Почему неевреи должны доверять евреям про ноахидизм?

Вопрос: Почему неевреи должны верить (доверять) евреям про ноахидизм? Ведь у неевреев не было своего Моисея! Прошу также рассказать о преемственности традиции ноахидизма. Есть ли известные исторические примеры? Может быть, альтернативный способ передачи 7 законов кроме как через евреев?

Ответ: Вы коснулись очень важного вопроса – об основаниях Торы в целом и той ее части, которая обращена к ноахидам. Разумеется, речь идет не о доверии к отдельным людям – среди любых народов есть те, на слова которых можно положиться, а есть доверия не заслуживающие. Евреи в этом исключением не являются. Исключительной является еврейская история и та традиция, которая сформировала культуру и мировоззрение народа в целом.

Дело не только в древности еврейского народа, хотя, разумеется, приверженность вере на протяжении тысячелетий сама по себе свидетельствует об уникальности истории народа. Намного более важным является то событие, которое является центром народного самосознания – Синайское откровение и дарование Торы.

В Синайском откровении есть несколько особенностей, делающих его уникальным. Важнейшее из них – это его массовый характер. Хотя Тора в целом является пророчеством, полученным Моисеем, но в самом Синайском откровении участвовал весь еврейский народ, который составлял  несколько миллионов человек, поскольку нам известны результаты переписи населения, проведенной Моисеем при выходе из Египта. Перепись включала мужчин старше 20 лет, за исключением левитов, и ее результат был 603550.

Не менее важно, что традиция рассказа об этом уникальном событии всегда хранилась в еврейском народе, передаваемая из поколения в поколение. То есть для нескольких миллионов человек факт откровения Всевышним своей воли  всему народу всегда лежал в основе мировоззрения. Хотя на протяжении истории народа возникало немало споров и разногласий, но факт Синайского откровения не подвергался сомнению до самого последнего времени.

Откровение, в котором участвует целый народ, уникально в человеческой истории. В книге Дварим Моисей обращается к еврейскому народу перед своей смертью и дает важнейшие  советы и принципы, которые стали духовными основами на протяжении всей его истории. Среди них и символ монотеизма, молитва “Слушай Израиль”, и заповеди, организующие повседневную жизнь, и этические законы. Среди этих принципов для нашего обсуждения важна следующая фраза, в которой Моисей задает еврейскому народу риторический вопрос: “Ибо спроси о временах прежних, какие были до тебя, со дня, когда сотворил Б-г человека на земле, и от края неба и до края неба: бывало ли подобное сему великому делу или слыхано ли подобное? Слышал ли народ глас Б-жий, говорящий из огня, как слышал ты, и остался в живых? ” (Дварим, 4:32-33). В этих словах есть не только утверждение об уникальности Синайского откровения, но и намного более сильное заявление о невозможности его сфальсифицировать.

Действительно, хотя в истории человечества было немало претензий на полученное откровения Свыше, они никогда не апеллировали к его массовости. Дело в том, что если свидетельство одного или даже несколько десятков людей могут стать результатом общей ошибки, внушаемости о даже сговора, с массами народа это невозможно. Мы знаем примеры массового психоза, когда целые народы начинают предвзято толковать происходящие события, но при этом сами события не становятся предметом фальсификации. И уникальность Синайского откровения в мировой культуре является важным подтверждением этого принципа – обоснованности в рамках человеческой логики утверждений, в основании которых лежит факт, подтвержденный множеством участников.

В этом особая роль еврейского народа – быть хранителем и свидетелем, а точнее, свидетельством откровения Всевышнего человечеству. Это верно как по отношению к вере в Творца мира в целом, так и в связи с содержанием заповедей, обращенных ко всему человечеству. Поэтому, для ноахидов, которые хотят понять и узнать, что от них требует их Творец, еврейская традиция является естественным адресом для выяснения этого вопроса. Евреи выступают здесь как хранители пророчества, полученного Моисеем, но подтвержденного всем народом.

Что касается второго вопроса – преемственности и традиции ноахидов, то именно отсутствие этой традиции делает на этапе ее становления особо необходимым обращение к традиции еврейской. За прошедшие три с лишним тысячелетия со времени Синайского откровения мир кардинального изменился к лучшему и маргинальные когда-то идеи монотеизма получили всеобщее признание, а моральные принципы человечества опираются на Десять заповедей, полученных на Синае. Но при этом отношение к еврейскому народу, сохранявшему на протяжении всех веков приверженность законам Торы, оставалось во многом негативным. Восприняв многие идеи из еврейского наследия, народы не хотели признавать эту особую роль евреев, и зачастую, наоборот, скрывали этот факт при помощи ложных обвинений и антисемитской пропаганды. Поэтому существование ноахидов всегда было смертельно опасным и воспринималось правящими идеологиями как переход в еврейство. Напряженность отношений к евреям окружающего мира почти не оставляло возможностей для возникновения ноахидов как самостоятельного движения.

Одно из благословений современного мира – это большая, чем раньше, идеологическая и религиозная терпимость в мире. Будем надеяться, что уже появляющиеся то тут, то там люди, обладающие искренним интересом к своему религиозному призванию в мире, смогут создать полноценное и прочное движение ноахидов. Хотя связь с еврейством для такого движения всегда будет важна в качестве основы для традиции,  со временем, несомненно, возникнет и самостоятельное развитие ноахидской традиции.

Автор: р. Михаэль Кориц