Где находится Ковчег Завета?

Вопрос: Где находится Ковчег сегодня?*

Ответ: Рамбам [Маймонид] начинает четвертую главу Законов о Храме [Мишне Тора] со следующих утверждений:

Камень был в Святая Святых с западной стороны, на котором располагался Ковчег[1].  А перед ним, [была помещёна] ёмкость с манном и посох Аарона. Когда Царь Шломо [Соломон] строил Бейт А-Микдаш [Храм Святости], он знал, что в будущем Храм будет разрушен, и построил в нём место для хранения Ковчега внизу в глубоких и искривлённых хранилищах.

Царь Йошияу приказал спрятать его в месте, которое отстроил Царь Шломо, как сказано: «И сказал разумеющим левитам [3] и всему Израилю святым Б-гу, отдайте Ковчег Святой в Храме, который строил Шломо сын Давида, король Израиля: нет у вас ноши на плече, сейчас служите Г-споду Б-гу Вашему …» (Диврей а-Ямим 35:3). С ним был запрятан посох Аарона, ёмкость с манном, ёмкость с маслом помазания. Все эти предметы не возвратились во Второй Храм [4].

В комментариях поднимается вопрос об этом отрывке, поскольку такое длинное историческое объяснение выходит за рамки контекста Мишне Тора. Кроме того, фундаментальный смысл, упомянутый Рамбамом, того, что Ковчег был сокрыт – стал предметом спора Мудрецов [5], некоторые из которых считали, что он не был спрятан, но взят в Вавилон вместе с остальными священными предметами из Храма.

Сохранение Святости Храма

Некоторые из раввинов [6] пытались разрешить этот спор, поясняя, что утверждения Рамбама о сокрытии Ковчега дополняют его позицию, содержащуюся в заключении Главы 6 Законов о Храме:

Почему я говорю о Храме и Иерусалиме, а именно – о том, что они впервые освящены на грядущее и святостью остальной Земли Израиля относительно седьмого года, десятин и т.д.[7]? Поскольку святость Храма и Иерусалима зависит от Б-жественного присутствия, а Б-жественное присутствие вечно…

Данные комментарии помогают более полно раскрыть идею того, что Б-жественное присутствие опирается на Ковчег. Соответственно, вечное освящение места нахождения Храма и Иерусалима зависит от постоянного присутствия Ковчега в этом месте. Однако по поводу такого комментария возникает несколько вопросов. Во-первых, в нём нет объяснений касательно всех конкретных деталей, упомянутых Рамбамом в нашей Алахе. Если бы Рамбам хотел, он мог просто написать «Ковчег был спрятан в приготовленном для него месте».

Кроме того, идея Рамбама об освящении места нахождения Храма в том, что оно не обязательно зависит от присутствия Ковчега. Напротив, Рамбам утверждает, что освящение было привнесено царем Шломо во время освящения Первого Храма без упоминания необходимости постоянного присутствия Ковчега. Судя по всему, намерение Рамбама заключалось в том, что освящение Храма произошло в момент, когда Ковчег был внесён в Святая Святых. В этот момент Ковчег стал местом для Б-жественного присутствия и остаётся им всё время, ведь «Б-жественное присутствие вечно»[8].

Итак, наш первый вопрос остается без ответа. Кроме того, появился ещё один вопрос, касающийся порядка глав в Законах о Храме. В Главе 1 Рамбам объясняет базовые принципы строительства Храма. В Главе 2 описывается устройство жертвенника, в Главе 3 описываются остальные священные предметы, включая менору, стол для хлебов, жертвенник для воскурений и другие. В Главе 4 описывается само строение, его масштабы и прочие элементы конструкции. Казалось бы, упоминание о Ковчеге необходимо было включить в Главу 2 или 3 об остальных священных предметах. Почему о Ковчеге говорится в Главе 4?

Не просто священный предмет, а часть Священного Храма

В связи с вышеуказанным вопросом, рассмотрим Ковчег Завета в ином свете. Он не был только священным предметом Храма, и не был самым важным из них [9]. Но был неотъемлемой частью конструкции Храма и обеспечил место для Б-жественного присутствия в Храме – «Доме Б-га»[10].

