Изучение Торы ноахидами

ТораВ наш век изобилия информации, когда парой нажатий мышкой можно найти практически все интересующие нас знания, в том числе и по иудаизму, возникает неожиданный вопрос: а имеет ли право согласно закону Бней Ноах изучать Тору, Танах и другие еврейские книги? Давайте попробуем разобраться.

В Талмуде трактат Авода зара[1] приведены слова раби Меира: “Откуда известно, что нееврей, изучающий Тору, подобен первосвященнику? Сказано в Писании “И соблюдайте законы Мои и правопорядки Мои, которые будет исполнять человек, и жизнь обретет ими. Я Господь”[2]: не коэны, левиты или обычные евреи, а “человек”. Это учит нас тому, что нееврей, изучающий Тору, подобен первосвященнику”.

На первый взгляд, раби Меир считает, что очень похвально для нееврея учить Тору. Однако, в трактате Санедрин[3] мы находим мнение раби Йоханана, противоположное мнению раби Меира: “Нееврей, который учит Тору, подлежит небесной казне, как сказано: “Тору заповедал нам Моше, наследие…”, нам наследие, а не им”. Дальше Талмуд спрашивает, почему же запрет учить Тору для Бней Ноах не входит в семь заповедей, и отвечает, что по одному мнению это уже запрещено как грабеж, а по другому как запретные связи. Затем приводятся слова раби Меира, как опровержение раби Йоханана. Талмуд отвечает, что раби Меир говорил, про изучение ноахидом его заповедей. (Отметим, что в Мидраш Раба[4] объясняется, что раби Меир имел ввиду нееврея, принявшего иудаизм, и уже будучи евреем, изучающего Тору).

Опираясь на выше приведенное, Рамбам постановляет закон[5]: “Нееврей, который занимался изучением Торы, подлежит небесной казне. Пусть же изучает только законы своих семи заповедей”.

Теперь нам остается выяснить какую Тору, какому нееврею и каким образом нельзя учить.

Какую Тору?

Раби  Йеошуа Боаз, автор Шилтей гиборим, считает, что БН можно учить пророков и писания, но не пятикнижие. Он поясняет это тем, что в пятикнижие содержатся в основном еврейские заповеди. А вот пороков и писания БН можно учить, так как оттуда он узнает о будущем возвращении еврейского народа к былой славе, получит представление об истинной вере. Скорей всего и всю устную Тору, записанную в Мишне, Талмуде, мидрашах и т.п. БН по мнению Шилтей гиборим учить нельзя. Еще один крупный раввин 20 века Моше Файнштейн склонен считать, что всю письменную Тору, включая пятикнижие,  БН учить можно, ведь Моше записал все пятикнижие на камнях на 70 языках, чтобы неевреи могли ее учить. А вот устную Тору Бней Ноах учить нельзя.

Какому нееврею?

Есть интересное мнение Хатам Софера, что только нееврею-идолопоклоннику нельзя учить Тору, а другим можно. Он выводит это из того, что Рамбам употребляет выражение “идолопоклонник”, когда пишет про запрет учить Тору, а не бен Ноах, как в других местах. Однако этого довольно спорно, ведь существуют другие издания, где и здесь сказано “бен Ноах “. А Маарша из истории про Гилеля, который сделал гиюр нескольким неевреям, выводит разрешение для решившего пройти гиюр учить всю Тору, ведь сначала еще до гиюра Гилель с ними учился.

Каким образом?

Некоторые раввины обращают внимание, что сказано “занимается (в оригинале עוסק)”, что указывает на углубленное изучение Торы. Поэтому разрешают ноахидам учить любую часть Торы для ознакомления и без постоянство. То есть например нельзя на постоянной основе глубоко изучать Талмуд, но от случая к случаю читать его в познавательных целях, из любопытства  или любви к  мудрости можно.

Если так, то как же Ноаху, Шему, Эверу, праотцам еврейского народа и их потомкам, которые сумели постичь всю Тору еще до её дарования на Синае, было разрешено её изучать? Рав Ашер Вайс предполагает, что они были подобны тому, кто решил пройти гиюр и потому им это было разрешено.  Или возможно, как пишет Маараль из Праги,  запрет этот появился только после дарования Торы.

Резюмируя, можно сказать, что изучение Танаха даже с комментариями разрешено для Бней Ноах. Главное чтобы то, о чем сказано в комментариях, можно вычитать из текста. Изучение семи заповедей даже углубленное разрешено и крайне желательно. Все остальные части Торы разрешены для ознакомления не на постоянной основе.

Примечания

[1] 
[2]  Ваикра 18:5
[3]  59а
[4]  Бамидбар Раба 13:16
[5]  Законы царей 10:9

Автор: Арье Мирецкий