Кошерная конкуренция

Вопрос: Прошу совета по одному вопросу. Наше семейное дело связано с предоставлением услуг ЖКХ. У нас есть управляющая компания, но очень небольшая в управлении всего два дома, поэтому нам надо расширяться и брать дома на обслуживание. Для этого надо расхваливать свои услуги и переманивать собственников жилья к себе, такая якобы свободная конкуренция. Вообще я риэлтор, но недвижимость сейчас полностью стоит и сделок давно не было, материальное положение уже не очень да и долги по налогам.

Вопрос в том можно ли  заниматься подобным маркетингом, т. е. убеждать людей переходить на обслуживание в нашу компанию? Не похоже ли это, не дай Б-г, на воровство?

Ответ: Спасибо за Ваш вопрос и за чуткое отношение к выполнению воли Всевышнего во всех областях своей жизни, включая ведение бизнеса!

Вы затрагиваете тему, связанную с запретом, носящим на языке ѓалахи название «ѓасагат гвуль» («посягательство на границу»). В Торе эта заповедь выражена запретом передвигать границу поля в Земле Израиля, принадлежащего другому человеку, присваивая себе, тем самым, часть этого поля. Как видим, речь идет о частном случае нарушения запрета присвоения чужого имущества и Тора выделяет этот случай в отдельную заповедь (для евреев), чтобы подчеркнуть, что посягающий на границу ближнего нарушает две запрещающие заповеди.

В переводе на язык бизнеса прямым аналогом такого посягательства на границу является попытка отнять чужой бизнес или какие-то его привилегии. Например, нарушение авторских прав или другого эксклюзивного права: если кто-то обладает исключительным правом ведения определенного бизнеса в определенной нише, а конкурент претендует на получение такого же права, он нарушает тем самым прямой запрет «посягательства на границу».

Если же речи об эксклюзивности не идет, то и нарушения запрета с точки зрения буквы закона Торы в такой конкурентной борьбе нет.

Таким образом, в вашем случае жилищно-коммунальные хозяйства потеряли эксклюзивные права на предоставление услуг без вашего участия, и никакого нарушения своим вхождением на рынок вы не совершаете.

Вместе с тем, стоит иметь в виду еще один уровень следования путями Торы – уровень благочестия, поведение, превышающее базовый уровень закона. Для благочестивого бизнеса есть проблема переманивать существующих и даже потенциальных (ведущих переговоры, но еще не заключивших сделку) клиентов более выгодными условиями. Однако, если клиент пришел сам, можно предлагать ему ваши условия и нет проблем, чтоб он, сочтя их более выгодными, выбрал ваши услуги.

Решением в данном случае могло бы быть предложение каких-то особых, специфических услуг, которых нет у ваших конкурентов, наряду со стандартным пакетом. В таком случае даже уровень благочестия вы не нарушаете.

Успехов во всех Ваших хороших делах!

Отвечал: раввин Шевах Златопольский