Понимание Каббалистической / Хасидской медитации

Каббала-медитацияХасидская медитация-это использование ума посредством изучения Хасидского учения “Хасидус”, чтобы служить Б-гу и принести Его в откровении в мир за счет унификации [представлений человека о нем], зная Его по его делам, и любя его посредством интеллектуального понимания его величия. Чтобы объяснить природу этого типа медитации, называемой Хисбонинос на иврите, как это работает и что это такое, мы будем размышлять: Хасидская медитация в общем — это процесс понимания предмета, идеи, озарение и др. Однако, в частности, это процесс осмысления предмета [подробно и правдиво]. Предметом в нашем случае является Б-жественный атрибут Мудрости, называемый Хохма на иврите — который имеет аналогию в человеческих понятиях как вспышка Божественного озарения, которое раскрывается в уме человека.

Чтобы понять подобную аналогию и достичь этой цели через Хасидскую медитацию, мы должны сначала понять различные уровни в пределах человеческого разума, и как они функционируют.

На первый взгляд, не совсем понятно, почему путь принесения истинной любви и страх перед Б-гом в нашем сердце происходит посредством Хасидской медитации, которая более точно является процессом аналитического понимания и интеллектуализации Б-жественного замысла.  Мы говорим о Б-жественном замысле, который входит в сознание человека, когда он входит в него с помощью учителя, либо посредством чтения книги или очерка об учении Хасидизма, либо слушая Хасидские истории и др. На первый взгляд, нам может показаться, что детальное понимание и интеллектуализация находятся на гораздо более низком уровне, чем вспышка Б-жественной мудрости, которая будет исходить — после ее первоначального озарения в разуме человека – через опускание в интеллект человека, чтобы быть понятой в деталях силой Понимания, называемой Бина на иврите. Бина — это способность, которая цепляет вспышку Хохма для того, чтобы изучить и проанализировать её со всех сторон, пока не дойдет до понимания [подробно и правдиво].

Чтобы резюмировать этот вопрос: почему выполнение Хасидской медитации конкретно называется Хисбонинос, корнем слова которого является Бина (Понимание)? Почему Бина считается главным предметом, хотя ее функции на “нижнем” уровне интеллекта человека, а именно, “сухое” понимание конкретной детали в объяснения Б-жественного замысла? Помните, детали замысла [которые признаны и проанализированы] в пределах уровня Бина уже изначально заложены внутри Б-жественного замысла, который является более высоким уровнем Хохма, воспринимаемая вспышка Б-жественной мудрости в рамках Хасидской концепции.

То, что вспыхивает в интеллектуальной способности человека в Хохме, называется Чистой Интеллектуальной Концепцией (на иврите Sechel концепции). Это идея, которая впервые вспыхивает в сознании человека, прежде чем идея облачается в буквы объяснения в словах. Это реальное озарение, которое вызывает в человеке силу Понимания (Бина), чтобы стремиться к тому, чтобы понять детали Чистой Интеллектуальной Концепции (Sechel). Иными словами, предмет, который наконец-то понят в рамках работы Понимания (Бина) — это фактически чистая Sechel концепции. Тем не менее, ограниченное понимание человеком замысла — это явно более низкий уровень, чем чистый Б-жественный замысел сам по себе, так что мы по-прежнему остаемся со следующим вопросом.

Почему так получается, что Б-жественной целью является унифицировать [понимание Б-га человеком] в терминах Бина (Понимание)? Например, это было дано как заповедь для еврейского народа в стихе: “Слушай Израиль, Г-сподь Б-г наш, Г-сподь Един” (Втор. 6:4). Сейчас “слушание” подразумевает понимание, потому что как ухо обладает способностью разделять звуки, чтобы понять речевое сообщение, так же делает и “ухо” сознания, которое обладает способностью Понимания (Бина).Область Бина имеет способность понимать вспышку озарения путем разделения и уточнения сцепленных и сгущенных понятий, содержащихся в первоначальной вспышке идеи. Область Бина достигает этого путем проецирования тонкого понятия на множество конкретных пояснений. Аналогией являлась бы призма, которая анализирует содержимое луча «белого» света, разделив его на множество отдельных цветов, которые содержатся в первозданном луче света.

