И выкорчует всех потомков Шета

Лекция раввина Моше Вайнера на Втором Конгрессе Потомков Ноаха, исход Шабата главы Балак, 08.07.2017. Иерусалим.

Часть первая. Анализ пророчеств об искоренении части мира.

Я хочу сегодня разобрать с вами одну беседу Ребе [1] и поговорить о том, какое это имеет отношение к движению Потомков Ноаха в наши дни.

В Шабат, который только закончился, мы читали главу Балак. Есть в Торе много рассказов о взаимодействии между евреями и неевреями — на самых разных уровнях. Один из самых ярких рассказов о таком взаимодействии мы читаем как раз в главе Балак. Это также тот фон, на котором основывается беседа Ребе, о которой мы будем сегодня говорить. 

Обычно на исходе Шабата мы устраиваем «мелаве малка», проводы царицы-субботы, и рассказываем рассказы о праведниках.

Хасидская история

Начну с такой истории. Один из последователей Баал-Шем-Това попросил у своего святого учителя благословение на пропитание. Баал-Шем-Тов посоветовал ему торговать, завозить для евреев вино из-за границы. Ведь достать еврейское вино — не такое простое дело, поэтому на этом можно сделать хороший бизнес. Баал-Шем-Тов сказал ему, что он должен внимательно следить, чтобы это вино было действительно кошерным. И дал ему конкретные инструкции, как обеспечить, чтобы вино соответствовало самым строгим законам кашрута.

Хасид хорошо подготовился, поехал за границу, сделал все в точном соответствии с указаниями Баал-Шем-Това, купил кошерное вино и повез его обратно. На границе останавливает его таможенник и спрашивает, что в этих бочках. Отвечает хасид сказал, что это вино. Нет проблем — вино можно завозить в полном соответствии с законами Российской Империи. Но таможенник не поверил. Дело в том, что вино можно было завозить, а водку нельзя. «Да вино это! На, понюхай!». «Нет, я должен попробовать». И запускает казак руку в бочку, зачерпывает, пробует и говорит: «Да, действительно, вино! Ладно, можешь проезжать».

Человек несведущий скажет: «Ну, отлично! Счастливый конец!» Но проблема в том, что вино, которое потрогал нееврей — перестает быть кошерным! Все старания – насмарку!

Приезжает хасид к Баал-Шем-Тову и плачет: «Я ведь выполнял все ваши указания! Я вложил все свои деньги, а теперь все они пропали!». Баал-Шем-Тов у него спрашивает: «А ты вообще молился, чтобы ты преуспел в этом деле?». «Нет, но я в точности следовал Вашим указаниям! Я сделал все, как Вы сказали». Говорит ему Баал-Шем-Тов: «Нет! Даже если все идет хорошо, всегда надо молиться Всевышнему, чтоб достичь успеха!»

Поэтому я возношу молитву Всевышнему и прошу, чтоб Он помог мне преуспеть на моем пути, разъяснить это учение Ребе и растолковать, как оно относится к движению Потомков Ноаха сегодня.

Пророчества об искоренении части мира

В недельной главе Балак Тора приводит пророчества Бильама, о конце времен. Встанет царь в Израиле, потомок Давида, Машиах. Сказано в этом пророчестве, что придет Машиах «ве-каркар (искоренит) всех потомков Шета»[2]. Шет был третьим сыном Адама, от которого произошел Ноах. От Ноаха пошли все поколения после Потопа. То есть, все ныне живущие люди — потомки Шета.

Вместе с тем, говорит Ребе, во многих пророчествах сказано, что в будущем мире все народы признают Всевышнего, будут приходить в Иерусалим, чтобы служить Ему[3]. Весь мир обратится к знанию Единого Всевышнего, весь мир станет единым, будет пребывать в гармонии [4].

Как же это все соотносится с пророчеством, звучащим из уст Бильама, что Машиах выкорчует все человечество?

