Как научиться говорить мягко?

lunch-breaks+Вопрос: Пожалуйста подскажите, что конкретно нужно делать, чтобы научиться говорить мягко?

Ответ: Спасибо за вопрос, ведь это проблема многих. Все мы в той или иной степени страдаем неумением общаться. Этому не учат в школе, и многие, будучи образованы и культурны, как им кажется, в отношениях с ближним полные профаны.

Тема эта обширна, есть множество текстов религиозных и секулярных. Думается, ее не объять в одной статье, как и не решить проблему за один раз. Мы и не претендуем. Мы лишь хотим дать иной взгляд, посмотреть на эту проблему с иной точки зрения. Нам должно помочь, ибо эта основа основ и основа веры вообще.

Причина грубости, того, что человек сердится, говорит в грубой манере, разрешает себе грубые слова, повышенный тон и тому подобное, кроется в том, что он ощущает себя выше собеседника, пусть даже и ненамного. Ведь не грубят тому, кто выше по уровню, положению, силе.

Грубость (не только в речи, но и во всем: поведении, походке, манерах и так далее) является следствием, как Тора это называет, грубости духа. Грубость духа, в свою очередь, происходит от ощущения, что Б-г не здесь, а где-то там, и не видит, что у нас тут творится. Если бы человек чувствовал (все знают, но не все чувствуют!), что Б-г видит все и слышит все, наверняка он бы разговаривал мягко и вел себя скромно. Все это знают, но забывают. Вот в момент забывчивости человек может вознести себя над ближним своим и позволить грубость в его отношении.

Поэтому мы говорим, что грубость сродни язычеству. Грубиян своим поведением как бы заявляет: «Да-да, Б-г велик и создал мир. Но Он – там, а мы – здесь, и мы живем по правилам, которые сами себе устанавливаем».

Человек забывает, что это не так: Б-г здесь точно так же, как и там. Но тот, кто ведет себя, будто Его тут нет, что Он не видит, что здесь происходит, языком Талмуда, выталкивает Б-га из материального мира на Небеса. И Б-г, соответственно, ведет себя с таким человеком так же – взирает на него издалека, с Небес. Попросту: не вдается в его проблемы.

Тут есть два направления: размышлять о величии Б-га. О том, Б-г управляет всем. Нет ничего вне Его внимания. Он видит все и слышит все. Словами Талмуда (Авот 1, 2): «Помни о трех вещах, и ты не согрешишь: знай, что над тобой око зоркое и ухо чуткое, а все твои поступки записывают в книгу».

Второе направление: размышлять о бренности собственного существования. Что-то в таком роде:

«Помни о трех вещах, и ты не согрешишь. Знай, откуда ты пришел, куда идешь, и перед Кем тебе держать ответ в суде. Откуда ты пришел? Из вонючей капли семени. Куда идешь? В место гнили и червей и так дальше» (там же, 3, 1).

Вот еще (там же, 4, 4): «Будь предельно скромен, ибо вся твоя надежда – черви!».

Вот еще на эту тему (там же, 4;1): «Кто уважаем? Тот, кто уважает других людей».

Над этим следует размышлять глубоко и это делает человека более духовным, более нежным, более мягким.

При этом следует знать, что нет качеств, плохих самих по себе, все зависит от их применения. И грубость можно использовать с пользой, как говорит Талмуд (Брахот 5,1): «Постоянно следует гневить свое доброе начало против дурного».

Еще (Авот, 5, 20): «Будь дерзок, как тигр... исполнять волю отца твоего небесного».

Или такое. Талмуд говорит: «Дерзкому – ад, скромному — рай», смысл довольно понятный. А каббала перекраивает это на свой лад. Если в аду возникли проблемы и нужно кого-то послать туда их решить, скажем, спасти человека, то отправляют дерзкого, скромный не справится; скромный может работать только в райских условиях.

Это все показывает, что и грубости есть место в служении Б-гу.

В любом случае, поведение человека есть следствие его внутреннего мира, его ощущений. Можно научиться контролировать себя, но правильный путь – изменяться внутри. Пожелаем же всем (и себе тоже!) успеха на этом нелегком, но благодарном поприще!

Автор: р. Хаим Фильцер