Пуримское чудо

События, которые мы вспоминаем на праздник Пурим, являются великим чудом, не похожим на чудеса, произошедшие во времена Моше, Иеошуа и других пророков. Тогда, во времена Моше и других пророков по воле Всевышнего происходили явные, видимые и сверхъестественные чудеса.

Во времена Пуримских событий избавление еврейского народа происходило в полном соответствии законам природы. Тогда не происходило никаких сверхъестественных чудес, видимых невооруженным глазом, необъяснимых с точки зрения законов природы. Во времена Моше и других пророков возвышенность происходивших чудес была очевидна – весь народ Израиля четко видел и ощущал Б-жественные чудеса, неоднократно воочию убеждался в могуществе Творца, признавая непоколебимую силу и святое присутствие Всевышнего, благословенно Его Имя, управляющего Вселенной и ведущего за собой еврейский народ. Однако во времена Пурима, когда народ Израиля находился в галуте, в состоянии подчинения царю Ахашверошу, чудеса Творца не проявлялись явно, не были видны невооруженным глазом. Такое положение вещей может ввести нас в заблуждение и заставить расценивать все Пуримские события исключительно в качестве простого стечения обстоятельств: царь рассердился на царицу Вашти, изгнал ее из дворца, взял в жены новую царицу, случайно оказавшуюся еврейкой, которая по мудрости своей сумела доказать царю зломыслие Амана и тем самым разрушить его козни…

На самом же деле пуримское чудо намного значительнее чудес, свершившихся во времена пророков. Пуримское чудо доказывает вновь и вновь, что Всевышний, благословенно Его Имя, оберегает Свой народ даже во время галутной летаргии, когда все происходящие события ощущаются якобы вполне естественными и управляемыми, соответствующие законам и силам природы. Однако если приоткрыть туманную завесу изгнания, рассеять тьму галута, можно понять и осознать, как по личному провидению Всевышнего происходит чудесное избавление еврейского народа. Оглядываясь назад, к началу пуримских событий, с высоты их финального триумфа, мы видим, что с самого начала все было готово к тому, чтобы привести народ Израиля к Чуду Пурима.

Наши мудрецы, благословенна их память, говорят (Вавилонский Талмуд, трактат «Хулин» 139), что в самом имени царицы Эстер (именно в имени Эстер, а не в исконном еврейском имени Адаса), в честь которого назван Свиток Эстер, заложен замысел и смысл чуда, суть положения, сложившегося во времена Эстер. «Где в Торе мы находим упоминание об Эстер?» спрашивают мудрецы; а если придать этому вопросу более глубокий смысл, «Каким образом Тора говорит о чуде Пурима?». Обратившись к Книге Дварим (31:18), найдем: «А Я совершенно сокрою (на иврите «Астир») лицо Мое в тот день…». Всевышний предупреждает нас, что настанет день, когда из-за недостойного поведения народа Израиля Он сокроет от нас свое лицо, но несмотря на это, добавляет: «Я буду присутствовать в тот день…» (иными словами, Я буду незримо находиться среди вас в том состоянии, в котором вы окажетесь). Как сказано в Книге «Ваикра» (26:44): «Но и при всем этом, когда они будут в земле врагов своих, не презрю Я их и не возгнушаюсь ими до того, чтоб истребить их…». В этом и заключается величие чуда – несмотря на то, что природа продолжает свой естественный путь, вместе с тем, в тот самый день, совершенно естественным образом (по личному провидению Всевышнего) все происходит во имя спасения еврейского народа от наветов злодея Амана.

Наши мудрецы, благословенна их память, таким образом указывают на чудо: «В ту ночь не спалось царю…» (Свиток Эстер, 6:1). Простой смысл этого описания заключается в том, что у царя Ахашвероша была обычная бессонница, однако Мидраш видит в этом высказывании более глубокий смысл. Исходя из этого смысла, речь идет о Царе Вселенной, который среди ночной тьмы галута не мог сомкнуть глаз, думая о спасении народа Израиля.

Чудо Пурима указывает нам на то, что Всевышний управляет всей Вселенной, в том числе – природой и мельчайшими ее частицами, и что все происходящее осуществляется Творцом с четким намерением, даже если это происходящее кажется нам абсолютно обычным, порой угрюмым и серым, проявлением природы.

Это указание мы проносим через все заповеди праздника Пурим: чтение и изучение Свитка Эстер, посылки яств друг другу, подношения бедным, праздничная трапеза с обильным возлиянием вина. В Талмуде сказано: «Человек обязан опьянеть в Пурим до такой степени, чтобы не отличать „проклят Аман!“ от „благословен Мордехай!“». Безграничная радость и веселье.

Вспоминая историю пуримского чуда, каждый может уяснить для себя четкую мысль. Если человек полон святой веры в Создателя Вселенной, если он безоговорочно верит в то, что все происходящее в мире управляется Всевышним вплоть до отдельно взятого индивида, такой человек может с полной уверенностью безраздельно полагаться на Творца и быть уверенным в том, что пути Его ведут к добру. И даже если начало событий кажется нам совершенно непонятным, веря и уповая на Всевышнего, в конце концов мы удостоимся того, что всегда и во всем будем убеждаться на личном примере, что «всё – к лучшему».

Автор: раввин Мойше Вайнер