Послание к Песаху – празднику нашего Освобождения

Песах называется «праздником нашей свободы» – моментом, когда мы вышли из рабства на свободу.

«Рабство» означает в первую очередь рабство духовное – подчинение чуждым идолам, подчинение материальное – когда раб находится в кабале у своего рабовладельца. «В начале идолопоклонниками были отцы наши, а теперь Всевышний нас приблизил, чтобы мы ему служили» и «мы были рабами фараона в Египте» (Пасхальная Агада) – это два аспекта свободы, которые мы отмечаем в пасхальную ночь.

Человек не является абсолютно свободным, даже если он не порабощен физически [закрепощен чем-то], но свобода возможна лишь при условии, что он не испытывает никакого духовного порабощения – порабощения души чуждыми идолами. Как сказано (в Поучении праотцов): «по-настоящему свободен тот, кто занимается Торой». Это означает, что для того, чтобы человек был свободен от всех забот этого мира, он должен прилепиться к тому, что выше мира, – Всевышнему, и это называется “занятие Торой”.

Благодаря занятию человека благословенной Б-жественностью он поднимается полностью над миром, и тогда он становится свободным человеком. Он связан с истиной. Но тот, кто не связан с Б-гом и с этой истиной, но только привязан к естественным мирским понятиям, он вообще не является свободным человеком.

Это цель Исхода из Египта – прийти к дарованию Торы – когда первые слова, обращенные к Израилю, были – “Я (Анохи) Ãвайе, Б-г твой, Который вывел тебя из Египта”. Это изречение вечно. Реальность «Я Ãвайе, Б-г твой» является тем, что вывело нас из Египта (мицраим, означающего в переводе страдания и границы), то есть любое ограничение человека в делах этого мира приводит к тому, что делает его несвободным. Но «Анохи» в момент дарования Торы вывел тебя из этого Мицраима. И это мы празднуем в пасхальную ночь, что мы выходим на свободу от материального рабства фараона и от порабощения духовного идолам и им подобным.

Быть свободными, связанными лишь со Святым Благословенным Б-гом. Это истинный посыл всей Торы – Исход из Мицраима и получение Торы – есть только один Б-г, управляющий всем, и нет никого кроме Него. Кто придерживается этой веры и устанавливает нормы своей жизни в соответствии с этим правилом, тот истинно свободный человек.

Как отмечать Песах ноахиду?

Ноахиду разрешено есть мацу в ночь седера и воздерживаться от хомеца на протяжении всего праздника. Это не соблюдение того, что заповедано Торой для народов мира, так как это заповедано Торой для евреев. Однако народы мира тоже могут есть мацу в Песах и не есть хамец, чтобы отметить праздник, но для них это не является “соблюдением”.

Примечания

Маца – на иврите “мацот”,  означает в буквальном переводе «выжатое» или «лишенное влаги». Этим словом именуются лепешки, изготовленные из незаквашенного теста, являющиеся для верующих евреев единственным видом хлеба, разрешенного к употреблению в течение праздника Пейсах.

Седер – это особо установленный порядок действий, чтения молитв, еды и питья за праздничным столом.

Хомец продукты из пяти видов злаков: пшеницы, овса, ржи, ячменя или полбы пришедших в соприкосновение с водой и дошедших хотя бы до начального процесса брожения, а также любая еда, содержащая заквашенное зерно: квас, пиво и тд.

Автор: раввин Мойше Вайнер
Перевод: Адасса Кочубиевская