Интервью. Ясный взгляд

Число этих людей относительно невелико. Но с каждым годом оно множится. Они называют себя «сыновьями Ноаха», и хотят соблюдать законы Торы, которые Моше-рабейну получил для народов мира.

Михаэль Корец, раввин и работник хайтека, уже много лет дает уроки Торы в интернете и отвечает на галахические вопросы. На его страницу заходят и евреи, и неевреи, и те, кто решил соблюдать законы Ноаха.

— Михаэль, чем позиция «бней Hoax» отличается от обычного любопытства?

— Они четко формулируют свою позицию, говоря: «мы хотим оставаться неевреями, но жить по законам, которые Моше-рабейну получил для народов мира». Сыновья Ноаха объединяются в общины и хотят серьезно разобраться в Семи заповедях.

— Это ведь необычный шаг...

— Конечно. На вопрос, почему они не нашли себе подходящую нишу в одной из других религий, обычно следует ответ, что в Торе меньше насилия над разумом и необычайная точная и подробная система моральных норм и взаимных обязательств. Это правда.

Последняя из Семи заповедей предписывает мудрецам народов мира вершить справедливый суд, а наша обязанность помочь им в этом. По мнению Рамбана ноахиты должны выполнять почти все законы «Хошен а-мишпат» (часть Шулхан Apyx), где говорится о деловых отношениях.

— Если кинуть взгляд в историю — странно, необычно! В 18-м веке за такие «консультации» человек мог попасть на костер, в 19-м в Сибирь, а сейчас раввин свободно толкует с неевреями, какие законы Торы к ним относятся, как лучше их соблюдать...

— Так всегда «отпускает» после кризиса. В двадцатом веке человечество поставило над собой глобальный эксперимент, включавший войны, революции, отмену всех религий. Что в сухом осадке? Выяснилось, что без принятия ярма Небес мораль становится двойной, тройной и пр. И что нужен единый этический код для всех людей на земле. Оказалось, что этот код существует и хранится в наших святых книгах.

— Кто-то скажет, что евреи хотят переделать всех на свой лад.

— Я хочу привести агаду, которая содержится в трактате Меила. Во время римского владычества стало известно, что враги хотели запретить нам соблюдение многих заповедей. Один мудрец явился в их собрание и спросил: «Вы хотите, чтобы евреи жили бедно? Тогда пусть не работают в Шабат! Вы хотите, чтобы они ослабели? Тогда пусть делают обрезание! Вы хотите, чтобы их рождалось поменьше? Тогда разрешите их женщинам соблюдать законы чистоты, и жена почти на две недели становится запрещенной для мужа...»

— Какая связь с народами мира?

— Прямая. Из рассказа видно, что судьбы евреев и неевреев имеют совершенно разный вектор. В наш алгоритм Всевышний заложил ограничение себя, стремление к святости, постоянную необходимость отделять добро от зла и докапываться в каждом явлении до его внутренней сути. Главная цель народов — «ишув олам», обживание этого мира, доведение его до совершенства. Это означает — распространяться во все стороны, раскрывать все возможности, заложенные Творцом в природу вещей.

— Какой же вывод?

— Мы дополняем друг друга, но стрелки смотрят в разные стороны. И никто из нас не вправе нарушить задачу, поставленную Творцом...

— Михаэль, в сказках есть сюжет, где утиное яйцо подложили курице, и она испуганно кудахчет, когда утенок бросается в реку. В еврейских судьбах эта тема повторялась многократно — на уровне Арамы. Там, в диаспоре, наши предки слышали со всех сторон, что они верят в Б-га «не по-нашему», и должны исправиться, а не то...

— Мы говорили о пользе кризисов... Кризис дает новый взгляд на жизнь. Расчищая обломки советских и фашистских утопий, люди, возможно, пришли к выводу, что у евреев особая роль, особые знания, и в этом нужно спокойно разобраться. Люба-вичский Ребе знал, что в сердцах народов произошел некий важный сдвиг. В начале восьмидесятых годов он объявил, что настал срок передать жителям земли Семь заповедей сыновей Ноаха, общий моральный код всего человечества.

— Знакомство с Семью заповедями началось. Видны результаты?

— Чтобы понять возможности открытия, нужно сперва изучить «пропозал». Мы видим, что у евреев и неевреев разные задачи в этом мире. Но в то же время есть общий духовный центр — Тора, где для народов мира приготовлены Семь заповедей. И общая конечная цель — сделать Всевышнему «жилище среди нижних», т.е. освоить и исправить наш мир настолько, что в нем, в эру Мошиаха, осуществится полное раскрытие Творца.

— Но Мошиах еще не занял место на троне. Чем заповеди Ноаха полезны нам, евреям и неевреям, уже сегодня, сейчас?

— В Израиле сейчас остро стоит проблема гиюров. Во время большой алии приехало много людей с еврейскими корнями, но не евреи по Галахе. Несколько влиятельных чиновников, и среди них Ариэль Шарон, предложили упростить процесс принятия еврейства, особенно в армии. Но они забывают, что у человека есть душа, что его выбор не зависит от социальных задач.

— Знакомство с заповедями Ноаха что-то меняет?

— Да. Мы перестаем смотреть на нееврея, как на кандидата в евреи. А он видит, что у него есть определенный духовный статус, что он «Бен Hoax». Соблюдая Семь заповедей, он изменяет к лучшему наш мир и может рассчитывать на нашу поддержку и уважение. Естественно, если человек хочет пройти гиюр для души, а не для статуса, такая возможность остается. Так сделал я в свое время...

— Из сказанного вытекает, что на повестке дня курсы для будущих сыновей Ноаха?

— Различные формы обучения «бней Hoax» уже существуют в США и нескольких других странах. И на Святой Земле тоже должны быть. В Иерусалиме сейчас работают несколько серьезных исследователей, например, рав Йоэль Шварц и рав Моше Вайнер, которые, на основе законов Торы, составляют книги"галахи для неевреев". Пророки обещали, что во времена Мошиаха народы мира получат «сафа брура» — ясный язык, на котором можно общаться с Б-гом и приходить к согласию с другими людьми. И, кажется, это сбывается...

Перепечатка из листовки молодёжной организации хасидов Хабад № 980-981 (4-11 тамуз 5769 г)

Беседовал р. Эзра Ховкин

ИСТОЧНИК