Йесод — Основа: ощущение Провидения

йоседМудрецы говорят: «Печать Б-га – истина».[1] Обычно мы под истиной мы подразумеваем «противоположное лжи», как философскую (эпистемологическую[2]) категорию. Однако на иврите слово эмет («истина») имеет и два дополнительных значения – «подтверждение» и «исполнение».[3] Божественная «печать истины» проявляется в стремлении человека к реализации духовного опыта и раскрытию эмоциональных начал человеческой души, что и является внутренней ощущением сфиры Йесод. В этом смысле, истина является проявлением неизбывной жажды творчества – стремления реализовать потенциальные возможности и исполнить обещанное себе и другим.

Архетипическим воплощением сфиры Йесод явлется Йосеф, сын праотца Яакова. Сфира Йесод – продолжение Тиферет, сфиры праотца Яакова. На это намекают слова Торы: «Вот порождение Яакова – Йосеф».[4] Йесод – сфира, которая отождествляется с уровнем и образом праведника (цадика) – святого человека, который является основой и краеугольным камнем своего поколения.[5]

Первым названным в Торе цадиком, праведником, был Ноах.[6] Он единственный реализовал потенциал своего поколения, которое погибло в водах Потопа. Именно он стал первым с момента сотворения человека кому Б-г разрешил в пищу мясо животных и в то же время запретил есть части отторгнутые от туши ещё живого животного[7]. Что указывает на то, что этот запрет призван предотвратить злоупотребление силами сфиры Йесод и внутренней составляющей её проявления в душе – истины.

Запрещенная пища парализует присущую душе чувствительность к Провидению, определяющему все аспекты нашего существования (не стесняя, при этом, свободы воли). Тора запрещает евреям употреблять в пищу довольно большое количество различных видов продуктов питания. Однако импульсивный и животный акт поедания плоти ещё живого животного парализует чувствительность души гораздо больше, чем поглощение любого другого продукта, запрещенного в пищу только евреям.

Импульсивность – черта, противоречащая самой сути служения цадика. Цадик, по определению, – дающий[8]: он получает только ради того, чтобы отдавать.[9] Чтобы знать, как, когда и кому отдавать наиболее эффективным образом, с максимальной пользой, праведник должен быть не только достаточно мудр,[10] но и обладать безукоризненной выдержкой и самоконтролем.[11] Даже когда праведник ест, он дает своему телу только необходимое,[12] ибо знает, что только здоровое тело может служить сосудом, который позволит душе исполнить свое предназначение.[13] Как мудрость праведника, так и его способность к самоконтролю являются порождением его обостренной чувствительности к проявлениям Провидения.[14]

Как уже объяснялось, полное и безоговорочное упование на Творца дает человеку чувство уверенности в себе. Аналогично этому, осознание всемогущества Провидения, не оставляющего без надзора никого из сотворенных, позволяет раскрыть внутренний потенциал и реализовать жизненное предназначение. Чем отчетливей мы понимаем, что лишь благодаря Провидению можем выполнить свое жизненное предназначение, тем более широкий доступ открывается к силам, позволяющим достичь поставленных целей. В свете сказанного, можно сформулировать шестую идею, постижение которой с помощью медитативных размышлений должно лечь в основу служения праведного ноахида: осознание постоянного божественного Провидения в этом мире.

Подобно художнику, оставляющему подпись под картиной, Всевышний ставит печать на каждом элементе мироздания. Эта печать есть Истина, источник ощущения присутствия Творца и Его Провидения в этом мире, Его вездесущности и всеведения.[15]

Обобщая сказанное о природе сфирот Хесед, Тиферет и Йесод, можно сказать, что Всевышний в Его бесконечном милосердии творит мир любовью, делает чудеса и Его присутствие, и Провидение[16] становятся ощутимыми творениями с полной достоверностью. Еврейская традиция утверждает, что Провидение определяет судьбу всех творений, вплоть до неодушевленных, включая самые незначительные из них. Тем более это касается живых существ. Именно оно наполняет каждое из созданий дыханием жизни, непрерывно поддерживая их дальнейшее существование.

