Почему человеку следует менять себя?

Вопрос: Почему я должен менять себя? Живется мне хорошо, у меня есть друзья, семья, работа. Я не делаю ничего плохого, никому не причиняю зла, я пытаюсь быть хорошим человеком и живу честно. Почему я должен думать о Б-ге, не видя Его, и выполнять Его Заповеди.

Ответ: Ваш вопрос очень хороший и верный. Если бы Вам действительно было хорошо, Вам бы не был нужен ни Б-г, ни Его Заповеди. Однако вопрос в том, действительно ли Вам хорошо?! Действительно ли человеку хорошо живется в этом мире? И вообще, есть ли определения у понятия «хорошо»? Если рассматривать эту проблему шире, можно заметить, что далеко не всегда человеку хорошо. Любое определение понятия «хорошо» является относительным и соответствует чаяниям конкретного человека. Если планка Ваших чаяний не слишком высока, и Вы смогли достичь ее – Вам хорошо. Если же Ваши ожидания были слишком завышены и не оправдались – Вам плохо.

Истинные вопросы, которые необходимо задавать самому себе, звучат так: «Почему я живу?», «Для чего я живу?», «Важна ли моя жизнь?», «Важна ли моя реальность?», «Какова причина моей реальности?»…  Если человек способен установить правильные тенденции в своей жизни, он сможет также провести оценку «насколько ему хорошо» относительной этой тенденции.

Если оглядеться вокруг, можно понять, что хорошо человеку живется не всегда. Ведь множество людей имеют большое количество различных проблем. Невозможно сказать: «мне сейчас действительно хорошо» только на том основании, что лично мне сейчас хорошо, тогда как в то же самое время другие люди страдают и терпят лишения!

Человек создан для того, чтобы быть частью общества, а у общества всегда есть проблемы. Если же человек будет отделять себя от общества и будет замыкаться на самом себе, проявляя тем самым эгоизм, такое поведение человека хорошим и нравственным назвать невозможно.

Животные – все без исключения – ведут куда более простую жизнь по сравнению с жизнью человеческой, ведь человеческих забот у животных нет. Неужели можно сказать, что жизнь животных лучше нашей? Ведь им хорошо! Ведь у них есть все, что им нужно!!! Отсюда – вопросы: «Существует ли цель и причина для человеческой жизни?», «Какова причина и цель существования человеческого рода вообще и каждой человеческой жизни – в частности?».

Первое предположение с точки зрения религии утверждает, что, безусловно, есть причина существования человека, человек не оказался в этом мире просто так, без причины. Таково же предположение, выведенное из сухого разума: в мире нет явления, которое бы происходило просто так, беспричинно. По всей вероятности, есть какая-либо причина моего существования.

Следует ли мне искать эту причину? Возможно, простым (эгоистичным) ответом на вопрос будут следующие утверждения: мне следует думать только о себе, и мне необходимо заботиться лишь о своем благополучии, моя миссия в жизни уже исполнена.

Однако оглядевшись вокруг, мы придем к выводу, что большинство людей так не считают; большинство людей страдают уже сейчас и им плохо, а те, кому хорошо в настоящее время, обязательно столкнутся с негативными периодами в своей жизни. Трудно предположить, что в этом заключается смысл жизни и добра для человечества, кто бы там ни устанавливал цель создания человека.

Не существует решения, если нет проблемы, так же, как не существует ответа без вопроса. А если говорить словами учения хасидизма: «Спуск ради восхождения». Без спуска не будет подъема, восхождения, движения вперед. Человек обязан признавать свои недостатки, и именно это придете его к поиску исправления таких недостатков. Уже вначале сотворения человека (Берешит, часть 2) человек был создан один, а уже потом было сказано: «не хорошо быть человеку одному». Если это так , почему же человек сразу же не был создан со своей парой женского пола, как было создано большинство животных, которые были созданы сразу мужского и женского пола?

Ответ таков: Человек доложен признать, что ему не хватает спутницы. И так – во всех остальных сферах человеческой жизни: признание недостатка – первый шаг к совершенству, целостности и успешного продвижения вперед.

