Материальный мир — самый важный из миров

Первичной и главной формой существования всех творений, о которых можно говорить, как о нечто сущем отдельно от Всевышнего, являются сфирот миров Бриа, Йецира и Асия. К категории сотворенного относится и свет, наполняющий эти сфирот и несущий им жизненную энергию.

Духовные образования, представляющие собой «тела» ангелов в мире Ацилут, тоже подобны сотворенным сущностям. Написано: «...Даже ангелов Своих Он не озарил сиянием Его собственного света» [1], – а потому они не осознают своей абсолютной связи с Б-жественным источником.

Однако «души» ангелов и людей до своего воплощения в мирах Бриа-Йецира-Асия пребывают на ином уровне бытия и не являются отдельными независимыми объектами, представляя собой сущности, сохранившие природу, свойственную Б-жественной эманации, которая претерпела сильное сокращение, чтобы сформировать их из самой себя.

Однако даже после того, как души людей спустились из мира Ацилут в физический мир и облеклись в тела первых праведников, природа их не изменилась и они не превратились в независимые объекты. Поэтому в тот момент, когда эти люди намеревались согрешить, их души покидали тела и тем самым предотвращали грех [2].

Но несмотря на то, что природа человеческих душ и душ ангелов аналогична природе Б-жественной эманации, их суть не является точной копией сути Б-жественного, так как они не наделены способностью превращать «ничто» в «нечто». Лишь Всевышний в состоянии перевести «ничто» в «нечто», при этом связь между этими категориями не будет носить причинно-следственный характер.

В дополнение можно сказать, что действие творческой силы Всевышнего особенно заметно в физическом мире, и все факторы, позволяющие раскрыться творческой силе Всевышнего, действуют главным образом тогда, когда ее потенциал и возможности раскрываются в физическом мире в основе «земля», – и раскрываются гораздо полнее, нежели в остальных трех [3], более близких к духовному миру, элементах, полнее даже, чем в мире ангелов. Ибо в отличие от основы «земля», благодаря которой постоянно обновляется растительный покров нашей планеты, когда как бы «ничто» превращается в «нечто», – все прочие основы не способны и не в состоянии после сотворения мира превращать «ничто» в «нечто».

Словом «ничто» мы называем потенциальную способность, которой Всевышний наделил землю, обновлять растительный мир [4]. Способность эта имеет духовную природу и не является реалией физического мира, в то время как природа растений материальна; превратить же духовное в материальное способна лишь бесконечная творческая сила Всевышнего, для которой не существует никаких преград.

Наши мудрецы пишут [5], что на развитие каждого отдельного растения влияет его мазаль [5*]. Свет мазаля, стимулирующий развитие растения, проявляет это свое свойство только после того, как растение появляется на свет, и не имеет отношения к его зарождению. Свет каждого мазаля стимулирует рост своего растения и образование его плодов, а в случае, если оно дает плоды, – предопределяя их видовые особенности и индивидуальные свойства. Пока же растение не взойдет, свету его мазаля влиять еще не на что.

Возникает вопрос: почему творческая сила Всевышнего раскрывается именно в физическом мире, в основе «земля»? По той лишь причине, что под самым нижним уровнем мироздания сияет объемлющий все мироздание Эйн Соф – бесконечный свет Всевышнего, благословен Он. И между основой «земля» и безграничным светом Творца нет ничего, что бы их разделяло, за исключением тонкой «прослойки» сфер, непосредственно прилегающих к этой основе.

Есть еще причина тому, что творческая сила Всевышнего раскрывается в физическом мире: луч бесконечного света Эйн Соф, пронизывающий сверху вниз все элементы, доходит до самого низа мироздания и, отражаясь от его дна, обретает силу вновь возвратиться в свой источник, и его сияние в физическом мире, находящемся на уровне дна, так же сильно, как и в самых высших мирах, куда луч попадает прежде всего, выходя из своего источника.

Попробуем пояснить эту мысль. В первые семь дней с начала творения физические земля и вода были пронизаны лучами бесконечного света Эйн Соф, изливавшегося благодаря беспричинной доброте Создателя. «Беспричинной» потому, что не было причины, которой являются поступки человека. Ибо человек еще не появился на свет и некому было побудить Всевышнего проявить эту доброту. Однако по окончании творения влияние бесконечного света Творца сохраняется лишь на землю, поддерживая в ней способность давать жизнь травам и деревьям с их плодами, превращая постоянно, из года в год, «ничто» в «нечто» [6]. В этом процессе бесконечность раскрывается в неограниченности по времени: даже если физический мир будет существовать мириады лет, все равно растительный покров планеты будет обновляться из года в год.