Ребе ставит тот же вопрос по отношению к пророчеству Зхарии. Вторая часть книги Зхарии, одного из поздних пророков, посвящена видению грядущих времен, прихода Машиаха. Один из стихов там говорит, что две трети мира «отомрут» [5]. Вновь мы сталкиваемся с той же проблемой – с предсказанием искоренения.

Талмудический спор

Ребе указывает, что в Талмуде, в трактате Санѓендрин [6] приводится спор между двумя мудрецами – Реш Лакишем и рабби Йохананом. Реш Лакиш говорит, что треть, о которой говорит стих – это потомки Шема. Иными словами, одна треть, которая останется – это евреи, а две трети, которые «отомрут» – это все остальные народы. Рабби Йоханан, его учитель и товарищ по учебе, говорит, что таким толкованием стиха не доволен. По мнению рабби Йоханана, о евреях не идет речь в этом пророчестве вовсе. Треть, которая уцелеет, – это треть всего остального человечества.

Ребе говорит, что объяснение Ребе Йоханана тоже сложно принять. Дело в том, что когда у нас есть какой-то стих с простым смыслом, мы не можем этот простой смысл менять и приспосабливать под доказательство каких-то своих взглядов. Но когда мы видим противоречие между разными стихами, значит, необходимо это противоречие устранить, истолковав один или несколько стихов, то есть найти в них более глубокий смысл, а не довольствоваться простым смыслом слов. Так и в нашем случае. В большинстве пророчеств говорится о благоденствии, гармонии, подъеме народов на уровень служения Всевышнему. В двух пророчествах говорится об искоренении. Значит, необходимо истолковать эти два пророчества, не воспринимая их буквально.

Разъяснение смысла пророчеств

Ребе дает следующее объяснение. Под словами «ве-каркар» (и искоренит) и «йикарту йигва’у» (отсечены будут, отомрут) не подразумевается истребление в физическом смысле. Тема этих пророчеств – состояние, к которому придет человечество с приходом Машиаха. Слова «искоренение», «отсечение», «отмирание» могут означать как физическое уничтожение, смерть, так и разрушение образа «я», самоидентичности, представления о собственной важности.

Смысл пророчеств Бильама и Зхарии состоит в том, что с приходом Машиаха существование человечества изменится настолько, что, по крайней мере, 2/3 господствующего сегодня представления о себе в общей картине мира, 2/3 ощущения собственной значимости изменится, совершенно потеряется, и не будет иметь никакого смысла.

Примеры идентичности

Первый пример. Сегодня очень важно, из какой культуры ты пришел, какой веры, взглядов, традиций придерживаешься. Это составляет очень существенную часть идентичности человека. С приходом Машиаха это не будет иметь никакого значения. Географические характеристики места проживания народов останутся, но отомрут ложные верования, взгляды, традиции, представляющие собой чуть ли ни треть идентичности человека.

Второй пример. Сегодня мы видим, что для идентичности человека в собственных глазах и в глазах окружающих немаловажный фактор — степень значимости, уровень благосостояния, способность оказывать влияние на окружающих. С приходом Мошиаха это тоже потеряет всякое значение. Таким образом, еще чуть ли ни треть идентичности человека просто отомрет за ненадобностью.

Итак, эти важные — на сегодняшний день — составляющие идентичности потеряют всякий смысл с приходом Мошиаха, разрушатся. Именно в этом и состоит пророчество Бильама и Зхарьи.

Здесь мы подходим к важному моменту в понимании этого урока Ребе. В чем значение для потомков Ноаха прихода Мошиаха?

Потомки Ноаха в эпоху Машиаха

Начнем с отрицательного взгляда. Согласно мнению Реш Лакиша, единственная треть человечества, которая останется с идентичностью во время Мошиаха, это еврейский народ. То есть, никакого значения те, кто не является евреями, иметь не будут. Иными словами, потомки Ноаха во время Машиаха будут просто жить, будут просто людьми, совершенно без никакой идентичности.

