Как исправить прошлые грехи?

Вопрос: Как исправить прошлые грехи? Как не совершать новые?

Ответ: Спасибо за вопрос, сейчас самое время для этого. По лунному еврейскому календарю сейчас месяц Элул, месяц милосердия, последний месяц уходящего года. [1] Каббала приводит притчу о том, что царь выходит в поле, и все могут к нему подойти. Когда царь в своем замке, придти к нему не просто, а когда он выходит из него и из города и ходит, как простолюдин, каждый может подойти и просить, что ему нужно. Этот месяц – самое подходящее время для исправления грехов, само время этому помогает.

Разделим тему на несколько частей. Очевидно, что если грех материализовался, то физические последствия его надо исправить, и это понятно. Если деньги были, к примеру, украдены, недоплачены, взяты взаймы, и их не вернули, их надо вернуть. Если вы обидели кого-то, надо получить у него прощение. Если человек был убит… скажем, погиб в аварии, не дай Б-г… есть грехи, физические последствия которых исправить уже невозможно. Об этом написано много, поэтому не про это мы будем говорить. Не про физическую составляющую исправления греха. Или скажем по-другому, сегодня мы будем говорить не про это, про это как-нибудь в другой раз.

Сегодня мы будем говорить о том, как исправить духовную составляющую греха, ущерб, который понесла душа самого грешника. И здесь мы выделяем три последовательных ступени (последовательность важна): 1) раскаяние в сердце, 2) решительно принять обязательство никогда не делать это в будущем, 3) сформулировать грех словами, и рассказать о нем Б-гу и просить прощения.

Более подробно.

1. Раскаяние в сердце. Человек согрешил потому, что было желание к запрещенному. Это желание нужно из сердца искоренить. Вот насколько глубоко это желание проникло в сердце, настолько глубоким должна быть горечь раскаяния. Эта горечь очистит сердце от страсти, однако если человек привык грешить, и грехи стали ему чем-то обыденным, ему будет трудно достичь такой горечи. В этом разница между случайными грехами греховными увлечениями. Тем не менее, раскаяние доступно всем, и свобода выбора ни у кого не забрана.

Бывает так, что люди открывают себя для грехов из-за удовольствия, которое они от этого имеют. Они как бы говорят: «Я открываю свое сердце желаниям и готов их выполнять». Такие люди перестают чувствовать зло, порождаемое их поступками. Ибо грязь притягивает грязь, а скверна притягивает еще большую скверну. Это похоже на то, как шаловливого ученика наказывают, и ему стыдно, и он хочет исправиться, но если шалости переходит границы, то может случиться так, что учитель потеряет терпение и перестанет обращать внимание на такого ученика, мол, делай, что хочешь, только классу не мешай! И он делает, что хочет, не слушает урок, не делает задания, выходит из класса, когда хочет, и его не наказывают. Вот она, райская жизнь, вот оно, благо! Делай, что хочешь, и тебе ничего не будет! Таким людям очень трудно раскаяться, почти невозможно [2].

Важная деталь. Как правило, греховные мысли люди не считают грехом и не видят необходимым их исправлять. Особенно, если это не собственные мысли, а пришедшие извне. И это потому, что закон за мысли не наказывает. Но надо знать, что мысли коренятся в душе гораздо глубже, чем поступки, и наносят больше, чем поступки, вреда психике. Другими словами, поступки наносят больше вреда в реальности, а мысли наносят больше вреда в духовном мире, и их тоже надо исправлять.

2. Решительно принятие обязательства никогда не делать этого в будущем. Без этого исправление невозможно. Одного раскаяния мало, одно оно не есть исправление. Возможно, что в будущем человек снова оступится и совершит тот же самый грех, но сейчас человек должен быть искренним в своем решении, сейчас он по-настоящему принимает решение никогда больше этого греха не делать.

3. У духовных сущностей тоже есть свои душа и тело, духовное тело. Любой грех порождает духовную отрицательную сущность, которую мы называем чертом, Сатаной, сатанишкой, чертиком. Каждый отрицательный поступок, даже маленький, это маленький чертик, сатанчик, сатанишка.

Раскаянием мы забрали из него его духовность, его душу, ту духовную энергию, которая его создала. Но осталось его тело, и его надо похоронить. Его тоже надо убрать. На что это похоже? На то, что мы вылили содержимое ночного горшка, но ведь и сам горшок надо убрать из комнаты, чтобы в ней стало чисто.

Это делается тем, что грех формулируется словами. Нужно рассказать Б-гу о своем грехе, и тут недостаточно общих фраз, нужны подробности (только не надо слишком увлекаться). Самое подходящее время для этого – перед сном, но, конечно, если человек почувствовал необходимость этого в любое другое время, откладывать не надо.

Как избежать греха на будущее [3]? Человек подобен городу: череп как городская стена, а глаза, уши, нос и рот – городские ворота, через эти отверстия в черепе сознание человека выходит во внешний мир, а мир в него входит. И это ворота в стенах города должны охраняться.

Глаза. Ограничить себя и не смотреть на запрещенное. Ведь даже если в момент созерцания человек эмоционально никак не затронут, тем не менее все то, что человек видит, оставляет глубокий отпечаток в душе. Такова уж природа зрения. И все, что человек видел, когда-нибудь вылезет из памяти и породит эмоции.

Слух. То же самое – избегать слушать злословие и зубоскальство о других людях. Кроме того, что в этом прямая выгода – это оберегает душу от нечистоты, но еще есть выгода в том, что когда человек не хочет слушать зло о других, то и на Небесах не хотят слушать зло о нем, когда Сатана приходит со своими обвинениями.

Запах. Нужно уметь определять по запаху те мысли, которые не следует думать.

Речь. Следует ограничить себя и не болтать лишнего даже тогда, когда это не запрещено вообще. Как говорят мудрецы [4]: «Неумеренность в речи приводит к греху».

Вот в самых общих чертах то, что относится к этой теме.

Желаем всем хорошего сладкого года, который наступет 14 сентября с Б-жьей помощью. Чтобы наступающий год был годом мира, радости, чистоты и святости во всех делах. И чтобы исполнилось сказанное пророком [5]: «В день тот не будешь позорить себя всеми деяниями своими, которыми ты грешил против Меня».

Примечания

[1]  Статья основана на книге второго Любавичского Ребе Дов Бера «Шаарей тшува», часть 1.
[2]  Тем не менее, если человек наберется решимости, он всегда может раскаяться. Просто такому человеку это очень трудно. Как правило, нужны очень мощные внешние толчки, чтобы подвинуть его к этому.
[3]  Маамар Любавического Ребе, Шофтим, 5729 года.
[4]  Авот, 1:17.
[5]  Цфанья, 3:11

Автор: р. Хаим Фильцер