Образ и подобие Б-га

Человек создан по образу и подобию Б-га, благословенно Его Имя, как сказано (Берешит 10:26) «И сказал Б-г: Создадим человека в образе Нашем по подобию Нашему!»… Изречение это повторяется в Торе неоднократно.

Образ и подобие, по которому создан человек, принадлежит Самому Всевышнему, как сказано у пророка Иехезкиеля (1:26-28) «Над сводом же, который над головами их, – образ престола… это – видение подобия славы Г-сподней». Однако следует разъяснить, о чем идет речь.

Разделение между образом и подобием состоит в том, что образ относится к сути, а подобие – к воображению. Например, само лицо человека можно отнести к его образу, а портрет человека – к его подобию, поскольку отражает лишь схожесть с оригиналом, в соответствии с воображением мастера. Образ близок к истине, к оригиналу, тогда как подобие – это лишь отражение сходства с оригиналом.

Образ и подобие Всевышнего не материальный рисунок, ведь Творец бестелесен, не имеет образа тела (как сказано в Тринадцати постулатах веры Рамбама), а если так, то что обозначает выражение «по образу и подобию»? Дело в том, что это выражение избрано для того, чтобы объяснить нам, людям, нашими человеческими, земными понятиями о том, каким образом воплощается творение Создателя на Земле. Все имена, которыми наречен в Торе Б-г, благословенно Его Имя, выражают различные Силы Г-спода, которыми Он обладает, однако, имена, рассказывающие о Его Силах, избраны лишь для того, чтобы мы смогли ощутить их смысл на нашем человеческом уровне, для того, чтобы на нашем земном уровне познать Славу Всесильного; о том, какие Силы Всевышнего действуют на самом деле, нашему ограниченному разуму постичь не возможно; но для понимания и приближения к Истине Б-жьей, деяния Творца описываются так, как будто существует сходство между Его деяниями и деяниями человека.

Например, выражение «…И сказал Всесильный…», которое неоднократно упоминается в Торе, является Б-жественным действием, схожим с действием человека, таким образом, мы можем понять, на что именно из земных деяний похоже это деяние Всевышнего. Тем более применение аллегории наличествует, когда речь идет о выражениях, описывающих Силу Б-га, с употреблением названий частей тела. Подобно этому обстоят дела также с образом и подобием Всевышнего.

Если представить себе образ и подобие человека, можно сделать вывод, о чем идет речь в выражении «по образу и подобии Б-га».

Особенность сотворения человека (в отличии от сотворения остальных созданий) состоит в том, что в человеческой душе присутствуют особые духовные силы, которых нет в душах остальных созданий (например, животных).

Душа всех живых существ являет собой энергию, которая каждое мгновение способствует их жизни, жизни их тела; подобно им живет и человек, в душе которого создается энергия, постоянно поддерживая в его теле жизненную силу. Однако человек имеет духовные силы, находящиеся под влиянием и раскрывающиеся под воздействие его души. Таких духовных сил нет у прочих живых существ, населяющих Землю. И именно эти духовные силы человека ставят его на более высокую ступень по сравнению с остальными творениями, эти силы и есть «образ и подобие», которыми человек отличается от остальных созданий, и которые делают его похожего на Высшего Человека, наделенного образом и подобием Б-га.

Чем же характеризуются эти духовные силы, которыми Всевышний наделил человека?

Во-первых, духовные силы состоят из человеческих чувств и навыков познания. Они действуют безотносительно к жизненным силам и физическому существованию человека. Сила чувства и познания чрезвычайно развита у человека, до такой степени, что он может понимать явления и процессы, происходящие вне его, более того, он может на них воздействовать, исправлять их, способствовать им и т.п.

Во-вторых, духовные силы отражаются в человеческом разуме. Это не познание, но внутреннее чувство, внутреннее восприятие взаимосвязи тех или иных явлений и процессов. Оно, это чувство, восприятие, чудесным образом порождает в человеке самую главную силу – силу выбора, выбора между одной возможностью и другой.

Две вышеупомянутые составляющие духовных сил человека в совокупности носят название «образ и подобие».

Образ – это сила разума, сила выбора, присутствующая в человеке, представляющая собой его умение найти связь между собственным миром и каким-либо посторонним понятием, явлением, процессом, и, более того, выбрать способ действия касательно такого понятия, явления, процесса, исходя из собственной воли.

Подобие – это сила чувства и познания человека.

Силы «образа и подобия» относятся к Всесильному, благословенно Его Имя, дарующего эти силы человеку. Образ – сила, которая по сути своей более близка человеку, поскольку благодаря этой силе, человек приближается к образу Творца; подобие же сила более далекая от человеческого восприятия, благодаря этой силе человек лишь немного уподобляется Высшему Человеку.

Создатель, благословенно Его Имя, понимает и сознает каждую мелкую деталь, происходящую в мире. Мир, как таковой, с точки зрения видимой нами жизни на земле и природы, это явление, существующее как бы вне Творца. И, несмотря на это, Он понимает и сознает буквально все, что в этом мире происходит. Подобное Творцу человек сознает и чувствует явления, процессы, происходящие вне его, для того, чтобы влиять на эти явления и процессы, улучшая их, делая их более совершенными. И в этом человек становится подобием Высшего Человека, наделенного силой действовать во благо чего-либо, находящегося вне самого человека.

Всевышний, благословенно Его Имя, может делать простой выбор, в соответствии со Своей Волей и Разумом; в этом человек, в котором имеется сила разума и сила выбора, подобен Творцу. Такая сила называется образом Б-га. Образ Б-га находится ближе всего к человеку, ведь и у человека, подобно Б-гу, есть свобода выбора, которую он использует, исходя из своего разума, подобно тому, как это делает Всевышний.

Так сказано в Торе (Берешит 3:22): «И сказал Г-сподь Б-г: вот, Адам стал как один из нас в познании добра и зла…», иными словами, теперь человек имеет истинную силу выбора!

Разум и выбор – силы, отражающие внутренний мир человека, это истинные силы, полученные человеком от Всевышнего; они свободны, независимы от природы человека; они выражают человеческую истину. Силы разума и выбора сближают человека и Всевышнего.

Силы чувства и познания, имеющиеся в человеке, наоборот, неразрывно связаны с человеческой природой, тем самым отдаляя его от Высшего Человека, выражая только отдаленное подобие Б-га.

Еще один момент, представляющий собой отличие образа от подобия, как с точки зрения того, как они отражаются в человеке, так и с той позиции, каким образом человек с их помощью уподобляется Творцу:

Образ, сила выбора и сила разума – этими составляющими выражаются деяния человека, направленные на самого себя и для самого себя!

Подобие, познание и чувство – выражают собой влияние человека на все, что вне него, на большой окружающий мир. Мир находится на расстоянии более далеком, чем человек находится сам от себя, от своего внутреннего мира, от своей собственной истины.

Воздействие человека на мир, так или иначе, отдалено от самой сути человека, поэтому подобие отдалено от истины, находящейся внутри человека.

Изучая понятие «подобие», мы поймем, что оно выражает лишь отдаленное сходство, отдаленную связь между похожими явлениями.

Изучая понятие «образ», мы придем к выводу, что оно выражает внутреннюю связь между явлениями, и именно такая внутренняя связь существует между человеком и его Создателем, да будет благословенно Его Имя во веки веков!

Автор: Р. Мойше Вайнер