Год — Слава: стать рабом Создателя

Год – Слава-1
Внутренним аспектом проявления сфиры Ѓод в душе является искренность (тмимут). На иврите это слово означает также «целостность» [1] и «простодушие» [2]. На надсознательном уровне искренность проявляется в поглощенности служением. В сердце, то есть на уровне эмоций, – в твердости намерений преданно служить Творцу. В практической плоскости она проявляется в стремлении скрупулезно исполнить каждую заповедь во всех тонкостях и деталях [3]. Человек, обладающим цельным и искренним характером, стремится наилучшим образом исполнять волю Творца и делает это с любовью и благодарностью.

Богохульство – сознательное оскорбительное действие или высказывание в адрес Творца – прямая противоположность естественному чувству благодарности Б-гу и признанию Его милосердия и величия, то есть использование «не по назначению» душевных сил сфиры Ѓод. Таким образом, запрет богохульства призван защитить в душе внутреннюю составляющую сфиры Ѓод, Искренность. Исходя из этого, мы можем сформулировать пятую идею, постижение которой с помощью медитативных размышлений должно лечь в основу служения всякого праведного потомка Ноаха: необходимость быть преданным служителем Творца и верным помощником избранного Им народа, Израиля.

Тора называет евреев «сынами Всевышнего», как сказано: «Сын Мой, первенец Мой – Израиль» [4]. Праведные же потомки Ноаха являются идеальным примером служителей Всевышнего. Если еврей не дает раскрыться своей божественной душе – «частице Б-га свыше» [5] – полностью, он именуется «рабом Всевышнего» [6]. Для всех остальных людей уровень служения «раба Всевышнего» является высшим, для еврея это падение [7]. Но, как уже упоминалось, на евреев возложена обязанность быть примером служения для неевреев. И даже если еврей служит Всевышнему подобно рабу, а не сыну, он вдохновляет неевреев своим примером. И тем, как уже было сказано, помогает им достичь высшего для них уровня служения Всевышнему.

Служение, или поклонение, отождествляется в каббале с искренностью (тмимут). Только искренний человек способен предстать перед своим хозяином, забыв о себе, полностью подчиняясь его воле. Это состояние искренней и безоговорочной преданности создает специфическую ауру взаимоотношений. Не случайно дополнительное значение слова Ѓод в иврите – «аура».

Сфира Ѓод (и внутренней аспект её проявления в душе – Искренность) находится в самой нижней точке левой оси Древа Жизни. Как уже объяснялось, лежащие на одной оси сфирот образуют иерархическую структуру. Если говорить о левой оси, то Бина является «начальной», высшей сфирой, Гвура – средней, а Ѓод – «конечной», нижней. И, таким образом, становится очевидным, что искренность и преданность, являющиеся проявлениями этой сфиры, проистекают из внутреннего аспекта проявления сфиры Гвура (Мощь) – страха/трепета. На практике это означает, что если нееврей учится у евреев служению в покорности и преданности, он обретает шанс подняться на уровень служения в трепете пред Ним. В свою очередь, Гвура является продолжением сфиры Даат. На практике это означает, что, преданно поддерживая евреев и помогая им исполнять возложенную на них миссию нести божественный свет миру, нееврей удостоится служить Б-гу в радости (поскольку радость – внутренняя составляющая сфиры Даат).

Когда преданный раб находится в присутствии своего хозяина, его сердце преисполнено трепета. Но, вместе с тем, он испытывает неподдельную радость от того, что ему выпала честь служить такому господину. Нееврей может почувствовать это, помогая первенцам своего Хозяина, евреям.

***

Как уже упоминалось выше, Нецах и Ѓод (Доверие и Искренность) дополняют друг друга. Проявление двух этих сфирот представляют собой два аспекта процесса духовного становления праведного нееврея. Нецах дает убежденность, необходимую, чтобы безоговорочно принять семь законов потомков Ноаха, а также научиться духовному росту и обновлению. Ѓод формирует искреннее желание служить Творцу, а также углубляет понимание того, что служение Ему требует искренней заботы о благополучии еврейского народа – первенца Всевышнего.

