Принципы веры

principyКак неоднократно подчеркивается в традиционных еврейских источниках, в основе всех религиозных практик и любых подходов служения Б-гу лежит вера. Как разъясняется в Каббале, вера есть высшая сила души, выходящая за пределы рационального разума, и превосходящая возможности человеческого понимания.

Несмотря на то, что одной из важнейших заповедей потомков Ноаха является запрет поклоняться иным богам, остается вопрос, обязаны ли потомки Ноаха верить в Б-га. Этот вопрос может показаться странным – кто, в самом деле, согласиться взять на себе обязательство следовать Б-жественному закону, если при этом он не верит в Б-га? Однако нам станет понятнее, о чем идет речь, если мы вспомним, что в жизни возникает множество ситуаций, когда, и утратив веру в Бога, человек, тем не менее, продолжает исполнять заповеди Торы, отложив мировоззренческие вопросы до лучших времен.

Кроме того, не секрет, что немало людей исполняют религиозные предписания в силу самых разных причин, не имеющих прямого отношения к вере в Бога. Одни поступают так в силу привычки (поскольку их с детства воспитывали исполнять соответствующие ритуалы), другие – придерживаясь коллективных культурных ценностей (если они предписываются соответствующим обществом), а третьи, просто, чтобы избежать общественного давления (родители не поймут, и т.д.). Во всех этих случаях человек может совершенно не верить в Б-га, и в то, что Он повелел нам поступать так или иначе.

В настоящее время подлинных «ноахидов» в мире совсем немного, поэтому трудно поверить, что внешние факторы могут существенно влиять на их готовность соблюдать законы потомков Ноаха. Однако, как предрекают наши пророки, со временем их численность будет расти, придет второе, третье поколение ноахидов, которые будут принадлежать к крупным общинам или даже целым культурам, и их следование этим законом будет общепринятой нормой. И тогда вопрос о необходимости веры в Б-га неизбежно обретет актуальность.

Тринадцать принципов еврейской веры

Разумеется, говорить о вере в Б-га достаточно сложно. В самом деле, что подразумевает вера в Б-га? Где в Торе можно найти изложение основных постулатов веры? И, наконец, должны ли евреи и неевреи верить в одно и тоже?

Хотя вера относится к области надсознания, а потому крайне трудно передается переводу в стройную систему логичных принципов, уже, примерно, 850 лет назад Маймонид [1], величайший знаток Торы, еврейского закона и философии – составил список из тринадцати основных постулатов еврейской веры.

Вот эти принципы:

  1. Верую полной верой, что Творец (благословенно Имя Его) – создатель и правитель всех творений, что Он Один совершал, совершает и будет совершать все деяния.

  2. Верую полной верой, что Творец (благословенно Имя Его) един, что нет единства, подобного (единству) Его – ни в каком отношении, и что Он Один Б-г наш – был, есть и будет.

  3. Верую полной верой, что Творец (благословенно Имя Его) бестелесен, что Его не определяют телесные свойства, и что Ему нет вообще никакого подобия.

  4. Верую полной верой, что Творец (благословенно Имя Его) – Он первый, и Он последний.

  5. Верую полной верой, что одному только Творцу (благословенно Имя Его) следует молиться и что никому, кроме Него, не следует молиться.

  6. Верую полной верой, что все слова пророков истинны.

  7. Верую полной верой, что пророчество Моше, учителя нашего (да пребудет он в мире) было истинно, и что он был отцом пророков, предшествовавших ему и последовавших за ним.

  8. Верую полной верой, что вся Тора, находящаяся ныне в руках наших, – это (Тора), данная учителю нашему Моше (да пребудет он в мире).

  9. Верую полной верой, что Тора эта не будет заменена и что не будет другой Торы от Творца (благословенно Имя Его).

  10. Верую полной верой, что Творец (благословенно Имя Его) знает все людские деяния и все помыслы их, как сказано: “(Он) Тот, который создал все сердца их, постигающий все деяния их”.

  11. Верую полной верой, что Творец (благословенно Имя Его) воздает добром соблюдающим заповеди Его и карает преступающих Его заповеди.

