Может ли нееврей жить как еврей?

shabbatreading620

Вопрос: Может ли нееврей соблюдать еврейские законы, кроме тех, которые относятся к иудеям-евреям? Или даже жить как еврей? Ведь если нееврей думает о возможности прохождения, то, соблюдая некоторые законы, нееврей может проникнуться духом еврейской культуры и приблизиться к благословению Творца.

Ответ: Подобные вопросы несказанно радуют: есть еще люди, которые ищут не выгоду, а истину. Вы совершенно правы в том, что заповеди призваны очистить и возвысить человека, приближая его к Творцу. Но существуют некоторые оговорки, которые мы постараемся вкратце упомянуть, отвечая на Ваш очень глубокий вопрос.

В качестве общего ответа можно сказать: человек может добровольно принять на себя почти любую заповедь, даже если не обязан выполнять ее по Закону. Существует даже награда, специально оговоренная для случаев, когда человек «не обязан, а выполняет». Как ни странно может показаться на первый взгляд, награда эта меньше, чем награда того, кто «обязан и выполняет». Мудрецы объяснили это тем, что второму труднее — дурное начало всегда старается помешать выполнять именно то, что является обязанностью.

Однако есть определенные заповеди, обязывающие только ограниченный круг лиц, а к остальным людям в принципе не имеющие отношения. Если тот, кто не входит в этот круг, возьмется исполнять их, никакого приближения к Творцу не произойдет — он просто взялся не за свое дело. Например, если обычный еврей, некоэн (священник, потомок Аарона), вздумает заняться исполнением обязанностей коэна в Храме, он не только не исполнит никакой заповеди, но ещё и нарушит целый ряд запретов, изложенных в книге Ваикра.

Соответственно, существуют заповеди, предназначенные только для евреев, такие, как тфиллин и Шаббат, о которых Тора говорит, что они являются знаком союза между Б-гом и Его народом.

С другой стороны, 7 заповедей сыновей Ноаха тоже не так «узки», как может показаться на первый взгляд — это просто основные законы, с которыми связана масса частностей — как обязательных для исполнения, так и факультативных. Отдельно стоит упомянуть настоятельное предостережение: не создавать свои, новые религии (типа: «раз суббота для евреев, мы изберем в качестве праздника другой день, и назовем его…»). Подробности можно узнать из книги рава Й. Шварца «Законы Бней-Ноах».

В конечном счете, перед каждым человеком открыты большие возможности и различные пути служения Всевышнему, а для того, чтобы разобраться, какой путь больше подходит каждому, стоит обратиться к компетентному знатоку Торы. У общин Бней-Ноах существуют контакты с такими раввинами.

Р. Овадья Климовский

ИСТОЧНИК