Чтобы ответить на этот вопрос, вначале нам придется объяснить более подробно три уровня человеческого интеллекта: Хохма /Мудрость, Бина /Понимание и Даас /Знание. Эти три уровня называются в Хасидской философии по их акрониму Ха’Ба’Д, или «Хабад». Следовательно, Хабад Хасидус — это ветвь Хасидского учения, целью которого является достижение этой духовной цели.

1. ХОХМА

Первым озарением капли Божественного Интеллекта в человеческом интеллекте является Хохма (Мудрость) — вспышка осознания, “видение” замысла, которые мы преподаем, и т. д. Наш созданный интеллект вначале воспринимает это как общий принцип, вообще без его облечения в буквальные мысли. Таким образом, Хохма называется уровнем “видения” разума, в том, что вспыхивает в уме без конкретного объяснения. Мы могли бы подумать об этом как об “электрической лампочке”, которая внезапно вспыхивает над головой человека. Примечание: речь идет об основанной на Торе концепции Б-жественного замысла, о том, что человек подвергается — от учителя, из книги, из эссе и др., либо от внезапного осознания человеком — например, воспринимая концепцию впервые, «складывая 2 и 2» из своего предыдущего знания или личного опыта.

Для примера рассмотрим человека, который внезапно видит красивое здание. Он моментально “чувствует” в своем сознании, что здание красивое, но причина его красоты [каким образом множество цветов и форм объединены для того, чтобы радовать глаз] еще не понята, по области нижней Бины разума, которая является ментальной областью, позволяющей выявить и понять причины. Так что хотя он и чувствует красоту здания в своем сознании, он еще не опустил это до уровня буквального объяснения. Поэтому он пока не в состоянии объяснить другому человеку (или себе), почему здание красивое.

2. БИНА

Продолжая приведенный выше пример, человек может затем использовать вторую силу своего разума, называемую Пониманием, или Бина, чтобы понять качество красоты здания со всеми его деталями: идеальное сочетание цветов, изысканные материалы и др. Так что теперь, когда его оригинальное понимание красоты здания осознанно его умом посредством этого объяснения, он сможет объяснить другому человеку причины его позитивных чувств в отношении здания, поскольку объяснение, возникшее в области Бина, может быть обращено вниз, чтобы быть раскрытым посредством речи.

С другой стороны, Хохма находится “выше”, более абстрактно, чем уровень из букв, которые образуют объяснение, так что чистая Хохма сама по себе не может быть выражена речью. Только объяснения или описания могут быть раскрыты человеку или человеком. Теперь этот пример с Хохма и Бина в голове у человека, который видит красивое здание, учит нас, как соответствующие силы работают в иных сферах, к которым человек имеет отношение в окружающем его мире. Хохма и Бина также существуют в мирах “да и нет”, “любовь и страх”, “доброта и строгость” и др. Это примеры миров Эмоций, называемых словом Миддос на иврите, которое означает также “измерения”.  Примечание: согласно Каббале, Хохма склоняется в сторону эмоции Доброты, или на иврите Хесед, а Бина склоняется в сторону эмоции Строгости, или Гевура на иврите.

Пример может быть взят из дела великого Талмудического мудреца Рава. Однажды в дискуссии со своими коллегами, его не могли сдвинуть с его убеждения, хотя его коллеги опровергли его с помощью логического опровержения. Он не отвечал им, но он не изменил своего мнения. Он не мог им ответить, поскольку его правильная концепция была еще на уровне его Хохма — вспышки возвышенного прозрения, которую он был не в состоянии принести вниз на нижний уровень пояснения (Бина). Однако, мудрец Рабба впоследствии имел возможность облечь концепцию Рава в понимание, так что Рабба смог объяснить причину оригинального мнения Рава.

До сих пор мы объясняли области Хохма и Бина в сфере телесности (на примере красивого здания), и в области “измерения”. Например, как в случае с мнением мудреца относительно “измерения”, что является допустимым согласно Божественной заповеди — то есть, должны ли мы относиться к конкретной вещи или действию с ограничением или снисхождением; например, какую часть запрещенного действия должен сделать человек, чтобы нести ответственность с точки зрения Вс-вышнего для наказания судом? Сейчас в целом мы говорим об этих двух областях вместе как об “интеллекте” (Sechel на иврите), так как эта концепция полезна сама по себе. В царстве мирского знания, это может быть приравнено к “чисто академическим” дисциплинам в рамках естественных наук, математике, психологии, философии и др. Но сейчас мы сосредоточены на Б-жественной Мудрости, и понимании ее [концептуально измеряемых характеристик], так что она может быть понята в словах [создана из букв] до такой степени, что можно объяснить ее другому человеку.