  12. Верую полной верой в пришествие Машиаха и, несмотря на то, что он медлит, каждый день надеюсь, что он придет [сегодня].

  13. Верую полной верой, что произойдет воскрешение из мертвых в то время, когда будет на то воля Творца (да благословится Имя его и да превозносима будет память о Нем всегда и во веки веков).

По мнению некоторых, более поздних авторитетов, 13 принципов Маймонида можно свести к трем более общим принципам:

  1. Вера в существование единого и единственного Б-га, из которой вытекают принципы 1-5.

  2. Вера в истинность и вечность Торы как проявления Б-жественной воли, из которой вытекают принципы 6-9.

  3. Вера в воздаяние (награду и наказание) за совершенные поступки, из которой вытекают принципы 10-13.

Разумеется, эти три принципа являются ничем иным, как разработкой и развитием приведенной в Торе декларации единства Творца: «Слушай, Израиль, Г-сподь, Б-г наш, Г-сподь один».

Числа Завета

Таким образом, мы видим, что наиболее фундаментальный принцип веры – вера в Единого Бога – разделяется на три постулата, которые, в свою очередь, разделяются на тринадцать принципов, перечисленных Маймонидом. Эта числовая прогрессия 1-3-13 являются частью мистического ряда чисел, принятого в Устном предании в отношении понятия «Завет», как он понимается в письменной Торе. По этой причине числа, входящие в эту прогрессию, называются «числами завета».

Самым древним источником, где упоминаются числа завета, является Мишна, гласящая: «Велико обрезание, ибо с ним связано тринадцать заветов». Комментаторы Талмуда объясняют, что речь идет о тринадцати упоминаниях слова «завет» (в различных грамматических формах) в главе, рассказывающей, как Б-г дал Аврааму, заповедь обрезания.

«Величие» обрезания, о котором говорит Мишна – это не только «количественная», но и качественная характеристика. Мишна обращает здесь наше внимание, что слово «завет» упоминается в соответствующем отрывке гораздо чаше, чем в других местах, где Тора рассказывает о заключении различных заветах. Так, уже Талмуд обращает наше внимание на то, что в главе об обрезании (и связанном с ней завете, заключенном между Всевышним и Авраамом) слово завет упоминается тринадцать раз, в то время, как при описании заключения заветов, заключенных между Всевышним и евреями при даровании Торы – всего лишь трижды. А если вспомнить, что при описании заключения завета, в рамках которого Б-г обещает Аврааму даровать ему и его потомкам страну Кнаан, как сказано, «В этот день заключил Господь с Аврамом союз, сказав: потомству твоему Я отдал землю эту, от реки Египетской до реки великой, реки Прат», слово «завет» упоминается единожды, то получим все составляющие ряда – 1,3, 13. И поймем, почему эти числа называются «числами завета».

Однако, прежде чем заключить два завета с Авраамом (относительно страны Кнаан и обрезания), и с еврейским народом (во время дарования Торы), Всевышний заключает завет с Ноахом. И, в частности, обещает, что больше не станет наводить на землю потоп, чтобы уничтожить согрешившее человечество. В соответствующем отрывке слово «завет», в различных грамматических формах, используется семь раз. Таким образом, прогрессия чисел завета в полном виде выглядит так: 1, 3, 7, 13.

Нельзя не заметить, что семь «заветов» в отрывке, описывающем завет Всевышнего с Ноахом, соответствуют семи заповедям потомков Ноаха, а так же семи цветам радуги, которая служит символом завета между Богом и Ноахом.

Итак, «числа завета» – это 1, 3, 7 и 13. [Где число 7 соответствует завету с Ноахом и его потомками.] Логично предположить, что и число принципов веры потомков Ноаха будет 7. И действительно, внимательно анализируя тринадцать постулатов Маймонида, мы обнаруживаем, что их можно разделить не только на три, но и на семь основных категорий:

  1. Вера в Б-га – Творца.

  2. Вера в единственность и единство Б-га.

  3. Вера в то, что мы обязаны служить Всевышнему.

  4. Вера в пророчество.

  5. Вера в вечность Торы.

  6. Вера в награду и наказание.