Даже если взять самый идеальный вариант в мире с материальной точки зрения, человек будет лишен цели и причины! Как правило, человек «удостаивается» отсутствия чего-либо в материальном плане, и именно это отсутствие побуждает человеку с более легким сердцем искать смысл жизни. Он задается вопросом: «По какой причине у меня нет чего-либо?» «Чего именно мне недостает?» Подобного рода мысли, возникающие у человека, открывают перед ним новые возможности для поиска. Человек говорит сам себе: «Я должен искать цель, отвечающая моему мировоззрению, моим чувствам, для того, чтобы стремиться к ней и становиться лучше, успешнее».

Любая наука построена на поисках объяснения различным проблемам. Наука не довольствуется одним или двумя случаями, а ищет ряд случаев, с тем чтобы вывести объяснение для общего явления.

С точки зрения разума, мы должны искать во всем человеческом многообразии ответ для каждого индивида, какова причина и цель его существования – для чего мы живем в этом мире, какова важность нашей жизни, ее значимость?

Тора смотрит на это так: душа человека спускается в материальный мир с высот духовного мира. Иными словами, человеческая душа до ее создания была в более возвышенном положении и находилась в высшем духовном мире.

Исходя из предположения, что мы живем не только ради заботы о теле, можно сказать, что, спускаясь в наш материальный мир душа обязана облачиться в тело, и в этом спуске и облачении и есть цель души – спуск ради восхождения! Восхождение самой души происходит, как ни странно, тогда, когда, облачаясь в материальное тело, она занимается тем, что дает этому телу жизненные силы, а тело в свою очередь, одухотворенное душой, начинает искать присутствие Всевышнего в низшем материальном мире. Парадокс! Чудо! Как может так произойти, что восхождение души может выражаться казалось бы в обратном процессе, а именно – в спуске и занятии материальностью в нашем мире?

Если посмотреть на потребности человека в материальном мире, можно увидеть, что чем дороже вещь и чем труднее ее достать, тем менее необходима она для человека. Стоимость золота и алмазов наиболее высока, однако они совершенно не нужны человеку для существования! Человек может обойтись и без дорогой одежды. Более простые и функциональные предметы гардероба стоят намного дешевле, однако и они не достаются человеку бесплатно. Больше всего человеку нужна пища, без которой он не сможет существовать. В кулинарной сфере та же история: изысканные, дорогостоящие яства и деликатесы не так уж нужны человеку, без них он может прожить всю жизнь. Но чем проще еда, тем она полезнее для человека. Такие продукты стоят дешево.

Более всего человеку нужна вода! Как правило, вода – самый дешевый продукт, а иногда – и вовсе бесплатный.

Однако без еды и питья человек может просуществовать определенный промежуток времени. Без воздуха же человек не может прожить ни минуты! Воздух находится повсеместно и бесплатно. Таким образом Творец устраивает наш мир.

Подобно этому устроена духовная часть человеческой души. Самые дорогие и трудно досягаемые вещи с духовной точки зрения не являются самым главным в человеке. Самое доступное для человека – понимание присутствия Творца в нашем материальном мире.

Да, люди не хотят относиться к этому вопросу подобным образом, однако присутствие Всевышнего – повсеместно. Оно находится даже в подсознании и ощущениях каждого человека. Если человек ищет Творца, он его обязательно находит.

Один из мудрецов как-то сказал: «Где Б-г? Там, куда Его впускают!»

Поскольку Г-сподь находится с каждым человеком в любом его состоянии – хорошо ли ему, плохо ли, в любом случае у человека всегда есть возможность соединиться с Всевышним. Возможно, это универсальное понятие Добра для всего человеческого рода. Поиски Создателя и безраздельное соединение с Ним и с Его Путями, придают человеку смысл жизни, чувство удовлетворения от прожитого времени. И эта возможность доступна каждому человеку всегда и везде.

Если мы поставим себе жизненной целью постижение Б-жественности, неожиданно для себя мы увидим, как меняется смысл нашей жизни, как жизнь наша обретает новые тенденции!

Помощь ближнему вдруг станет для нас жизненным кредо и самоцелью, поскольку это качество близко к Б-гу. Он помогает людям, и я хочу помогать, используя для этого свои ресурсы.

В обществе с Творцом, соединение с ним посредством выполнения Его Заповедей, исполнение добрых дел – все это становится вдруг не тяжким бременем и непосильным обязательством, а целью, главной жизненной целью, радостью для человека!

Отвечал: раввин Мойше Вайнер