Может ли нееврей изучать Каббалу?

каббалаВопрос: Может ли нееврей изучать Каббалу?

Ответ: Для начала уточним, о чем собственно идет речь, и что означает термин «каббала».

О Каббале и не только о ней

«Закон (Тору) заповедал нам Моше, наследие обществу Якова.» — Дварим, 33:4

В его основе  термина «каббала» лежит глагол «лекабель» — «получать», который указывает на передачу знания и традиции от учителя к ученику. Другими словами, речь идет о таком знании, которое невозможно постичь самостоятельно, а можно лишь получить по традиции — от учителя (если, конечно, он сочтет это нужным, а ученика – достаточно  подготовленным и достойным такого откровения).  В свою очередь, выдающиеся мыслители и раввины, которые формировали и развивали это знание, получали его не путем логических рассуждений или построений, а прежде всего, как некое откровение и наитие свыше.

Предметом Каббалы являются представления о философских и мистических основах еврейского мировоззрения: как устроен, с точки зрения Творца,  окружающий нас  мир, включая высшие, духовные миры – «Малая колесница».  А также, наши представления о самом Творце – «Большая колесница».  Поэтому эту область Торы называют «тайным» (сод) или «сокровенной» (пнимиют-га-тора), а также «душой всей Торы» (нишмата-де-орайта).  В известной степени, она противопоставляется «телу Торы» или «открытой части Торы» (нигле-де-тора), которая включает в себя еврейский закон (Мишна, Талмуд), а также Писание на уровне прямого смыла текста, и ряд других разделов.

Каббала, как и вся остальная Тора (Письменная и Устная), была получена Моше на горе Синай во время Синайского откровения. Началом раскрытия этого знания считается первый большой труд – книга «Зогар» («Сияние»), написанная во 2-м веке рабби Шимоном бен Йохай (РАШБИ) и его коллегами (хотя есть ряд более ранних сочинений). Долгое время  она была сокрыта, пока ее вновь не обрели в 16 веке благодаря стараниям р. Моше де Леона (Моше из Леона, 1250—1305) [1]. В дальнейшем эта область Торы стала активно изучаться и развиваться. В частности, одним из наиболее выдающихся (но далеко не единственным) знатоком и учителем  Каббалы, который заложил основы современных мистических представлений, был р. Ицхак Лурия Ашкенази  — АРИЗАЛЬ (1534 – 1572, Цфат).

То, что потом «насочиняли» разные невежды и самозванцы (главным образом, в 19-20 веке),  и назвали термином «каббала» — является полной профанацией Торы/Каббалы, и к истинной Каббале не имеет прямого отношения (хотя в их трудах оригинальная терминология также может частично использоваться).

Долгое время это знание оставалось тайным, и передавалось, как уже было сказано, в узком кругу посвященных (мекубалим) — от учителя к ученику.  Причем истинных знатоков Каббалы всегда были единицы. Однако уже Аризаль (16 век) писал, что пришло время, когда у нас есть право и даже обязанность  изучать и распространять «эту мудрость».  А со времен Баал-Шем-Това (первая половина 18-го века), который стал родоначальником хасидского движения, элементы Каббалы стали доступны «массовому читателю». Однако это вовсе не означает, что все ограничения и предостережения, о которых предупреждали учителя предыдущих поколений, сегодня не действуют.  Мудрецы предупреждали, что слова Тора, если подходить к ним без должного трепета и  настроя, могут «обжечь», как сказано (Иеремия, 23:29): «Слово Мое не подобно ли огню, говорит Господь…» [2]. В свое время был установлен целый ряд серьезных ограничений для желающих изучать разделы Каббалы и тайное знание, которые не утратили свою силу до сих пор.

Для евреев Каббала – это часть общей религиозной традиции, которую все получили на горе Синай. Изучение этой области религиозного знания является составной частью заповеди «изучения Торы» (талмуд-тора), о чем и пойдёт речь.

Древо Жизни

«Соблюдайте же уставы Мои и законы Мои, исполняя которые, человек будет жить ими, Я — Г-сподь.»  - Ваикра или Левит, 18:5

«Дерево жизни она для всех, кто держится за нее.»  - Мишлей или Притчи, 3:18

Тора, в широком смысле слова, как вся еврейская Традиция (Письменная и Устная)  – не просто еще одна философская дисциплина, а ее изучение — не просто очередной учебный процесс, подобный занятию любой другой наукой. Не следует забывать, что цель изучения Торы (а тем более Каббалы, как части Торы), состоит не в том, чтобы удовлетворить свое любопытство,  познать  «сокровенные тайны природы» или достичь духовного просветления, и т.д. Изучение Торы – это, прежде всего, одна из центральных заповедей, как сказано (5:1): «Слушай, Израиль, уставы и законы, которые я изрекаю вслух сегодня. А вы изучите их и старайтесь исполнять их». Более того, наши мудрецы выделяли заповедь изучения Торы, как одну из центральных, как сказано (трактат «Пеа», 1:1): «А изучение Торы стоит всех прочих заповедей, вместе взятых». Существенно, что эта обязанность, как заповедь Торы, возложена исключительно на евреев мужского пола. Однако это вовсе не означает, что другим (женщинам, рабам, детям, бней-ноах и т.д.) вообще запрещено изучать Тору (не дай Б-г!). Главное, надо отдавать себе отчет, какова цель и смысл этого изучения. Ведь каждый человек имеет «свою долю» в Торе, поскольку Тора обращена ко всем людям, без исключения.