  7. Вера в грядущее счастье всего человечества.

Эти семь постулатов, охватывающих все основные принципы веры «ноахидов», идеально соответствуют семи законам потомков Ноаха, и могут считаться их духовным содержанием. При этом, если шесть из семи заповедей сформулированы как запреты, все семь принципов веры носят позитивный характер. Поэтому изучение законов каждой из этих заповедей параллельно соответствующим принципам веры позволит составить более полное представление о вере и служении, заповедованных потомкам Ноаха.

К примеру, вера в единого Б-га, является обратной стороной запрета поклоняться идолам. И т. д.

В то время как второй постулат запрещает почитать любой объект в качестве божества, третий принцип – человек был сотворен, чтобы поклоняться лишь одному Всевышнему – говорит о заповеди служить Творцу. Согласно Талмуду, слова Писания «Кто обирает отца своего и мать свою и говорит: “Это не грех”, тот сродни грабителю» относятся и к человеку, который не отдает должное Б-гу, как единственному источнику всех благ. Если мы признаем, что Б-г есть единственный источник всякого блага, то обращаться с молитвой мы будем к Нему, и только к Нему. И ни в коем случае не «украдем» у Всевышнего то, что принадлежит Ему по праву – признание, что мы обязаны Ему всем, что имеем, в том числе, и самим своим существованием. Таким образом, этот принцип содержит позитивный аспект запрета воровства. Кроме того, из этого вытекает, что есть насущная необходимость в составлении сборников молитв, благословений, произносимых до и после еды, и т.д. для ноахидов.

Четвертый принцип веры – истинность пророчества – исходит из признания того факта, что человек создан по образу и подобию Божьему, и, благодаря этому, наделен способностью общаться со своим Творцом. Таким образом, этот постулат напоминает о святости человеческой жизни, то есть является позитивным аспектом запрета убийства.

Согласно Талмуду похоть является наиболее опасной силой, отвлекающей людей от изучения Торы. Мудрецы называли ее «духом глупости», который заставляет нас нарушать запреты Торы, соблазняя нас иллюзией, что нарушение этих запретов никак не повлияет на нашу сущностную связь с Творцом. Таким образом, пятый принцип, провозглашающий вечную истинность Торы, чьи предписания охватывают все стороны нашей жизни, и служат основой нашей связи с Всевышним – является внутренним обоснованием запрета прелюбодеяния. Неслучайно в книге Мишлей (Притч), согласно одному из толкований, под добродетельной женщиной, верность мужа которой неизменна, подразумевается Тора.

В основе шестого принципа, о награде и наказании, лежит вера в Б-жественное Провидение, в то, что Б-г знает о каждом нашем шаге. Таким образом, этот принцип соответствует предписанию создать судебную систему, которая призвана служить своего рода инструментом воплощения Б-жественного Провидения и правосудия.

Образ голубя, которого Ноах выпустил из ковчега, а так же радуга, знак завета между Ноахом и Всевышним, служат универсальными символами мира и всеобщего братства, о которых мечтает все человечество. По мнению Маймонида, в дополнение к шести предписаниям, полученных ещё Адамом, Ноаху была дана еще одна заповедь – запрет есть плоть еще живого животного. Последний из семи принципов, вера в грядущее счастье всего человечества, служит духовным обоснованием этого запрета. Хотя это предписание не подразумевает полного отказа от животной пищи, оно накладывает запрет на проявления жестокость и причинение бессмысленных страданий живым существам. А также, предвосхищает общество будущего, когда люди станут жить в гармонии с природой. В Писании Избавление человека неоднократно увязывается с Избавлением животного мира. Как сказано, например, «Правда Твоя, как горы мощные, правосудие Твое – великая бездна. Человека и животное спасаешь Ты, о Б-г». Запрет есть плоть не убитого ещё животного лишний раз укрепляет в нас веру, что всех, кого сотворил Б-г, ожидает лучшее будущее.

Примечания

[1]  В еврейской традиции Маймонид (рабби Моше бен Маймон , 1135-1204) больше известен как Рамбам.

Автор: р. Ицхак Гинзбург
Отрывки из книги «Каббала для народов мира».