3. ДААС

Третьей силой интеллекта является Даас, которая переводится как Знание. Это не отдельно стоящее интеллектуальное знание, но знание, которое возникает посредством личностного соприкосновения или связывания предмета или понятия, которое рассматривается. В иврите используется тот же глагол для обозначения конечной физической привязанности, как и в «Адам познал Еву». Даас — это лишь лицо, ментально соединенное и связанное с объектом понимания, посредством фокусировки на объяснении буквальной мысли. Или это может быть подключение и соединение ума с абстрактным понятием самим по себе, которое находится на более «высоком», более абстрактном, уровне, как это будет объяснено.

Для понимания ментальной области Даас, рассмотрим двух студентов равных интеллектуальных способностей. Один прикладывает и связывает свое сознание с концепцией, которую он услышал от своего учителя. Он, вследствие этого, способен достичь глубокого понимания Б-жественного замысла, поэтому он может говорить по теме и подробно. Второй студент слышал то же учение, и он тоже его понял (!), но он не связал свое сознание с концепцией. Независимо от того, насколько хорошо он понимает это для себя, он не концентрирует свои мысли на данной теме, и поэтому он может дать только более менее поверхностное объяснение кому-либо другому. Это происходит потому, что он не включает область Даас в своем уме. Это можно сделать только при сильной концентрации своего ума на понятии или его объяснении.

Однако, духовный источник Даас, который имеет силу для подключения разума к эмоциям, намного, намного выше, чем Хохма и Бина. На самом деле существуют два уровня Даас: а) Высший уровень Даас и б) Нижний уровень Дааас.

Нижний уровень Даас ниже, чем Хохма и Бина. Это динамика соединения ума человека с объяснением какого-либо предмета, который уже понят в деталях. Например, один человек связывает свое сознание с объяснением красоты предмета, для того, чтобы поглощать и впитывать его красоту для собственных нужд: улучшения, доработки и др. Посредством этой динамики он будет создавать Связи Понимания [в Миддос Бины], которые, в свою очередь, создают результирующие эмоции [например, любовь или страх], как они раскрываются в сердце.

Высший уровень Даас имеет множество уровней, один выше другого. Первый, самый низкий уровень, Высшего Даас — это уровень, на котором возможно объединить Хохма с Биной [Мудрость с Пониманием], т.е. это промежуточное положение между этими двумя силами, выше, чем Бина, и ниже, чем Хохма — словно мост, который соединяет два уровня друг с другом. Во-первых, концепция уже вспыхнула в уме, но она еще не поселилась в сознании , поскольку не была объяснена мысленно. Таким образом, человек связывает свое сознание крепкой связью с концепцией, сосредотачиваясь и концентрируясь на ней. Поскольку у него есть желание облекать концепцию в буквальные мысли, сознание будет пробуждено, чтобы произвести объяснения на уровне Бины.

Таким образом, человек, который использует медитативный процесс Хисбонинос придет к пониманию объяснения Б-жественного замысла настолько хорошо, что он будет в состоянии объяснить это другому человеку, и он также будет проникать с постоянством на уровень его эмоций к Б-гу. Всякий раз, когда он будет возвращаться, чтобы напомнить и медитировать над понятой концепцией, это немедленно пробудит в нем эти духовные эмоции.

Более того, когда он передаст свое объяснение этого понятия другому человеку, его эмоции будут автоматически пробуждены, и они будут сиять в его манере, и это будет способствовать открытию сознания у его “студента”, чтобы получить от него каплю Хохма от Б-жественного замысла.

Источник: пояснение Рабби Хилеля из Парича (?-1864 н.э.) Главы Первой «Шаар ХаЙихуд» — Врата Божественного Единства вторым Реббе Хабада, Рабби ДовБером (1773—1827 н.э.).

Эта страница основывается на переводе/пояснении Бецалелем Маламудом вышеуказанной работы, которая может быть найдена в книге «Ключ к Хасидизму».

ИСТОЧНИК