

РАВВИНЫ ДЛЯ НАРОДОВ МИРА — ЗА И ПРОТИВ

Несколько лет тому назад в Израиль приехали трое туристов. Не отдыхать и не на экскурсию, а желая посетить самых уважаемых раввинов и проконсультироваться с ними по вопросу соблюдения семи мицвот бней Ноах (заповедей потомков Ноя). Эти люди — др. Джекоб Тавор, г-н Дэвид Дэвис и г-н Джон Сандерс приехали в качестве официальных представителей нового движения — ноахитов, с каждым днем набирающего в свои ряды все больше последователей, для встречи с крупнейшими раввинами, в том числе с главным раввином Израиля Мордехаем Элияhу.

Тут я не могу не вспомнить, как около двадцати лет тому назад Любавичский ребе выступил перед своими хасидами с традиционной речью, в которой упомянул о важности распространения среди представителей разных народов знания о заповедях, данных потомкам Ноаха. Это заявление было настолько новым и необычным, что хасиды, привыкшие на лету подхватывать инициативы своего духовного лидера, немного оторопели. Все привыкли к тому, что Ребе, не обращая внимания на очень резкую критику со стороны многих знатоков Торы, выдвигает все новые и новые программы, подчиненные одной задаче — объединить еврейский народ ради соблюдения заповедей и приближения мессианской эпохи. Сегодня почти никто уже и не помнит того шквала обвинений, который вызывал каждый такой проект. Напротив, многое из того, что подвергалось критике как неправильное, взято теперь на вооружение самими бывшими противниками — без упоминания имени инициатора, естественно, но все-таки.

ШУЛХАН АРУХ ДЛЯ НАРОДОВ МИРА

Прошло совсем немного лет — и вот уже в Техасе состоялся первый международный конгресс «Объединения сыновей Ноаха». Для участия в нем были приглашены раввины, встреченные необыкновенно тепло. Крупнейшие знатоки Торы в Израиле одобрили этот контакт, сказав: «Они просят нас указать им путь к истине, и мы не имеем никакого права скрывать ее от них».

Это мероприятие не было чистой формальностью. Собравшиеся обсуждали проблемы, с которыми столкнулись участники нового движения. «Мы оставили церковь с установившимися в ней порядками. У нас были молитвы, праздники, день отдыха, ритуалы. Теперь же мы остались без всего этого, только с одной верой в душе. Как нам молиться? Как и в какой день недели нам устраивать день отдыха?
Ведь по еврейским законам, неевреям запрещено отмечать субботу, воскресенье — это день отдыха христиан, а пятница — день отдыха мусульман? Какими обрядами должен освящаться брак? Имеет ли сам институт брака к нам отношение? Насколько скромно мы должны одеваться? И вообще, для того чтобы точно выполнять возложенные на нас заповеди, нам нужна книга, подобная вашему “Шулхан Арух”».

В завершение конгресса все присутствующие подписали «Декларацию и ответ ассоциации Потомков Ноаха» в адрес главного раввина Израиля р. Мордехая Элияhу.

Вот примерный перевод ее текста:

Мы, Потомки Ноя, собрались с тем, чтобы выразить свою благодарность раввинату Израиля за предоставленные нам поддержку и помощь в возрождении к жизни наших древних традиций, за передачу нам знания об обязанностях, правах и ответственности, возложенной на неевреев, в соответствии с тем, как это записано в Священном Писании.

Мы с благодарностью склоняемся перед Б-гом неба и земли, Создателем миров, Отцом Небесным всего человечества.

Мы веруем полной верой в Единого Б-га, Который заключил союз с праотцем всего человечества, Ноем, и дал семь заповедей всем народам. Заповеди эти даны для того, чтобы все человечество поступало так, как угодно Б-гу.

Мы желаем тщательно исследовать, изучить, понять и исполнять эти семь Заповедей.

Мы верим в то, что Тора, то есть Пятикнижие Моисеево, была дана Б-гом Моисею на горе Синай.

Мы принимаем на себя все, сказанное и заповеданное Моисеем и другими пророками.

Мы понимаем, что Святой, благословен Он, выделил народ Израиля из всех народов мира, и так как Б-г дал вам Свое святое слово, мы признаем ваш авторитет и просим обучить нас знанию воли Всевышнего по отношению к нашим поступкам и образу жизни.

Автор: Сима КОРЕЦ (Израиль)

ИСТОЧНИК