Раби Йоханан говорит по поводу оставшейся трети мира, что речь вообще не идет о евреях (так же, как и о неевреях). Речь идет о составляющих идентичности и евреев и неевреев. Идентичность с точки зрения взглядов, имущественного и социального положения уйдут. Лишь треть составляющих идентичности останется.

Ребе приводит доказательство своему объяснению из трудов раби Моше бен Маймона, Рамбама.

В обсуждении 7 законов Ноаха – как и многих других законов – встречаются разные мнения законоучителей. Но именно одно из них признается преобладающим, приобретает статус закона, которому все должны следовать, ѓалахой. Ребе неоднократно подчеркивает, что ѓалаха во всем, что касается Потомков Ноаха, следует мнению Рамбама.

Рамбам [7] объясняет, что приход Машиаха будет состоять из трех этапов. На первом этапе Машиах – праведный человек, лидер еврейского народа, следует Торе, и ведет весь еврейский народ по пути Торы. Второй этап – построение святого Храма на своем месте и собрание всех евреев со всего мира на земле Израиля. Рамбам говорит, что если придет еврейский царь из династии Давида и ему удастся всего этого достичь, то очевидно, что он является Машиахом. То есть, с еврейским народом все в порядке.

Но Рамбам на этом этапе не останавливается, а продолжает и говорит, что на третьем этапе Машиах исправит весь мир: «Тогда,  говорит Всевышний, - обращу Я все народы, чтобы ясным языком взывали все к Г-споду, служили Ему единым плечом» [8].

Ребе обращает наше внимание, что Мишне Тора Рамбама – это не историческая книжка, а свод законов. И если Рамбам об этом пишет, значит это ѓалаха, закон. Другими словами, задача Машиаха после того, как он завершит свою работу с еврейским народом, состоит в исправлении всего мира. Это согласуется с общим мнением Рамбама, что Всевышний дает нам повеление оказывать влияние на все народы, побуждая их выполнять 7 заповедей потомков Ноаха. С приходом Машиаха весь мир будет цельным, совершенным.

Объясняет Ребе, что если Машиах приходит специально для того, чтобы исправить весь мир, для служения Всевышнему, значит это часть Торы, предписание ее по отношению к миру. В соответствии с Рамбамом, который следует мнению раби Йоханана, в этом и заключается самая кардинальная перемена в образе всего мира во времена Машиаха: идентичность потомков Ноаха как соблюдающих Тору, соблюдающих кодекс Нахидов, — именно она останется. Люди будут настолько поглощены изучением Торы и соблюдением заповедей, настолько самозабвенно погружены в познание Всевышнего, что это затмит собой всякое ощущение важности всех других сторон его идентичности. Да, он будет проживать на определенной территории и заниматься определенным ремеслом. Но это не будет иметь никакого значения перед его погруженностью в Б-жественное. Мы почти не можем представить себе такой уровень поглощенности.

Приведем аналогию. Многие евреи сегодня потеряли родовую идентичность, большинство не знают, к какому колену они относятся. Можно было бы подумать, что с приходом Машиаха это и вовсе не будет иметь никакого значения. Но нет! Ѓалахаучит, что Мошиах своим Б-жественным знанием, вдохновением, укажет конкретно каждому еврею, из какого он колена. То есть эта идентичность во времена Машиаха будет очень важна. Точно так же будет важна и идентичность Потомков Ноаха, принадлежность к числу праведников, хасидов народов мира.

Примечания

[1]Ликутей сихот, т. 23, с. 172 и далее
[2]Бемидбар 24:17
[3]Йешаяѓу 56:7
[4]Зхарья 14:9, Цфания 3:9, Йешаяѓу 11:6 и др.
[5]Зхарья 13:8
[6]111а
[7]Мишне Тора. Законы о царях и ведении войн 11:8, 11:13
[8]Цфания 3:9

Перевод и обработка: раввин Шевах Златопольский
Расшифровка текста: Анастасия Бойко