Почему мир был сотворен именно осенью?

осеньВопрос: Почему мир был сотворен именно осенью, а не зимой, весной или летом?

Ответ: Чтобы человеку было что кушать, весной в природе еды для человека нет.

Но если более глубоко, то ведь человек был сотворен сразу взрослым. И все звери тоже. Были сотворены птицы, а не яйца, рыбы, а не икра, деревья, а не семена: «И сказал Б-г: Да порастёт земля травой, плодовым деревом – и стало так... И сотворил Б-г всякое существо, какими воскишели воды... И создал Б-г животное земное и скот...» [1] . И это логично, ведь Б-г творил то, что хотел видеть, Ему нет нужды ждать, пока все это вырастет. «И завершены небеса и земля [2] ...» – все в небесах и на земле было сотворено завершенными [3].

Б-г сотворил все совершенным, однако человек испортил эту красоту. Но он же призван исправить, и все вернется к тому, с чего начиналось. Есть правило [4] : в области святости конец и начало связаны между собой.

В более широком плане осень – это время сбора плодов труда человека, его служения. Б-жья задумка такая: создать мир, в котором Б-г полностью скрыт, и человек может делать все, что ему вздумается. И вот, в этом мире, где вольно выбирать все, что хочется, человек абсолютно добровольно выберет Б-га и притянет в мир Б-жественную святость. Тогда мир и Б-г объединятся и станут единым целым. Вот такая задумка. Б-г ее воплотил в жизнь и создал мир. Понятно, что Он создал мир в том виде, в каком задумал.

Более того. То, что мир изначально был совершенным, означает, что совершенство и есть его природа. Хаотичность привнесена человеком, но когда человек своим служением наводит в мире порядок, мир сам ему помогает. Мы видим, как природа гармонична там, где нет человека. А там, где человек ее изгадил, а потом оставил в покое, она восстанавливается сама. А если к тому же восстанавление происходит руками человека, тем более она ему помогает. Так же и в духовном плане – нет причины (кроме самих людей), чтобы мир мешал человеку соблюдать законы Б-га, мир только помогает.

Еще. Весна – время рождения природы. Как бы из ничего возникает жизнь, просыпается, возрождается, расцветает. Чистое, новое, только что появившееся. В духовном плане это соответствует человеку, который чист, как новорожденный, только что сотворенный Б-гом. Он на всю жизнь остался таким, ничего не нарушил, ни разу не согрешил. Чистый, полный праведник. Это весна.

Осень, наоборот, время сбора урожая, подведения итогов. Человек работал вне дома (вне Райского сада), что-то он сделал правильно, в чем-то ошибся, и вот он смотрит, с чем остался, что приобрел, что потерял. Он взвешивает, и не случайно Солнце входит в созвездие Весов именно в это время: человек взвешивает свои поступки, Б-г взвешивает его поступки... Это уводит нас к Первому Человеку и первому вопросу, который тот услышал: «Где ты?» [5] . Вопрос обращен к тем, кто ушел от Б-га.

Интересно вот что: человек – венец творения. Он был создан в самом конце – опять же, конец связан с началом – это означает, что Б-г думал именно о человеке, когда решил сотворить мир. Не о пеликанах же Он думал, и не об ангелах. Это уже потом Он их сотворил для человека, чтобы ему было с чем работать.

Б-г наделил человека абсолютной свободой, в отличие от всех остальных творений, включая ангелов. Человек единственный из всех, которому дано право действовать против Б-га, если он это выберет. И тут есть два варианта: 1) человек всегда будет выбирать правильно и никогда не ошибется, 2) он ошибется и выберет неправильно (и вынужден будет исправлять).

Так вот, какого человека представлял Б-г в Своих мыслях, когда задумал творение: того, который всегда выбирает правильно (изначально отделяет себя от зла), или того, который выбрал свои страсти, а потом отказался от них ради Б-га?

Обобщенно можно спросить так: что дороже Б-гу – когда человека к Б-гу приводит добро, или когда к Б-гу приводит зло? Ведь что приводит к Б-гу грешника – его удаленность от Б-га, его грехи, которые отделили его от Б-га, в какой-то момент он ощутил себя далеко и захотел вернуться. Получается, что само зло служит Б-гу. Ведь именно оно приводит обладателя свободы выбора к правильному выбору. Зло становится добром.

Праведник разделяет между добром и злом, выбирая добро, зло отвергается, но злом остается. А грешник, когда возвращается, превращает зло в добро. Есть идея, что Б-г умышленно довел Адама до греха для того, чтобы и зло стало служить Б-гу [6] .

Так о каком же двух людей думал Б-г, задумав мир? Если бы мир был создан весной, мы бы сказали, что Б-г думал о праведнике, грешник – побочный продукт, который не задумывался. А из того, что мир создан осенью, видно, что вернувшийся к Б-гу не менее дорог Ему, чем праведник. К красоте праведности прибавилась красота раскаяния.

Чтобы не быть неправильно понятым, мы должны подчеркнуть, что грешить нельзя. Это Б-г соединяет в Себе противоположности, и зло служит Ему так же, как добро. Вот и мудрейший из людей сказал [7]: «Б-г создал все для Себя, даже грешника...».

Но у нас, людей, это не так. Мы не можем грешить и говорить, что, мол, Б-гу от этого будет выгода. Это не так, и грешник понесет наказан за свои поступки. Тем более, что можно превращать зло в добро и без того, чтобы грешить [8] . И каждый должен так делать: взять ответственность за всех людей и за грехи всех и пытаться их исправить. И тогда он будет исправлять грехи еще до того, как они произойдут [9] . Такой подход позволяет соединить весну и осень воедино.

И раз уж на дворе осень, пожелаем всем хорошего урожая в материальном и духовном смысле. Чтобы плоды были сладкие, вкусные, благословенные!

Примечания

[1]  Берешит, 1:11, 21, 25, с сокращениями.
[2]  Там же, 2:1.
[3]  Мидраш Раба, Берешит, гл. 14, 7; гл. 13, 3.
[4]  Сефер Йецира, 1:6.
[5]  Берешит, 3:9.
[6]  Танхума, гл. Ваешев, 4.
[7]  Мишлей (Притчи Соломона), 16, 4.
[8]  Зоѓар, стр.4.
[9]  Шаарей хасидут, стр. 211.

Автор: р. Хаим Фильцер