Архетипическими воплощениями сфирот Нецах и Ѓод являются, соответственно, Моше и его брат Аѓарон, которые также являются центральными духовными фигурами в процессе становления праведного нееврея. Как объясняется в Зоѓаре [8], во время «бракосочетания» между Б-гом и его народом (т.е. в момент дарования Торы) Моше была отведена роль дружки жениха, а Аѓарону – роль дружки невесты. Моше, действуя от имени «жениха» (Всевышнего), представил Его народу Израиля и научил евреев, как приблизиться к Нему. Аѓарон сопровождал «невесту», то есть еврейский народ, научив евреев любить Б-га такой искренней и безграничной любовью, какой невеста любит своего жениха. Поэтому солидаризация с Моше, архетипическим воплощением сфиры Нецах и пророком, давшим нам Тору, пробуждает в сердце нееврея желания соблюдать законы потомков Ноаха, являющиеся неотъемлемой частью Торы. А солидаризация с Аѓароном, архетипическим воплощением сфиры Ѓод, ставшим, в качестве призванного Б-гом первосвященника, олицетворением идеала служения Творцу, поможет нееврею взять на себя обязательства по заботе о благополучии еврейского народа – оказанию евреям всяческой помощи и поддержки в их служении Творцу, цель которого – наступление, с приходом Машиаха, всеобщего благоденствия и исправления мира, что станет началом установления нового, лучшего порядка вещей [9].

***

На иврите слово «еврей» (йеѓуди, יהודי) происходит от той же основы, что и название сфиры Ѓод (הוד). Это означает, что еврей – это тот, кто признает Б-га безусловно и искренне, ощущает Его величие и благодарен Ему за все, что с ним происходит, независимо от того, явное это благо или неявное. И нееврей может проявлять душевные качества, связанные с этой сфирой. Но для того, чтобы раскрыть их во всей полноте, ему необходимо совершить обращение и стать праведным неевреем. Это подразумевает не только принятие семи законов потомков Ноаха, но и признание особой миссии еврейского народа, зависит будущее всего человечества. Осознание этого, несомненно, побуждает праведного нееврея сделать все, что в его силах, чтобы помочь избранному народу исполнить свое божественное предназначение.

Классическим примером праведного нееврея, достигшего подобного уровня искреннего и преданного служения, является Элиэзер – раб Авраѓама, которого тот сделал своим домоправителем за его преданность. Он также поручил ему найти супругу своему сыну и наследнику Ицхаку. За свою искреннюю и безграничную преданность Элиэзер удостоился духовного преображения – покинув «мир проклятых», он присоединился к «миру благословенных» [10], согласно обещанию Всевышнего Авраѓаму: «Благословлю благословляющих тебя, а проклинающего тебя прокляну» [11].

Представляясь Бетуэлю и Лавану, отцу и брату Ривки, Элиэзер сказал им: «Я – раб Авраѓама» [12]. Он не стал называть своего имени, ограничившись именем своего хозяина, поскольку достиг такого уровня преданности, что фактически утратил собственную индивидуальность, поднявшись на уровень самоотречения, искреннего и безраздельного служения преданного раба.

Значительная часть нееврейского мира поклоняется еврею, которого они называют «Сыном Б-жьим». Теперь неевреям нужно осознать и признать, что все евреи – дети Б-га. Ноахиды, по мере своих сил, должны стремиться помогать евреям выполнить их миссию. Разумеется, они не должны поклоняться им, как поклоняются божеству. Однако следует понимать, что искреннее и преданное служение Творцу подразумевает, среди прочего, постоянную готовность служить и помогать народу Израиля, который несет Избавление всему человечеству. И лишь тогда мир удостоится прихода подлинного Машиаха.