Возникают вопросы: каким же образом, в таком случае, без Ковчега могло быть завершено строительство Второго Храма? Как могла Святая Святых существовать без этого фундаментального элемента своей структуры? Ответ на эти вопросы такой: место Храма было освящено в качестве места нахождения Б-жественного присутствия изначально – и эта святость сохраняется навсегда. Однако, поскольку Рамбам считает Ковчег элементом конструкции Храма, судя по всему, здание в целом не может быть полноценным без него.

Так Рамбам ищет пути разрешения этого вопроса в Алахе, где описывает сокрытие Ковчега. Каждое из конкретных деталей, которые он упоминает, дополняет пояснения.

Два места Ковчега

Рамбам подчеркивает, что место, в котором был сокрыт Ковчег, было построено Царем Шломо и было частью его изначального замысла построения Храма. Сокрытие Ковчега не было решением, принятым в последний момент, как экстренное действие. Наоборот, вначале, в пророческом замысле о Храме, было два места для Ковчега: открытое место, на «камне Основания» Святая Святых и скрытое место, «внизу в глубоких и искривлённых хранилищах», под Святая Святых.**

Скрытое место было освящено в качестве места Ковчега Царем Шломо и, поэтому, считалось частью Святая Святых. Строительство этого места хранения не задумывалось Б-гом «задним числом» с целью защитить Ковчег в случае необходимости, а задумывалось как изначальная часть конструкции Храма. Соответственно, поскольку, Ковчег хранился в этом месте, конструкция Святая Святых и Храма в целом была полноценно завершена. Что касается конструкции Храма, как такового, не имело значение, был ли сокрыт Ковчег в Святая Святых или – нет.

Указание Царя Йошияу

Данное пояснение помогает понять, почему Рамбам упоминает Царя Йошияу, приказавшего спрятать Ковчег. Во времена его правления, не было непосредственной опасности разрушения Храма. Наоборот, в то время евреи жили в относительной безопасности. Поэтому становится понятно, что целью сокрытия Ковчега не было его спасение, а было частью изначального замысла конструкции Храма.

Рамбам приводит цитату из приказа, данного Царем Йошияу: «Отдайте Ковчег Святой в Храме, который строил Шломо сын Давида, Царя Израиля: нет у вас ноши на плече, сейчас служите Г-споду Б-гу Вашему…»

Йошияу не сказал «Уберите Ковчег отсюда», тем самым подчеркнув, что Ковчег не просто следует убрать из Святая Святых, но поместить его в более подходящее для него место. Сказав «сейчас служите Г-споду Б-гу Вашему», Йошияу придал особое значение тому факту, что Ковчега теперь нет в Святая Святых («нет у вас [более] ноши на плече»), что ни сколько не умаляет святости Храма. Служение Творцу может продолжаться непрерывно.

Мысль о Ковчеге, имеющем два места хранения, раскрывается далее в следующем утверждении Рамбама: «С [ним] был запрятан посох Аарона, ёмкость с манном, ёмкость с маслом помазания». Когда Ковчег находился в Святая Святых, требовалось, чтобы эти священные предметы находились перед ним, как утверждает Рамбам вначале Алахи. Соответственно, когда Ковчег был помещён вниз в глубокие и искривлённые хранилища, туда же были помещены и священные предметы.

Присутствие Ковчега, Бесконечная истина

Таким образом, мы можем проследить уникальную связь всех строений, в которых есть Б-жественное присутствие, начиная с Мишкана (Переносного Храма) в пустыне. У каждой из этих построек был, в открытой или скрытой форме, тот же самый Ковчег, вместилище Б-жественного присутствия. В частности, каждый из трёх Храмов – Первый Храм, Второй Храм и Третий Храм, который будет отстроен в скором времени, – связаны уникально, ведь один и тот же Ковчег является завершением каждого из этих строений.