Во-первых, если обратиться к истокам – дарованию Торы на горе Синай, то следует подчеркнуть, что в этом историческом событии принимали участие души всех евреев, а также души будущих прозелитов (геров), как сказано в самой Торе, которая называется «наследием общины Якова» («Дварим», 33:4): «Тору (Закон)  заповедал нам Моше, как наследие общины Якова»

Во-вторых, поскольку Всевышний вначале предлагал Тору всем народам мира, следовательно, к ним эта мудрость тоже имеет некоторое отношение.

В-третьих, поскольку Тора включает также семь общечеловеческих Заповедей (мицвот-бней-ноах), следовательно, они тоже имеют полное право изучать те разделы, которые к ним относятся.

Кроме того, поскольку Тора – это не просто некая книга, а Б-женственная мудрость и Б-женственная воля (имеется в виду, в первую очередь, заповеди Торы), причем изложенная исчерпывающим образом  и доступным нам языком, и в таком виде дарованная нам, о которой сказано: «Соблюдайте же уставы Мои и законы Мои, исполняя которые, человек (адам) будет жить ими, Я — Г-сподь»  («Ваикра» или «Левит», 18:5). Поэтому любой человек (адам) [3], который изучает Тору ради того, чтобы служить Творцу – сравним с Первосвященником (высший уровень святости).

Что касается собственно Каббалы. Одна из семи заповедей – это запрет идолопоклонства (авода-зара), что подразумевает крепкую веру в единого Творца.   А основа веры – это представления о Творце, и о том, как Он управляет этим миром, что является предметом изучения Каббалы. Поэтому изучение философских основ Торы и еврейского религиозного мировоззрения – важный элемент, без которого невозможно полноценное исполнения заповедей (в том числе, и «Семи заповедей»). Но в наше время, и главное, на нашем уровне,  все это сводиться к изучению основ хасидского учения, что можно только приветствовать, особенно – с учителем.

Краткие выводы

  • Изучать Тору можно и нужно. Но если для иудея/еврея необходимо изучать Тору в полном объеме (поскольку изучение Торы является его прямой обязанностью — заповедью), то для женщин и Бней Ноах – это касается в первую очередь  тех разделов, которые имеют отношение к их прямым обязанностям перед Творцом. В частности, для Бней Ноах — это «Семь заповедей» и комментарии к ним (включая еврейскую религиозную философию и хасидизм).
  • Полноценное изучение Торы возможно только со знающим учителем (раввином или религиозным, ортодоксальным  евреев, обладающим соответствующими знаниями предмета). Хотя не возбраняются и самостоятельные занятия, но только  если для этого используется  достоверный (кошерный) источник.
  • «Каббалу» изучать необходимо, но в нашем поколении это практически сводится к изучению хасидизма (хасидут).
  • Изучение же Каббалы по первоисточникам – занятие бессмысленной, чреватое нежелательными последствиями.  Поэтому мы этим не занимаемся, и настоятельно никому не рекомендуем.

Примечания

[1]  Существует множество других книг и сочинений, посвященных Каббале. Однако они не получили заметного о распространения.
[2]  Примером может служить известная история, изложенная в Талмуде («Хагига», 14-а). Четверо вошли в область Тайного знания (пардес): Бен-Азай (помутился рассудок), Бен-Зома (в результате сильных душевных переживаний  от  неожиданно открывших ему истин, просто умер), Ахер (подрезал корни – отошел от веры) и только рабби Акива «вошел с миром, и вышел с миром».
«Фруктовый сад» (пардес, отсюда: «парадиз») — одно из названий этой области религиозного знания.
[3]  Сказано («Ваикра» или «Левит», 18:5): «Соблюдайте же уставы Мои и законы Мои, исполняя которые, человек (адам) будет жить ими, Я — Г-сподь». Поскольку здесь упоминается просто «человек» (адам), а не израильтянин (или, скажем, левит или священник), отсюда следует, что любой человеку, даже нееврею (нохри), изучающий Тору, имеет награду. При условии, что он будет «жить этим», т.е. делает это ради служения Творцу.

Автор: Р. Довид Карпов