Испытание грустью

испытание-грустьВ «Книге Знаний для Праведников народов мира», в части «Врата служения» (глава 3), говориться  о великой важности служения Всевышнего в радости, а также о колоссальной роли самой радости в жизни человека.

Напротив того, грусть – тяжелое, недоброе качество, которое мешает человеку служить Творцу, а также добиваться успеха на своем жизненном пути, до такой степени, что очень часто можно воспринимать грусть в качестве козней злого начала. Вследствие этого, человеку просто необходимо отходить, как можно дальше, от грусти, осознавая, что не грустью вымощен путь к Всевышнему, а – наоборот; и что грусть помогает злому началу сразить человека наповал, используя различные ухищрения и страсти этого мира.

Человеку следует оглядеться и поискать источник грусти. Возможно, он найдет его в материальных трудностях жизни, и тогда пусть вспомнит изречение Царя Давида: «Счастлив человек, полагающийся на Него», ведь страдания приходят от Него и обязательно с какой-либо определенной целью, несмотря на то, что цель эта сокрыта от человеческого понимания. Понимая, что все, что посылает Творец, идет исключительно во благо, человек своей верой и беспрекословным подчинением Его наказам, преодолевает все трудности, выпавшие на его долю.

Источником грусти могут стать трудности духовного состояния человека, которому не удается справиться со своим злым началом, или который уже совершил несколько грехов, и теперь сердце его терзается и не находит себе места. В таком случае человек должен проследить, каким образом грусть пришла к нему, и тогда ему станет ясно, что грусть – это не что иное, как продолжение злого начало, которое заставило его согрешить: повергнув человека в грех, оно объявляет войну его спокойствию, ввергая его в безграничное отчаяние и подчиняя его своей злой воле. Поведение злого начала подобно поведению воюющих народов, каждый из которых, кроме физической войны, ведет войну психологическую, пытаясь убедить противника, что у него нет никаких шансов, что эта война для него уже проиграна, с тем чтобы подавить его морально, чтобы у него опустились руки, и он добровольно бы сдался без боя.

Так сказал Давид в Теилим: «Мудрее врагов моих делает меня заповедь Твоя» [1]. Иными словами, необходимо изучить образ действия врага, чтобы понять его слабости, с помощью чего одержать над ним победу. Если злому началу так важно повергнуть человека в грусть и уныние, человеку следует поверить в собственные силы, которые пригодятся ему в борьбе со злым началом; и первое оружие в этой борьбе – вера во Всевышнего, радость служения Творцу, уверенность в Нем, уверенность в себе, в своей способности найти милость в глаза Б-га. Когда человек осознает, что Всевышний, благословенно Его Имя, не махнул на него рукой, а все еще надеется, что он вернется к нему полный покаяния, станет добрым, порядочным человеком, он поймет, что в нем есть силы исправиться, а поняв это, он возрадуется и еще более укрепится в своей вере в Творца.

Такое осознание сильнейшее оружие в борьбе со злым началом: «Если Всевышний», — думает человек, «надеется на меня, значит, я чего-то стою, и могу сделать что-то доброе и хорошее!»

Грусть идет от злого начала, она являет собой начало зла, творящегося в этом мире. Так произошло с Каином, когда тот увидел, что жертвоприношение его не было принято Г-сподом, тогда как жертвоприношение Авеля Б-г принял. «И сказал Г-сподь Каину: отчего досадно тебе? и отчего поникло лицо твое?» [2] Иными словами, почему тобой овладела грусть?!

«Ведь если станешь лучше, прощен будешь, а если не станешь лучше, то у входа грех лежит, и к тебе влечение его, но ты будешь господствовать над ним [3]». Иными словами, ведь ты можешь стать лучше, используя свои собственные силы, ты не должен отчаивается; но если отчаешься ты, будешь продолжать грустить, падешь ты жертвой злого начала, и ему вновь удастся ввести тебя в грех (так и случилось – Каин не внял словам Творца и пал жертвой еще большего греха, убив Авеля). «…А если не станешь лучше, то у входа грех лежит, и к тебе влечение его, но ты будешь господствовать над ним». Иными словами, влечение злого начала – ввести человека в грех, поэтому он будет всеми силами соблазнять его совершить грех, после совершения же греха, злое начало постарается повергнуть грешника в отчаяние. Однако… «…ты будешь господствовать над ним», то есть, как бы злое начало ни старалось, человек (а не злое начало) – хозяин своего организма и разума.

Надо сказать, что грусть имеет один небольшой положительный аспект. Дело в том, что поддаваясь грусти, человек испытывает горечь. И именно эта горечь (последствие грусти), которая возникает у человека вследствие неудач и трудностей, притупляет его стремление к различным мирским наслаждениям, власти, тщеславию.

Однако человек должен быть весьма осторожен, ведь горечь эта вместо того, чтобы оживить сердце, может привести к его духовной гибели. Истинная цель горечи (не оставаться в ней, не дай Б-г), а только лишь перейти к истинной радости. Ведь человек, получающий удовольствие и радость от мирских дел, погружаясь в них с головой, не может получать истинное наслаждение от настоящего духовного света; а горечь от неудач является своего рода водоразделом между мирскими делами и делами духовными, она очищает сердце человека от суеты и глупостей этого мира, освобождая его от них, а, освободившись, человек может испытывать истинную радость от службы Всевышнему, от веры в Него, от своих добрых поступков, совершаемых во славу Г-споду. [4]

Примечания

[1]  Теилим 119:8
[2]  Берешит 4:6
[3]  Берешит 4:7
[4]  Тания, главы 21 и 31

Из книги раввина Мойше Вайнера «Книга Знаний для Праведников народов мира».
Раздел 6 — «Врата испытания», глава 4.