К сказанному в Торе нельзя ни прибавлять, ни убавлять

К сказанному в Торе нельзя ни прибавлять, ни убавлять, поэтому другое не легитимно.

Очевидно, что тема очень большая, шире моря и выше гор, поэтому, не имея возможности вдаваться в подробности, мы даем лишь общие положения.

 

1

Сказано: «Все, что я заповедую вам, бережно исполняйте, не прибавляй к тому и не убавляй от того» (Дварим, 13:1).

И далее: «Если восстанет в среде твоей пророк или сновидец и представит тебе знамение или чудо, и появится то знамение или чудо, о котором он говорил тебе, – чтобы сказать: «пойдем-ка за богами иными, которых ты не знаешь, и будем служить им», – то не слушай слов пророка того или сновидца того, ибо испытывает вас Г-сподь… А пророка того или сновидца должно предать смерти…» (там же, 2-6).

Каким же образом иные религии отменили заповеди Б-га? А вот: «Одни говорят: заповеди были истинными в свое время, но теперь устарели и отменены; другие говорят: все это аллегории, не связанные с прямым смыслом, и, вот, уже пришел Машиах и открыл эти тайны…» (Маймонид, законы царей, глава 11, в конце) [1].

2

Тора предшествует миру (Шабат, 88б; Псахим, 54а; Мидраш Теѓилим, 90, 2; Берешит раба, гл. 10, 2; Танхума, Ваешев, 4; Зоѓар, ч. 2, 49а). Тора является мудростью и волеизъявлением Б-га (Танья, гл. 4). Она превыше ограничений мира сего. И, как невозможно охватить мыслью Всевышнего (Тикуней Зоѓар, 17а), так же невозможно охватить мыслью Его мудрость. Разве что мудрость Его ограничилась и облачилась в материальные предметы и явления, приняв форму логики и мудрости, доступной человеку, но по сути осталась мудростью Б-га, бесконечной и непознаваемой.

Зато теперь человек может поместить в свой разум, и Б-жественная мудрость объединится с разумом человека в пророческом видении, как сказано (Шмуэль 2, 23:2): «Дух Г-сподень говорит во мне, и слово Его на языке моем».

Моше, учитель наш, является главным пророком и отцом всех пророков. Мы верим в него не потому, что он творил чудеса, – ибо чудеса оставляют место сомнениям, вдруг это не Б-жественное чудо, а колдовское, – а силой Синайского откровения. Ибо наши глаза видели, и наши уши слышали, а Моше вошел в облачную тьму, и голос говорил с ним: «Моше! Моше! Иди, скажи им так-то и так-то!», и мы это слышали (Маймонид, Йесодей ѓа-Тора, гл. 8, 1). Выходит, что весь народ был свидетелем истинности пророческого дара Моше (там же, 2).

Выходит также, что любому пророку после Моше мы доверяем не по причине чудес, им сделанных, а силой повеления, которое Моше дал нам в Торе (там же). Поэтому, если объявится пророк и сделает великие чудеса и знаки, но призовет отменить пророчество Моше, мы не будем его слушать, мы будем знать априори, что чудеса эти – колдовские. Ибо истинность пророчества Моше основано не на чудесах, а на том, что мы сами видели и сами слышали то, что слышал он (там же, 3).

3

Иными словами, разум Моше смог вместить бесконечную мудрость Б-га. Конечно, были вещи, которые и он не мог постичь и которые ему открылись лишь в день его смерти, когда тело перестает быть обузой для души, однако то, что доступно разуму человека, он постиг в полной мере.

Почему же Моше смог вместить в себя бесконечную мудрость Б-га? Потому, что он полностью устранил свое «я» перед Б-гом и не хотел ничего, кроме Б-жественности. Об этом сказано (Бемидбар, 12:6-8): «…если и есть у вас пророк, то Я, Г-сподь, в видении открываюсь ему, во сне говорю Я с ним. Не так с рабом Моим Моше; доверенный он во всем доме Моем. Устами к устам говорю Я с ним, и явно, а не загадками, и лик Г-спода зрит он». И еще (Дварим, 34:10): «И не было более пророка в Израиле, как Моше, которого Г-сподь знал лицом к лицу».

4

Свои знания Моше передал своему ученику Йеѓошуа. Йеѓошуа передал старейшинам, старейшины — пророкам, пророки передали Великому собранию мудрецов в начальный период Второго Храма (Авот, 1:1). Это кратко.

Более подробно. Вавилонский Талмуд был записан в начале шестого века новой эры. Рав Аши, его записавший, отстоит от Моше на 40 поколений мудрецов.

