Ноахиды и освящение Имени Творца

maxresdefault

Вопрос: Мне интересно, потомки Ноаха в отличии от евреев не обязаны жертвовать жизнью во имя соблюдения заповедей. Почему?

Ответ: Спасибо за вопрос! Тема интересная! Прежде всего, теоретическая часть. В Талмуде задается вопрос, касается ли ноахидов заповедь «освящения Имени Творца»? Иными словами, своим поведением человек способен наглядно показать, что есть нечто более важное, чем самое важное, что только может быть в мире, — собственная жизнь. А что важнее жизни? Тот, Кто даровал жизнь. И Талмуд спрашивает, есть ли у народов мира подобная заповедь, или же нет?

Сам вопрос, на первый взгляд, странен: Тора ведь дана евреям, с какой стати подобная заповедь может касаться ноахидов? Однако, видимо, вопрос касался не только заповеди «и Я освящусь», а более глобального вопроса: если существует запрет, быть может, он носит абсолютный характер? Если Всевышний запрещает, к примеру, прелюбодействовать, то, быть может, даже когда человеку грозят смертью, если не будет близок с запрещенной ему женщиной, ему всё равно возбраняется выкупать свою жизнь посредством нарушения? Вот, о чем спрашивает Талмуд. И подоплека такого вопроса, видимо, в том, что стих «И люби Всевышнего, Б-га своего» — универсален, и касается любого человека в мире.

Отвечает мудрец Талмуда, Абае: если бы у ноахидов существовала подобная заповедь, Традиция донесла бы до нас, что заповедей бней Ноах — восемь, а не семь. Но нам такое не известно, и, значит, у ноахита нет обязанности отдавать свою жизнь ради того, чтобы не нарушить какой-либо из своих запретов.

Однако другой мудрец Талмуда, Рава, считает, что аргумент оппонента — слаб: ведь, даже если не существует отдельной заповеди — умереть, но не нарушить, всё же это может быть требованием «по умолчанию» к любой заповеди, — отдаляться от запрета максимально, в любой ситуации.

На деле, два больших авторитета, два комментатора Талмуда, каждый предпочел вынести вердикт в соответствии с одним из двух мнений, перечисленных выше. Нахманид, Рамбан, пошел за мнением Равы, и пишет, что, «прилюдно», ноахит, которого заставляют нарушить один из своих запретов, а иначе — смерть, всё же должен умереть, но не согрешить. А Маймонид, Рамбам, предпочел мнение Абайей. В законе мнение Маймонида более весомо, поэтому мы не можем обязать ноахида отдать свою жизнь, но не нарушить свои запреты, однако, так как никто не сбрасывает с чаши весов мнение Нахманида, подобная опция у ноахида имеется, и, сделай он так, его не обвинят (после смерти, на небесах) в «самоубийстве».

Другое дело, что под «прилюдностью», когда, по мнению Нахманида, ноахид обязан отдать жизнь, но не нарушить, подразумевается наличие в тот момент на месте трагедии десятерых евреев. Или имеется в виду ситуация, при которой десятеро евреев хотя бы узнают позже о случившемся. Ведь в Торе написано: «и освящусь Я в среде народа Моего, Израиля».

Ну, а тому, кому страшно пойти на такой шаг, у него есть мнение Маймонида, разрешающее нарушить запрет и таким образом остаться в живых. Другое дело, что авторитеты пишут, что запрета убийства это не касается: логика «чем твоя кровь краснее его?!» — железная, и, по ней, при дилемме, или ты убьешь его, или они убьют тебя, по всем мнениям, нужно умереть, но не убить ни в чем не повинного!

Только теперь мы подошли, собственно, к Вашему вопросу. Судя по пунктуации, Вас сильно беспокоит неравенство, которое проявляется в том, что от неевреев Всевышний не требует «идти до конца». Попробуем объяснить.

На деле, снова и снова повторяется всё тот же лейтмотив: акцент в заповедях, обязательных для евреев, в том, чтобы развить каждую личность, каждого еврея. У бней Ноах же акцент — на развитии общества в целом. Спасти свою жизнь за счет предательства по отношению к Творцу означает ужасный удар по личности человека, ведь он на деле продемонстрировал этим, что его существование важнее цели Творения, что, конечно же, не так! Однако, если рассуждать в масштабах общества в целом, понятно, что нарушенный под принуждением запрет не вредит облико морале общества. Все понимают, что это не подрыв устоев, а лишь вынужденная мера. Не восстание против божественных основ, а лишь уступка грубой силе.

Из-за разницы в акцентах, какие цели преследуют еврейские заповеди и заповеди бней Ноах, во многих законах можно видеть, как на практике различаются требования от этих двух категорий. Но неравенства здесь нет, так как у каждой группы — свои задачи, свои акценты.

Понятно, что эта тема требует большой развернутой статьи, но, надеюсь, хотя бы вкратце мне удалось объяснить основные моменты. Буду рад ответить на уточняющие вопросы, буде таковые появятся!

Р. Ури Суперфин