Примечания

[1]  Таргум Онкелос на Дварим, 18:3.
[2]  Берешит, 25:27. В Пасхальной Агаде простодушный сын назван там.
[3]  Эти три проявления качества тмимут описаны в начале книги рабби Дова-Бера Шнеерсона «Дерех хаим».
[4]  Шмот, 4:22.
[5]  Тания, глава 2. Подобно тому, как сын является «частицей» своего отца.
[6]  Кидушин, 36а. Однако, по словам рабби Меира, евреи остаются сынами Всевышнего в любом случае, поскольку суть «родства» остается неизменной. Стоит отметить, что величайший из пророков, Моше, назван в Торе рабом: «И умер там Моше, раб Б-жий, в стране Моав, по слову Господню» (Дварим, 34:5). Это означает, что он достиг высочайшего духовного уровня «сын, ставший рабом». Эта идея подробно изложена пятым Любавичским Ребе в его труде Сефер ѓа-Маамарим «самех-вов» (5666 г.).
[7]  Как объясняется в учении хасидизма, даже совершенный праведник (цадик) может, в определенном смысле, пасть со своего высокого духовного уровня. Это объясняется тем, что благодаря этому он получает возможность встретить низкие души, опустившиеся на самое дно, и одним своим присутствием укрепить их и вернуть им желание подняться. Это справедливо и для еврейского народа в целом. Его падения укрепляют и воодушевляют народы мира, позволяя духовно расти и приблизиться к Б-гу и его Торе. Разумеется, подобные падения могут считаться полезными лишь до тех пор, пока они остаются в границах святости. Для истинного праведника (цадик) это означает падение до уровня «бейнони», см. Тания, глава 1. Для еврейского народа – переход от сыновнего служения к рабскому, когда еврей исполняет заповеди Творца без радости.
[8]  Зоѓар, III, 53b.
[9]  Своей любовью к Творцу Аѓарон пробуждал в сердцах евреев желание следовать его примеру. Подобно этому, праведный нееврей, охваченный любовью к Б-гу, его Торе и его избранному народу, может помочь евреям лучше служить Всевышнему. Причем служа им не только примером, но и, если нужно, укоризной: если уж нееврей способен так любить Творца, то тем более этого должно требовать от евреев, принадлежащих к избранному народу.
[10]  Согласно мнению Зоѓара (III, 103a) душа Элиэзера, слуги Авраѓама – это возвращенная в этот мир, чтобы исправить грех душа Кнаана, сына Хама (по вине которого тот обесчестил своего отца Ноаха), которого дед проклял: «Проклят Кнаан: рабом рабов будет он у братьев своих» (Берешит, 9:25). В награду за преданное служение Авраѓаму и особенно за усердие, с каким он искал и нашел Ицхаку супругу, предназначенную ему свыше, Элиэзер удостоился духовного преображения – покинув «мир проклятых», он присоединился к «миру благословенных». Согласно преданию, душа Элиэзера, слуги Авраѓама, вернулась в этот мир в качестве души Элиэзера, сына Моше, а также, через много поколений – в качестве души р. Элиэзера, отца Бааль-Шем-Това. Таким образом, Моше и Бешт вновь оказываются ключевыми фигурами на духовном пути неевреев, стремящихся приблизиться к Б-гу и народу Израиля, и приобрести статус гер тошав – праведного нееврея, которому дозволено жить в Стране Израиля.
[11]  Берешит, 12:3. Первое благословение, которым Творец благословил человечество, звучало так: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю» (Берешит, 1:22). Поэтому для Авраѓама было столь важно найти достойную супругу своему единственному сыну от любимой жены Сары, относительно которого Б-г обещал ему: «В Ицхаке наречется тебе потомство» (Берешит, 12:21). Соответственно, в награду за проявленное в этом деле усердие Элиэзер и удостоился стать одним из «благословенных».
[12]  Берешит, 24:34.

Автор: р. Ицхак Гинзбург

Отрывки из книги «Каббала для народов мира». Глава 4.