Существует два уровня представления о Провидении. На первом из них приходит осознание того, что Творец заботится о судьбе своих творений. На втором, гораздо более высоком уровне – того, что каждый (даже мельчайший) поворот судьбы каждого из творений, и все происходящее в мире служит воплощению божественного плана. Все, что происходит в мироздании, на уровне микрокосма или макрокосма, неразрывно связано. Нечто подобное мы наблюдаем в природе, где хрупкое равновесие экологической системы зависит от каждого из её составляющих и от взаимодействия между ними. Подобным образом, каждое из творений вносит свою лепту в дело достижения конечной божественной цели творения: «создания обители Всевышнему» в нашем, нижнем мире.[17]

Только тогда, когда на низшем уровне низшего из миров (т.е. мира Асия) – в материальном мире, в котором мы живем, – станет ощутим непостижимый свет, наполняющий все мироздание, и сам человек станет частью этого света, – мы сможем ощутить божественное присутствие во всем вокруг нас.[18] И понять всю справедливость слов псалмопевца: «Правда Твоя, как мощные горы, правосудие Твое – великая бездна! Человека и животное Ты спасаешь, о Б-г!»[19].

Примечание

[1] Йома, 69б.

[2] Эпистемоло́гия (от др. -греч. ἐπιστήμη — «умение, знание», и λόγος— «учение, наука») — теория познания, раздел философии.

[3] В каббале познание эпистемологической истины связывается с интеллектом, то есть со сфирот Хохма и Бина.

[4] Берешит, 37:2. Сфира Йесод находится непосредственно под сфирой Тиферет, расположенной на той же центральной оси Древа Жизни. Тиферет обладает силой уравновешивать противоположности, сдерживая чрезмерные проявления правой или левой стороны; это является сущностью тикуна – исправления. Тиферет (Яаков) не находится прямо под сфирой Гвура (Ицхак), расположенной на левой оси, или сфирой Хесед (Авраѓам) на правой. И «правый» Авраѓам, и «левый» Ицхак жили до появления сдерживающего и стабилизирующего центра – Яакова. Поэтому и у Авраѓама, и у Ицхака были недостойные потомки (соответственно, Ишмаэль и Эсав), тогда как все потомки Яакова (рожденные благодаря корню души Йосефа, милости в облике красоты, как это разъясняется в хасидизме) стали святыми прародителями народа Израиля. Поэтому из всех праотцев только о Яакове мудрецы говорили, что «его супружеское ложе было без изъяна».

[5] «Праведник – основа мира» (Мишлей, 10:25).

[6] Берешит, 6:9.

[7] Как уже упоминалось, существует два мнения, кому первому был дан этот закон: Ноаху или Адаму.

[8] Не случайно слово цадик происходит от того же корня, что и слово цдака – благотворительность.

[9] Сфира Йесод, девятая из десяти сфирот, собирает энергию всех вышестоящих сфирот, чтобы дозировано, наиболее эффективно («основательно») передать ее сфире Малхут.

[10] Как объясняется в каббале, сфира Йесод, находясь на средней оси древа сфирот, напрямую связана со сфирой Хохма (Мудрость), благодаря чему праведник обладает мудростью, необходимой для того, чтобы реализовать свое предназначение.

[11] См. «Искусство воспитания», стр. 130-4. Способность к самоконтролю праведник, то есть сфира Йесод, получает от сфиры Гвура. Поэтому каббалисты говорят, что, хотя сфира Йесод лежит на центральной оси, она тяготеет влево, дабы получать от сфиры Гвура необходимую энергию. В Торе образцом самоконтроля считается поведение Йосефа, архетипического воплощения сфиры Йесод, который смог устоять перед чарами соблазнявшей его жены Потифара. См. Берешит, 39:7, 10-12.

[12] «Праведный ест досыта» (Мишлей, 13:25) – то есть не больше и не меньше. Как объясняется в Тании, праведник считает своим долгом заботиться о своем теле. Поэтому, когда легендарный мудрец и праведник Гилель собирался есть, он говорил, что это акт милости в отношении тела. Тания, глава 29.

[13] «Поддержание здоровья в теле является одним из путей служения Всевышнему, ибо невозможно понять и постичь что-либо из знаний о Творце, будучи больным» (Рамбам, Мишне Тора, Законы, касающиеся мировозрения, 4:1).

[14] Это осознание обостряется, в частности, по мере того, как тело очищается под влиянием разрешенной пищи, которую человек ест лишь ради поддержания своего здоровья.

