Праздники ноахидов

Национальные праздники, связанные с идолопоклонством, конечно же, не должны отмечаться ноахидами. Однако, несомненно разрешено отмечать дни, которые установлены тем или иным государством для восхваления и благодарения Одного Истинного Б-га, такие как День благодарения и Общенародный день Молитвы, и такие обязательные дни для выражения почтения родителям как День Матери и День Отца, или национальные дни милосердия. Также празднование светских мероприятий и памятных исторических дат, даже если они связаны с праздничной трапезой, допустимо для потомков Ноаха [например, День Независимости вашей страны (в США празднуется 4 июля)].

С другой стороны, допустимость соблюдения ноахидом какого-либо из аспектов Еврейского священного дня или празднования события, не связанного с Торой, необходимо рассматривать в каждом конкретном случае. Критерии того, что допустимо, разъясняются в главе «О запрете создания новой религии и новых заповедей» книги «Божественный кодекс» Рабби Моше Вейнера из Иерусалима (стp. 66-67):

«Если нееврей воздерживается от будничных дел и устанавливает для себя Шаббат, даже в будничный день, он отвечает [за создание новой религии или новой заповеди]. Также это относится к тем, кто устанавливает для себя «святой день», который аналогичен еврейским святым дням и Шаббату, и является религиозным праздником (т.е. «святым» днем, во время которого человеку нельзя работать), так как он создает для себя новую религию.

Запрещено не только принимать на себя Шаббат, но даже просто выделять специальный день для соблюдения конкретного религиозного обряда, такого как установление специального времени для принятия особой пищи в качестве заповеди (например, есть пресный хлеб в Песах) или соблюдать пост в особый день (например, в Йом-Кипур) и т.д. Даже если он не выделил такой специальный день как Шаббат или другой праздник (т.е. для того, чтобы не работать), это считается созданием праздника и религии в его понимании.

Однако разрешено устанавливать день для отдыха от работы, не для празднования, а для перерыва в работе, что не будет считаться созданием религиозного правила в его понимании…

Но если нееврей хочет есть пресный хлеб или сидеть в сукке для удовольствия (т.е. ему просто нравится есть пресный хлеб или укрыться в тени сукки в жаркий день), это разрешено, даже в еврейские праздники, ведь он не намерен соблюдать заповеди, данные евреям, а просто делает так, потому что ему так нравится, и он не выделяет для себя праздничный день».

В целом, соблюдающие ноахиды могут (но не обязаны) отмечать Еврейские даты, которые так или иначе связаны с народами мира и общими духовными задачами, поставленными перед ними Б-гом. Существуют еврейские праздники, к которым ноахиды имеют отношение и могут праздновать эти особые дни (например, с молитвами и изучением конкретных разделов Торы). Например, Рош Ашана (ежегодный день Суда для всего человечества) и Суккот (период, когда выносится решение для каждого народа о ежегодном количестве осадков, необходимом для урожая и который характеризуется темами единства и радости).

Поскольку ноахидам рекомендуется провозглашать величие Б-га (так же как Авраам, который сообщал людям о существовании Б-га), то показ Ханукального светильника (без благословения) – один из способов выполнения этой рекомендации и напоминание людям о чудесах, которые совершает Б-г. Практическая польза этого действия заключается в улучшении мира через раскрытие всевластия Вс-могущего и его прямого удивительного влияния на мировые события.

Но необходимо осознавать, что эти дни не должны праздноваться ноахидами так же, как это предписано евреям. Например, ноахиды не должны прекращать свои рутинные дела в еврейские праздники и в Шаббат и не должны соблюдать заповеди, данные евреям, которые связаны только с религией и не имеют практической пользы для ноахидов (например, заповедь четырех растений в Суккот или пост в Йом-Кипур).

Еврейские праздники Шмини Ацерет/Симхат Тора, Йом-Кипур, Пурим и Шавуот почти не имеют практической пользы для ноахидов и могут лишь служить напоминанием об общих постоянно значимых принципах Торы.

Автор: д-р раввин Михаэль Шульман

Источник: noahideacademy.org