Кроме того, эта неповторимая связь распространяется и на место, где находился Храм, ведь Ковчег и сейчас находится там, «внизу в глубоких и искривлённых хранилищах», построенных Царем Шломо. Когда Храм будет отстроен вновь с наступлением эры Освобождения, раскроется и присутствие Ковчега. Он предстанет из потаённых недр и будет вновь воздвигнут в Святая Святых … в Третьем Храме, вечном строении, которое никогда впредь не будет разрушено. Да будет так немедленно.

Примечания:

*Адаптировано из беседы Любавического Ребе, М. -М.Шнеерсона, опубликовано на идише в Ликутей Сихот, Т.21, Паршат Трума. Текст на английском языке предоставлен с разрешения изд-ва Sichos in English, из публикации в книге «В поисках наследия Иерусалима» (Seek Out the Welfare of Jerusalem), стр. 75-82.:

**[Примечание директора сайта asknoah.org : Судя по всему, такое объяснение будет допустимым, если искривленные туннели под землей, идущие от места Святая Святых, простирались за пределы Храмовой Горы, а Ковчег был спрятан в смежном подземном хранилище, на некотором расстоянии от Храмовой горы.

1. Эвен Штия (ивр.), Камень Основания, называется так, потому что, как сказано в Трактате Йома 53b, он служил основанием, на котором Б-г начал сотворение мира.
2. Диврей а-Ямим 35:3
3. Несмотря на то, что в строке упомянуты Левиты, смысл в том, что Ковчег будут нести священники (Коэны). Конечно, это мнение Рамбама, поскольку он поддерживает (Сефер а-Мицвот, предписывающую заповедь 34), в которой указано, что Ковчег всегда несли священники. Даже Рамбан, который расходится во мнении с Рамбамом в вопросе о том, как следует выполнять эту заповедь, в данном случае согласен с ним, потому что Ковчег нужно было перенести из Святая Святых, а туда Левиты не допускались. См. Книгу Царств III 8:6 и комментарии.
4. [Смысл заключается в том, чтобы объяснить, что эти священные предметы не были возвращены в место Святая Святых во Втором Храме.]
5. Трактат Йома, там же. Существует и третье мнение, согласно которому Ковчег был спрятан, но не под Святая Святых, а под Залом для Дерева в Женском дворе Храма.
6. Рав Яаков Эмден на Законы о Храме.
7. См. эссе «Эрец Исраэль, вечное наследие нашего народа».
8. См. Ликутей Сихот, т.4, стр.1346. Несмотря на то, что Божественное присутствие также находилось и в Мишкане (Переносном Храме в пустыне) и в Мишкане в Шило, в отличие от Иерусалима, эти места нахождения не были выбраны Б-гом как место Его вечного присутствия. Поэтому, когда еврейский народ снимался с очередной стоянки в пустыне, и Мишкан собирался для переноса, место, где стоял Мишкан, теряло свою святость. И когда Мишкан был перенесён из Шило, и впоследствии Шило был разрушен, то и это место также потеряло свою святость.

Данное объяснение помогает разрешить ещё одно недопонимание. Комментаторы спрашивают, почему Рамбам не считает создание Ковчега одной из 613 заповедей. Но основе вышеуказанной идеи, можно предположить следующее. В своём подсчёте 613-ти заповедей, Рамбам использовал только те заповеди, которые существуют на все времена. Божественные заповеди, данные в определённый момент истории, которые не были предназначены для выполнения поздними поколениями, не были включены в этот подсчёт (Сефер А-Мицвот, Общий принцип 3).

Поэтому создание Ковчега не считается заповедью. Ковчег, построенный Моше, был Ковчегом, взятым в Святая Святых Царем Шломо, что немедленно повлекло освящение Храма, ставшего Местом Вечного обитания Б-га. С этого момента в Ковчеге не было необходимости, так как цель его создания была достигнута. Поэтому, нет заповеди строить Ковчег во времена Второго Храма.
9. Поэтому, когда Рамбам упоминает священные предметы в Храме (Алаха 1:6), он не упоминает Ковчег.
10. Слово, используемое Рамбамом в начале Законов о Храме, в которых описывается цель строительства Храма.

Источник: asknoah.org