[15] Наши, благословенной памяти, мудрецы говорят: «Тот, кто дает ребенку хлеб, должен сказать об этом его матери» (Шабат, 10б). Как объясняется в учении каббалы и хасидизма, «мать» и «ребенок» – два «лика» человеческой души. «Ребенок» – это эмоциональная сфера, тогда как «мать» – понимание, присущее человеческой душе. Все, что Б-г создал для нас в этом мире – «хлеб для ребенка», поскольку, как объясняется в учении каббалы, прообразом человека в высших мирах является конструкция сфирот, именуемая Зеир Анпин («Малый (т.е. младенческий) лик»), в которой доминируют шесть сфирот, от Хеседа до Йесода, раскрывающихся в шести базовых эмоциях и их производных. Подобно художнику, Б-г оставил свою подпись на всех своих творениях, то есть уведомил «мать» о происхождении этих даров.

Йесод – источник шестого эмоционального начала, крайняя точка тела. Йесод олицетворяет последний этап физического и психологического развития ребенка (хотя зрелость является, прежде всего, состоянием ума, она проявляется и на физическом уровне, прежде всего в деятельности [мужского] детородного органа, который соответствует этой сфире). Именно здесь Творец ставит свою печать (имеется в виду обрезание – ред.).

Йесод связан со сфирой Даат (центральная ось и т.д.) и поднимается до неё, черпая там силы. Как объясняется в учении каббалы, это объясняет известное высказывание мудрецов, что «Йосеф (Йесод) напоминал своему отцу Яакову (Зеир Апнин) его жену Рахель (которая после смерти вознеслась с уровня сфиры Малхут до уровня сфиры Даат).

[16] Способность осознавать тот факт, что Творец постоянно творит мир заново, связана со сфирой Хесед. Понимание, что Б-г творит чудеса (пробуждающее в нашем сердце желание молиться Ему), связано со сфирой Тиферет. Осознание Провидения, заботящегося обо всем сотворенном, связано со сфирой Йесод. Провидение так же непрерывно, как и сотворение мира заново (как разъясняется в письме Любавичского Ребе о Провидении, см. «Игрот Кодеш» Любавичского Ребе, т. 1, гл. 94; см. Так же «Ѓа-йом-йом…», 29 сивана). Это объясняет, каким образом «окончания их (шести, соответствующих шести дням Творения, сфирот, от Хеседа до Йесода) достигают начала их шести сфирот, т.е. сфиры Хесед», как это сказано в Сефер Йецира (1:7).

Чудеса, явным образом нарушающие законы природы, кажутся редкими и немногочисленными. На самом деле, они просто незаметны или малозаметны, но происходят постоянно. Чем сильнее человек ощущает Провидение как движущую силу постоянного обновления мироздания с его неизменными законами, тем легче ему заметить сверхъестественные чудеса, которые происходят с ним и в окружающем его мире.

Среднее арифметическое гематрий слов «Милость» (72 ,חֶסֶד), «Красота» (1081 ,תִּפְאֶרֶת) ) и «Основание» (80 ,יְסֹוד ) – 411, что равно гематрии выражения «нечто из ничего» (יֵש מֵאַיִן) . То, что Всевышний творит «нечто из ничего» представляет собой проявление первой сфиры — Хесед, выражающейся в непрестанном воссоздании творения. Внутренняя динамика процесса сотворения «нечто из ничего» является проявлением третьей сфиры в этом списке — Йесод (Основания): Провидения. И, наконец, чем больше человек способен осознать, что весь мир творится из ничего, тем он восприимчивее к проявлению сфиры – Тиферет: чудесам.

[17] Танхума, Нассо 16.

[18] Высшая форма осознания Провидения доступна только цадику. В каждом поколении есть цадик, который, полностью исправив и очистив свое сознание, становится благодаря этому «основой мира». Чем ближе человек к праведнику своего поколения, тем больше его понимание Провидения и его проявлений в собственной жизни.

Что касается нееврейских душ, лишенных сознательной связи с цадиком (в этом контексте народ Израиля может считаться «коллективным праведником» человечества), то заметить руку Провидения в их судьбе очень сложно, поскольку они находятся на таком уровне, на котором Провидение достигает их, проходя через множество промежуточных духовных инстанций.

[19] Теѓилим, 36:7. Как объясняют наши мудрецы, в этом стихе, говорится об индивидуальном Провидении, направленном на каждое из созданий. А в каббале разъясняется, что Избавление происходит, когда «животное» соединяется с «человеком». Термины эти условны и требуют расшифровки: под «человеком» подразумевается праведник своего поколения, «основа мира», полностью исправивший и очистивший свое сознание. Души всех остальных людей, евреев и неевреев, в большей или меньшей степени сохраняют животную природу и потому называются «животным».

Автор: р. Ицхак Гинзбург

Отрывки из книги «Каббала для народов мира». Глава 4.