Вот эта цепочка:
1) Рав Аши от Равы. 2) Рава от Рабы. 3) Раба от рава Ѓуны. 4) Рав Ѓуна от рабби Йоханана [2], Рава и Шмуэля. 5) Рабби Йоханан, Рав и Шмуэль – от Рабейну ѓа-кадош [3]. 6) Рабейну ѓа-кадош от раббана Шимона, отца своего. 7) Раббан Шимон от раббана Гамлиэля, отца своего. 8) Раббан Гамлиэль от раббана Шимона, отца своего. 9) Раббан Шимон от раббана Гамлиэля-cтаршего, отца своего. 10) Раббан Гамлиэль-старший от раббана Шимона, отца своего. 11) Раббан Шимон от Ѓиллеля, отца своего, и от Шамая. 12) Ѓиллель и Шамай от Шмайя и Автальона. 13) Шмайя и Автальон от Иеѓуды и Шимона. 14) Иеѓуда и Шимон от Иеѓошуа бен Прахья и Нитая ѓа-Арбели. 15) Иеѓошуа и Нитай от Йосефа бен-Йоэзера и Йосефа бен-Йоханана. 16) Йосеф бен Йоэзер и Йосеф бен Йоханан от Антигноса. 17) Антигнос от Шимона-праведника. 18) Шимон-раведник от Эзры [4]. 19) Эзра от Баруха [5]. 20) Барух от Йермияѓу [6]. 21) Йермияѓу от Цфаньи [7]. 22) Цфанья от Хавакука [7]. 23) Хавакук от Нахума [7]. 24) Нахум от Йоэля [7]. 25) Йоэль от Михи [7]. 26) Миха от Йешаяѓу [7]. 27) Йешаяу от Амоса [7]. 28) Амос от Ѓашеа [7] (русск. Осия). 29) Ѓошеа от Захарии [7]. 30) Захария от Йеѓояды [8]. 31) Йеѓояда от Элиши [6]. 32) Элиша от Элияѓу [6]. 33) Элияѓу от Ахии [6]. 34) Ахия от Давида [9]. 35) Давид от Шмуэля [10]. 36) Шмуэль от Эли [8]. 37) Эли от Пинхаса [11]. 38) Пинхас от Йеѓошуа [12]. 39) Йеѓошуа от Моше, нашего учителя. 40) Моше, наш учитель, – из уст самого Всевышнего. Выходит, что все приняли от Господа, Б-га Израиля.

Все эти мудрецы являлись величайшими людьми своего поколения, главами академий по изучению Торы, вождями народа в рассеянии, авторитетами закона. Кроме них в каждом поколении было огромное количество людей, которые слышали традицию от них и изучали ее вместе с ними (Маймонид, предисловие к «Яд хазака»).

5

Как уже сказано, Моше обладал качеством полного устранения своего «я», присущего Хохме (из беседы в субботу Насо 6723).

Как известно, именно в сфире Хохма покоится Эйн Соф, потому что Хохма способна Его принять. Иными словами, уровень Хохма соединяет в себе бесконечное и конечное вместе в буквальном смысле, потому что цель Хохмы заключается в осмыслении того факта, что нет иной реальности, кроме Б-га. Так и Моше: со стороны своего тела он был смертным, но со стороны разума смотрел на мир глазами Б-га, если так можно выразиться. Об этом сказано (Дварим, 33:1): «Моше, человек Б-жий». Моше получал пророчество от самого Б-га, а не от ангелов, как остальные пророки.

И мудрецам после себя он передал не просто знание, а посредством наложения рук передал от своего духа, от своей способности ясно видеть истину, как сказано (Бемидбар, 11:16-17): «И Г-сподь сказал Моше: собери Мне семьдесят мужей из старейшин… а Я… отделю от духа, который на тебе, и возложу на них…». Эта способность передавалась по цепочке до рава Аши, записавшего Вавилонский Талмуд (вышеупомянутая беседа, см. там подробности).

То есть мудрецы, глядя в текст Торы, ясно видели истинную сущность закона. Конечно, чтобы достичь этого уровня, требуется небывалая самоотдача и тяжкий труд ума и сердца, не об этом мы говорим. Мы ведем речь о том, что, сделав из себя сосуд для мудрости Торы и объединив свой разум с ее разумом, такой мудрец обретал способность Моше, о которой сказано выше, посредством наложения на него рук его учителем. Поэтому Талмуд принят к исполнению всеми и нет кого-либо, кто бы это оспаривал.
То есть, как и в случае с пророками, мы доверяем мудрецам не потому, что они мудрые, а потому, что тянется к ним непрерывная цепочка живой передачи знания от Моше и его способность видеть истину.

6

Как было сказано, Тора предшествует миру. То есть мудрость Торы и ее заповеди не подвержены ограничениям пространства и времени, они верны везде и всегда. Об этом сказано (Бемидбар, 15:22-23): «…заповедал вам Г-сподь через Моше с того дня, когда Г-сподь заповедал и впредь, во все поколения ваши». И еще (Дварим, 5:3): «Не с отцами нашими заключил Г-сподь союз сей, но лично с нами, находящимися здесь сегодня, всеми живыми» [13]. Также в Теѓилим (119:152): «Издавна знал я из заповедей Твоих, что навеки Ты основал их».

Подведем итог. Законы Торы неизменны, и на них держится мир. Всевышний смотрел в Тору и творил мир (Зоѓар, ч. 2, лист 161а). То есть мир создан таким, чтобы человек мог выполнить в нем законы Б-га, евреи – свои, ноахиды – свои. Тем самым мир из хаотичного становится упорядоченным и в него привлекается Б-жественность. В конце концов это приведет к тому, что мир станет сосудом для Б-жественной сущности, иными словами, в ограниченном мире проявится неограниченный Б-г.

Об этом сказано пророком (силою, полученной от Моше): «И явится слава Г-сподня, и увидит всякая плоть разом, что изрекли уста Г-спода» (Йешаяѓу, 40:5).
Да будет это вскорости, буквально в наши дни!

Примечания

[1] Цитируется по изданию, не подвергнувшемуся купированию христианской цензуры.
[2] Записавший Иерусалимский Талмуд.
[3] Записавший Мишну.
[4] См. Книгу Эзры.
[5] Барух бен Нерия, писец и ученик пророка Йермияѓу (Иеремии).
[6] Пророк Иеремия, автор Книги Иеремии и плача Иеремии.
[7] Пророк, см. одноименную книгу.
[8] См. о нем Книга царей 2.
[9] Царь Давид.
[10] См. Книгу Шмуэля.
[11] См. Тору, конец гл. Билам и начало гл. Пинхас.
[12] См. Шмот, 13:11.
[13] Этот перевод немного отличается от распространенного перевода Д. Йосифона.

Статья написано специально для сайта «Монотеизм».
Автор: р. Хаим Фильцер