Мистический символизм семи Законов потомков Ноаха.

Природа души

Чтобы понять, почему Б-г дал всему человечеству именно такое количество предписаний семь заповедей потомков Ноаха необходимо получить представление о том, как устроена человеческая душа.

Человеческая душа обладает одновременно божественной и мирской животной природой. На иврите первая называется нефеш элокит (Божественная душа), а вторая нефеш беrемит животная душа). Подробнее этот вопрос рассмотрен в Тании[1], главном труде одного из величайших хасидских мыслителей рабби Шнеура-Залмана из Ляд.

В каждом человеке есть Б-жья». Разница между людьми искра прежде всего, в том, в какой степени эта искра проявляется в духовной жизни (под которой мы, в данном случае, понимаем как осознаваемые, так и процессы) неосознаваемые, когда Б-жественная искра полностью облекается в живую душу, она становится тем, что мы называем «Б-жественной душой»[2].

Евреи наследуют эти «автоматически», и это именно то, что мы подразумеваем, говоря, что у всех ев есть божественная душа. Что же касается неевреев, эта искра остается вовне, не облачаясь в их душу, да на неосознаваемом уровне. Праведный нееврей – это человек, ощущающий присутствие этой искры и под ее влиянием идущий по пути, который Творец указал в Торе для всего человечества[3].

Напротив, не достигший праведности нееврей – это человек, который еще не осознал присутствие божественной искры. Говоря в терминах хасидизма, Божественная душа (искра) еврея озаряет его «изнутри» («пними»), то есть воспринимается им непосредственно, и становится неотъемлемой частью его духовной жизни. У праведных неевреев божественная искра служит источником «близкого окружающего света» («op макиф каров»), она оказывает опосредованное влияние на его душу. Наконец, у неевреев, которые не могут быть признаны праведными в рамках критериев Галахи, божественная искра влияет на душу как «дальний окружающий свет» («op макиф рахок»), то есть никак не проявляет себя в их мироощущении.

Даже в последнем случае, в результате работы над собой, жизненного опыта и страданий, испытаний или предопределенных свыше встреч с людьми, способными вдохновить красотой Торы, «далекая» искра может приблизиться, а «близкая» – будить желание стать евреем. Благодаря духовному потенциалу, который с рождения имеется у каждого человека, мы можем сказать, что у всех людей есть возможность развития взаимодействия со своей божественной душой. В каждом творении есть «искра Б-жия», являющаяся непосредственным источником поддержания его существования, но лишь человек может взаимодействия с ней.

Намек на эти три возможные степени влияния божественных искр мы находим уже в первых в стихах Торы: «Вначале Б-г сотворил небо и землю»[4]. В каббале «небо» символизирует душу, а «земля» – тело. Тора продолжает: «Земля же была поразительна хаотична» на, и тьма над бездною, и дух Б-жий витал над водою»[5].

Изначальное состояние земли (то есть тела и животной души) описано тремя словами – «пуста», «хаотична» и «Тьма» – которые отождествляются с тремя нечистыми духовными «оболочками» (клипот). Таково изначальное состояние человека, от которого божественная искра еще очень далека. Выражение «и дух Б-жий витал над водою» можно отнести к состоянию праведного нееврея, который ощущает присутствие божественной искры, находящейся рядом с его душой. Мудрецы говорили также, что «дух Б-жий», о котором говорится в этом стихе – это дух Машиаха, которого Всевышний пошлет для окончательного избавления всего человечества[6].

Следующий стих Topы звучит так «И сказал Б-г: да будет свет. И стал свет». В этом стихе говорится о еврейской душе. «Да будет свет» – божественная искра, которая наполняет душу каждого еврея на надсознательном уровне. «И стал свет» описывает божественную искру, когда она начинает проявляться на сознательном уровне[7].

Праотец Авраам стал первым человеком, сделавшим Божественную искру неотъемлемой и органичной частью своей души, как на сознательном, так и на подсознательном уровне Божественный свет светил в его душе столь мощно,что освещал вокруг него. Говоря словами мудрецов, «Авраам стал источником света»[8]. Именно это сделало его первым евреем.

Уровень раскрытия Божественной искры оказывает большое влияние на природу животной души человека. Прежде всего, поясним, что животная душа сама состоит из двух компонентов: интеллектуального («нефеш сихлит») и эмоционального ( собственно «нефеш беreмит»). Благодаря присутствию Божественной искры животная душа еврея, в целом, одухотворенней животной души нееврея. Еврейский интеллект также обладает уникальными свойствами, позволяющими постигать абстрактные концепции и различать их нюансы. Именно поэтому многие евреи добились выдающихся успехов в различных светских науках. В свою очередь, эмоциональная составляющая еврейской души инстинктивно стремится к вещам, не запрещенными законами Торы.

Душа праведного нееврея во многом напоминает душу еврея, не достигшего полной праведности. Как и у него, ее отличает смешение альтруистических («добрых») и эгоистических («злых») мотивов. Однако разум нееврея столь далек от достижимой посредством постижения универсальных аспектов Торы связи с Б-том, что скрывает истинно альтруистичную мотивацию и препятствует ей, не давая выразиться в движениях животной души.

При полном раскрытии божественной души праведный еврей ощущает безусловную любовь ко всем творениям Всевышнего, поскольку чувствует Его присутствие во всем, что его окружает (не забывая разумеется, качественной разнице между людьми и прочими созданиям). Он чувствует тягу к добру и отвращение к злу ( которые заслоняет и искажает изначальное добро).

Примечания

[1]  «У каждого еврея, как праведника, так и грешника, есть две души, как сказано. “И души Я сотворил”, что означает две души» (Тания, часть 1 глава 1). См. также гл.2.
[2]  Сама искра подобна геометрической точке, то есть не занимает пространства. взаимодействуя с душой, искра влияет на личность побуждая человека служить Всевышнему. В процессе этого служения точка разворачивается (одномерную фигуру), а затем в фигуру, имеющую площадь (двухмерную фигуру) т.е. становится все более и более реальной.
[3]  Если влияние этой искры становится особенно сильным, такой нееврей нередко становится праведным гером.
[4]  Берешит, 1:1
[5]  Там же, 1:2
[6]  Ялкут Шимони, Берешит, 4
[7]  Об этих двух стадиях интеграции и раскрытия божественной искры в этих двух стадиях еврейской душе говорится в известном высказывании рабби Акивы «Расположен [Б-г] к сынам Израиля, названным сынами Всевышнего; особо расположен Он к ним [после того, как даровал им Тору] и назвал их Своими сынами, как сказано: «Сыны вы Б-гу, Всесильному вашему». Расположен Он к сынам Израиля, [ибо] дал им драгоценный сосуд, [вместилище мудрости-Тору]; особо расположен он к ним и [потому] дал им драгоценный сосуд, как сказано: «Ибо учение добра дал я вам, Тору Мою не оставляйте!». (Авот, 3:14).
[8]  8. Шмот раба, 15:26

Из книги Каббала для народов мира.

Автор: р. Ицхак Гинзбург