Хотя земная флора включает в себя такие растения, которые произрастают не только благодаря процессам, происходящим по воле Творца в природе, но и в результате деятельности человека, возделывающего и обрабатывающего землю, тем не менее растения, посеянные или посаженные людьми, также появляются на свет есть подобно возникновению «нечто» из «ничто». Ибо посаженная в землю косточка имеет свойства и характеристики, принципиально несравнимые со свойствами и характеристиками плода на выросшем из нее дереве, даже  с параметрами дерева в целом, со всеми его ветвями и листьями.

То же верно и в отношении плодовых и листовых овощных культур всех видов, а также ягод; верно это и в отношении зерновых, ибо образование сотен зерен из одного также напоминает, в некотором смысле, возникновение «нечто» из «ничто». Аналогия эта еще более очевидна на примере образования из посеянного зерна стеблей, соцветий, и так далее.

Плоды, выросшие благодаря посеву или посадке, значительно превосходят по вкусовым качествам, размерам и так далее, плоды дикорастущих растений, которые выросли лишь благодаря активизации заложенной в земле потенции образовывать растительный мир. Это отличие учит нас понимать, какое влияние оказывают добрые дела человека на свойства света, изливающегося из высших источников в миры Ацилут, Бриа, Йецира и Асия. Привлечение высшего света в миры – конечная цель, для достижения которой создан человек.

Из вышесказанного станет понятным существование обратной связи в иерархии четырех уровней бытия: неорганической природы, растительного мира, мира животных и человека, обладающего даром речи, – каждому из этих уровней соответствует определенная стихия: «земля», «вода», «огонь» и «воздух» [7].

Несмотря на то, что животные созданы и существуют как представители более высокоорганизованной по сравнению с растениями формы бытия, человек, обладающий даром речи, – еще более совершенное создание, чем животное, тем не менее, животный мир существует и питается благодаря миру растительному, а человек получает жизненную силу от двух следующих за ним уровней, что верно и в отношении той энергии, которая питает его разум и сознание.

Все это происходит потому, что духовная энергия, которую несут в себе флора и фауна, передается им светом, обладающим могучей силой, позволяющей ему возвратиться с низшего уровня бытия в высший (свой источник); он начинает путь от низшего уровня мира Асия, где отсвет от отсвета безграничного света – Эйн Соф, – объемлющего мироздание, раскрывается в большей степени, нежели в высших мирах. На том же уровне раскрывается свет луча ограниченного света Всевышнего, отраженный от дна мироздания, об этом упоминалось выше.

Теперь станет понятным глубокий смысл жертвоприношений, практиковавшихся в Храме. Высшие ангелы получают «питание» от душ крупного и мелкого рогатого скота и птиц, испытывая удовлетворение и великое наслаждение. В мир ангелов эти души возносятся после того, как тела, в которых они были заключены, подняли на жертвенник для жертвоприношения.

Не случайно святая книга «Зогар» описывает такое наслаждение ангелов следующими словами: «И наслаждаются они основой и корнем душ животных и птиц, связанными с высшими мирами, недоступными ангелам» [8].

Эти слова помогут разумному, если только он в них вникнет, осознать, насколько велико значение деятельности человека, связанной с реалиями физического мира, ведь в этом и заключается конечная цель нисхождения в мир душ людей. Как сказано: «Один час покаяния и добрых дел в этом мире прекрасней всей жизни в раю» [9].

Примечания

[1]  По Иов, 4:18. «Тела» ангелов можно представить себе в виде сгустков света.
[2]  См. Берешит, 5:20-24 и комм. Раши к стиху 24.
[3]  Основы «ветер», «огонь», «вода».
[4]  Эта способность, которой Всевышний наделил почву, отражает тот факт, что у Творца нет «начала». Новое в абсолютном смысле означает, что для его создания не было никаких первичных предпосылок.
[5]  Брейшит раба, 10:6.
[5*]  Слово мазаль, очевидно, означает здесь духовную силу, духовный прообраз растения.
[6]  См. сноску 4.
[7]  Основа земли соответствует неорганическому миру, воды – флоре, огня – фауне, воздуха – человеку.
[8]  Зоѓар, часть 3, стр. 241а.
[9]  Авот, 4:17.

Автор: р. Хаим Фильцер